Средняя глобальная температура превысила доиндустриальные уровни на 1,2 °C: чем потепление угрожает землянам?

Жара идет на рекорд

Завершающийся 2016 год, наверное, станет самым жарким за всю 136-летнюю историю регулярных официальных метеонаблюдений. Эксперты Всемирной метеорологической организации (ВМО) сообщают, что на короткий отрезок XXI века, который мы прожили, пришлось 16 из 17 самых жарких лет из этого периода. Такие цифры они привели в докладе, представленном на проходящей сейчас конференции сторон Рамочной конвенции ООН по климату в Марракеше. Есть в нем и другие, не менее шокирующие. Так, средняя глобальная температура превысила доиндустриальные уровни на 1,2 градуса по Цельсию, до лимита, который был установлен Парижским соглашением в 2015 году — 2 градуса, осталось всего ничего. Идут на рекорд показатели долгосрочного потепления и концентрации парниковых газов в атмосфере. Что аукнулось, как считают метеорологи, увеличением скорости таяния льдов Гренландии и ледяных полей Арктики, подъемом уровня Мирового океана — с ноября 2014 года по февраль 2016 года — на 15 миллиметров, при том что раньше — лишь на 3,5 миллиметра в среднем за год. Вода в океане быстро нагревается, хрупкие экосистемы не выдерживают — первыми гибнут кораллы.


Эти перемены многие земляне уже испытали на себе: привычными стали разрушительные наводнения и экстремальная жара, которые раньше случались не чаще чем один раз за жизнь целого поколения.

И где же выход из этой тревожной ситуации? Киотский протокол, Парижское соглашение по климату — международные документы, которые готовились и подписывались десятки лет, еще не заработали в полную силу. А сейчас появилось опасение, что случится это не скоро — избранный президентом США Дональд Трамп в одном из своих выступлений поставил их под сомнение. Дескать, все они тормозят промышленное развитие страны, от них выигрывают другие государства.

Еще свежи дискуссии по этому поводу. Оппоненты теории глобального потепления утверждали, что колебания температуры воздуха на планете были всегда. Был ледниковый период, морозные зимы в Средние века, запечатленные художниками и летописцами. А «железобетонных» доказательств, что только и исключительно масштабная промышленная деятельность человека привела к глобальному потеплению, нет. Слишком мал период планетарных наблюдений за изменениями климата, слишком неполны и отрывочны знания о кухне погоды, факторах, влияющих на его масштабные перемены. И на этом основании нельзя делать обобщения и прогнозы, исключать возможность, что погодный маятник сам качнется в другую сторону. А вдруг не случится? И процессы, которые мы наблюдаем воочию, станут необратимыми: на месте лесов появится лесостепь, а там, где в степи шумел ковыль, будут шуршать пески пустыни. И потомки будут вопрошать: почему не предотвратили беду?

Тревожные цифры, прозвучавшие на конференции в Маррокеше, еще раз показали масштаб проблемы, стоящей перед человечеством, необходимость ее совместного решения.

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter