Жара увеличивает количество аварий на дорогах

Летом почти каждый день дорожно-транспортное происшествие обрывает или калечит чью-то жизнь.

В Минске водитель мерседеса наехал на полуторагодовалого мальчика, катавшегося на стоянке на велосипеде, и маму ребенка. От полученных травм малыш скончался в машине скорой помощи по дороге в больницу.

Водитель Mitsubishi из Ошмян, который уже пять раз был наказан за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, потерял жену в ДТП, сев нетрезвым за руль.

Девятнадцатилетний мотоциклист сбил в Логойске молодого человека, которому в этот день тоже исполнилось девятнадцать.

Летом почти каждый день дорожно-транспортное происшествие обрывает или калечит чью-то жизнь. Только за последние три дня за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержаны 592 (!) водителя. А скольких сотрудникам ГАИ не удалось остановить?! Всего за полугодие по вине водителей “под градусом” совершено 252 ДТП, которые унесли жизнь 70 человек, еще  280 получили ранения.

А сколько трагедий происходит во время бытовых ссор, когда неосторожно сказанное слово вызывает такую ненависть и агрессию, что люди хватаются за нож? В Гомеле 41-летний мужчина из ревности задушил жену, сообщившую о том, что подала на развод и уходит к другому. Тело женщины супруг закопал в подвальном помещении многоэтажного дома, в котором они жили.

Неужели жара так “бьет по мозгам”? Почему, когда температура воздуха повышается, вместе с ней растет нетерпимость и раздражительность людей? Это “НГ” решила выяснить у ведущих специалистов Беларуси.

Игорь СЕМЕНЕНЯ, доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела научного обеспечения и международного сотрудничества департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:

— В жару большинство из нас ощущает дискомфорт, это отрицательным образом сказывается и на настроении. Важнейшая задача организма человека — предупредить перегрев. Для этого необходимо уменьшить образование тепла в органах и тканях и усилить отдачу во внешнюю среду. В отличие от классического стресса интенсивность энергетического обмена организма при действии высокой температуры в целом понижается. При температуре плюс 34—35 градусов и выше механизмы отдачи тепла практически не работают. Остается один — испарение пота. Этот механизм наиболее эффективен при невысокой влажности воздуха. Многие в жару как манны небесной ждут дождя. Однако дождь — это практически 100-процентная влажность. Если окружающая температура превышает температуру тела, то при высокой влажности почти не происходит отдачи тепла. Организм начинает быстро перегреваться, состояние ухудшается, нарушается работа мозга. Особенно тяжело людям, работающим в горячих цехах. За смену они могут терять до 12 (!) литров пота. Им необходимо постоянно употреблять воду, в том числе и минеральную для восполнения не только жидкости, но и солей.

А каково в такую погоду водителям на дороге? Какой должна быть температура в салоне авто? Конечно, комфортной. Для максимальной концентрации внимания на рабочем месте диспетчеров военной авиации устанавливается температура на уровне 17 градусов. Высокая температура в салоне автомобиля увеличивает риски ДТП.

Вообще для предупреждения перегревания следует снизить двигательную активность, расслабиться и переместиться в тень, увеличить потребление прохладной жидкости, ограничить потребление пищи, также принять прохладную ванну, использовать кондиционер и вентилятор, приложить к телу полотенце, смоченное прохладной водой, — особенно в местах расположений крупных сосудов — это шея, подмышки, пах и др., использовать максимально легкую одежду. Хочу обратить внимание на необходимость избегать перегревания женщинам с ранними сроками беременности. Жара может повысить вероятность врожденных пороков развития.

Сергей ИГУМНОВ, доктор медицинских наук, профессор, директор РПНЦ психического здоровья:

— Агрессию порождает много факторов, в том числе и аномальная для данной климатической зоны жара. А для белорусов температура  выше плюс тридцать — уже стресс. Знаете, как славяне представляли себе ад? В их понимании это было пекло. Когда летом в городе плавится асфальт, появляются раздражающие химические запахи, это негативно влияет на организм человека. Деревенские жители переносят жару иначе, чем горожане. Почему? Они больше времени проводят на свежем воздухе, лучше адаптированы к переменам погоды. В деревнях более активная циркуляция воздуха, что тоже облегчает жизнь в жару. А в городе немало территорий, укрытых асфальтом и бетоном, они дополнительно раскаляют воздух, к тому же от солнца нагреваются здания. Повышается фоновый уровень раздражения. И у человека снижается порог проявления агрессивного поведения. Стоит кому-то наступить на ногу в общественном транспорте, как тут же возникает ссора. Не лучшая ситуация и на дорогах. Если одним водителям в автомобильных пробках удается сохранять самообладание, то другие жмут на клаксоны, нецензурно бранятся, чтобы выпустить пар. У водителя в перегретом салоне нарушаются внимание, реакция, что нередко приводит к ДТП. К жаре, переполненному транспорту и автомобильным пробкам нужно относиться по-философски. И чаще вспоминать такой анекдот. В переполненной электричке едет много пассажиров. Пожилая женщина восклицает: “И куда это всем надо? Я-то к сыну, еду, а они куда?”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter