Жар — это холод

До чемпионата мира по футболу осталось 70 дней
«Добро пожаловать на сковородку!» Такой или примерно такой транспарант впору было вывешивать в знойной Испании, где температура зашкаливала и по Фаренгейту, и по Цельсию. Апельсинчик Наранхито, коего нарекли талисманом мундиаля, румянился прямо на глазах, но вот каково было футболистам? Сейчас и узнаем. Сегодня мы поиграем в футбол 1982 года.

Магия цифр иногда завораживает. Вы легко определите, что то первенство состоялось 24 года назад. В нем впервые принимали участие 24 команды. Сборная СССР пробилась в финальную стадию спустя 12 лет после рокового нокаута от уругвайца Эспарраго. А 12 — это половина от 24. Испанский чемпионат мира стал 12–м по счету. В главном матче группового этапа нашим противостояли бразильцы. Точно так же, как и за 24 года до этого. Мистика...

Успехи предыдущего года, когда тбилисцами был выигран Кубок кубков, а сборная с граничащим с эйфорией изяществом прошла отборочный турнир, позволяли согласиться с Николаем Озеровым, который, начиная телерепортаж с этого матча, отметил: «Мы бразильцев не боимся». А потом добавил: «И они нас тоже». В 1980 году сборная СССР умыкнула у них победу прямо на знаменитой «Маракане». В том матче еще играл наш Прокопенко, а сам Зико промазал с пенальти. Но бразильцы с тех пор успели окрепнуть и сразить всю Европу — во время турне 1981 года все с восхищением следили за артистизмом Фалькао, Жуниора, Сократеса. Оказавшиеся в своей стихии, эти игроки демонстрировали не футбол даже, а самбу, самбу с мячом.

Надо ли говорить, что первый матч в Испании для советской и бразильской сборных выдался под стать ожиданиям. Впечатления о празднике испортил разве что результат. Впрочем, и он мог быть иным, окажись со свистком кто–либо другой, нежели испанец Ламо Кастильо. Дважды на стадионе умолкала торсида, и севильская публика принималась скандировать слово «пеналь!», но испанец словно чего–то боялся. Пришлось Балю зарядить метров с 30 — бразильский вратарь очень уж неуклюже ловил мяч...

Во втором тайме бразильский карнавал развернулся во всю ширь. Дасаев пробовал творить чудеса, и тут следует сказать, что он был хорошим вратарем, но отнюдь не волшебником. Удары Сократеса и особенно Эдера принято считать неберущимися.

Выводы из этого матча каждый волен делать сам. Мне почему–то кажется, что победа над сборной СССР оказалась для бразильцев пирровой. Утвердившись во мнении, что всегда успеют забить на гол больше соперника, они напрочь убили в себе привычку защищаться. Теле Сантана не сумел вразумить своих игроков обороны, а мудрый итальянский тренер Энцо Беарзот зряче направил в ноги Паоло Росси ветер, гулявший в защите бразильцев.

Впрочем, случится это 5 июля 1982 года. А днем ранее начнет паковать чемоданы сборная СССР. Три недели мундиаля, начавшиеся для наших в душной Севилье, завершатся в Барселоне, но там к команде отношение станет уж очень прохладным. Вскоре появятся такие вот анекдоты.

Сборная СССР возвращается с чемпионата мира. Едут поездом. Приближаются к советской границе. Начинают думать: что делать? Побьют!

Юрий Гаврилов быстренько переменил одежду, прикрыл лицо воротником, надвинул кепку на глаза. Решил проверить, насколько удачно видоизменился. Вышел в тамбур. В тамбуре — старушка.

— Бабуля, ты меня узнаёшь?

— Конешно, милок. Ты — Гаврилов.

Гаврилов надел парик, перевязал глаз, прицепил бороду. Опять вернулся в тамбур.

— Бабуля, ты меня узнаёшь?

— Конешно, милок. Ты Гаврилов.

Гаврилов побрился налысо, вымазал лицо и руки гуталином. Снова в тамбур.

— Бабуля, ты меня узнаёшь?

— Конешно, милок. Ты Гаврилов.

— Да ё–моё, бабуля!!! Как ты меня узнаёшь???

— А как ты меня не узнаёшь, милок? Я же Бесков!

Извините за приклеенную к воспоминаниям «бороду», но без нее никак. На сборную СССР образца 1982 года возлагалось столь много надежд, что оправдать безволие в решающих матчах простым стечением обстоятельств было невозможно. Кого–то нужно было определенно «побить». На специальной коллегии Госкомспорта многих игроков обвинили в том, что они уронили честь советского футболиста. В старых справочниках вычитал, что «Сулаквелидзе, Шенгелия, Гаврилов и Блохин забыли об элементарной дисциплине и ответственности». И все это из–за одного — нулевого во всех смыслах — матча второго этапа.

Между первым и последним матчами нашей сборной на чемпионате мира в Испании уместились дежурная победа над Новой Зеландией (3:0), скромный выигрыш у бельгийцев (1:0) и душещипательная ничья с шотландцами (2:2). Кое–кто, может быть, вспомнит, как в напряженной концовке Шенгелия украл мяч у двух британцев и, казалось бы, уже вывел команду во второй этап. Однако уже через минуту Саунесс счет сравнял, а потом шотландцы имели еще один шанс, но дебютировавший в той игре на чемпионате минчанин Сергей Боровский отважно бросился под удар...

И все–таки почему в игре с поляками у наших не получилось ничего? В начале марта нынешний тренер брестского «Динамо» Сергей Владимирович Боровский в интервью к собственному 50–летию (вот ведь как время бежит!) рассказал, что многие из игроков сборной подошли к чемпионату мира функционально неготовыми. Затянувшаяся эйфория после победы в Кубке кубков отразилась в первую очередь на тбилисцах. Не лучшим образом сказывалось на команде и установленное у руля сборной троевластие. Бесков, Лобановский и Ахалкаци выглядели, как лебедь, рак и щука. Столкнувшись с тем, что наставники киевского и тбилисского «Динамо» с неохотой отпускают игроков в сборную, в ходе отборочного цикла тренер московского «Спартака» Бесков сам обратился в Спорткомитет с просьбой назначить Лобановского и Ахалкаци своими заместителями. Он даже пошел на то, что премии за победы делились между всеми тренерами поровну. А вот в Испании стоило бы применить принцип единоначалия, только это позволило бы избежать воспоминаний Хорена Оганесяна, в которых он говорил, что один из тренеров (Бесков) разъяснял суть комбинации, второй (Лобановский) велел «занять точку», а третий (Ахалкаци) рекомендовал быть посмелее в обводке. До игры ли тут?

Константин Бесков, после матча с польской сборной:

«Наша команда сыграла ниже своих возможностей. Снижение качества игры после встречи со сборной Бразилии объясняется недостатком мастерства у игроков средней линии. Наши нападающие оказались оторванными от игроков средней линии, никто из них не сумел хотя бы раз ударить по воротам».

В матче, в котором команде нужна была только победа, появление на поле пяти защитников представляется промахом ничуть не меньшим, чем случится в середине второго тайма у Сулаквелидзе. Однако, к сожалению, там же, где Бескову не удалось стряхнуть с плеч помощников, а именно в Кремле, сидели стратеги, которые умудрялись видеть на футбольном поле финты из большой политики. Очевидно, накануне игры с польской сборной, в Москве задумались о «Солидарности», а потому дали приказ играть корректно. Команда — убийственная для решающего матча.

В автобусе, который увозил нашу сборную со стадиона, как мы тогда называли — «Ноу камп», а сегодня, зарядившись каталонским национализмом, именуем «Камп ноу», Олег Блохин продолжал апеллировать к партнерам, он говорил, а на передних сиденьях молчали три тренера. Им уже никогда не работать вместе. Двоим из них вообще не работать в сборной. В отборочном турнире чемпионата Европы 1984 года футболистами будет единолично командовать Валерий Лобановский, но провидению будет угодно, чтобы 13 ноября 1983–го Сергей Боровский бросился останавливать португальца Шалану за три метра до штрафной, а судья закрыл глаза и назначил решивший судьбу той команды пенальти. Наверное, зря я вспомнил об этом?

Матч первого этапа чемпионата мира 1982 года

БРАЗИЛИЯ — СССР — 2:1 (0:1)

Голы: Баль , 34 (0:1), Сократес, 75 (1:1), Эдер, 87 (2:1).

Бразилия: Перес, Леандро, Оскар, Луизиньо, Жуниор, Сократес, Сержиньо, Зико, Эдер, Фалькао, Дерсеу (Пауло Исидоро, 46).

СССР: Дасаев, Сулаквелидзе, Чивадзе (к), Демьяненко, Балтача, Дараселия, Шенгелия (Андреев, 88), Бессонов, Гаврилов (Суслопаров, 74), Баль, Блохин.

Судья — А.Ламо Кастильо (Испания).

14.06.1982. Севилья. «Рамон Санчес Писхуан». 68.000 зрителей.

ПОЛЬША — СССР — 0:0

Польша: Млынарчик, Жмуда, Дзюба, Янась, Маевски, Лято, Матысик, Купцевич (Цёлек, 51), Бунцоль, Бонек, Смолярек.

СССР: Дасаев, Сулаквелидзе, Чивадзе (к), Демьяненко, Балтача, Боровский, Шенгелия (Андреев, 57), Бессонов, Гаврилов (Дараселия, 78), Оганесян, Блохин.

Предупреждены: Бонек, Бунцол, Балтача, Боровский, Чивадзе.

Судья — Р.Валентайн (Шотландия).

4.07.1982. Барселона. Стадион «Ноу Камп». 65.000 зрителей.

Делайте ставки, господа!

Пока Европа гадает, замешан ли футболист сборной Германии Бастиан Швайнтайгер в игре на тотализаторе (полицейские знают больше нашего, но они, как всегда, молчат), обратимся к году 1980–му. Тогда Италию наповал сразил скандал, главными действующими лицами которого стали бомбардиры и защитники серии «А».

Паоло Росси, игравший за «Перуджу» и считавшийся главной надеждой сборной, попал в тюрьму за участие в договорных играх. Были и другие действующие лица. Но никто так и не понял, зачем Росси согласился на взятку в размере своей недельной зарплаты. Срок его дисквалификации закончится в апреле 1982 года. Он даже успеет провести три матча в чемпионате Италии. И все равно Энцо Беарзоту понадобится много мужества, чтобы включить в сборную явно растренированного футболиста. Свой первый гол форвард забьет лишь в пятом матче итальянской команды на чемпионате. Как сейчас помню ту бразильскую болельщицу, которая плакала во весь телевизор, глядя на то, что творил 5 июля 1982 года злой джокер Росси. Следом за хет–триком в ворота бедолаги Переса Паоло дважды забьет полякам в полуфинале, еще раз отличится в финале, и вот уже вместе с ним Италия догонит бразильцев по количеству завоеванных Кубков мира.

...Если вы знаете героев предстоящего чемпионата мира, сделайте ставку прямо сейчас.

Невероятное — очевидное

В 1982 году объявили, что гол, забитый Брайаном Робсоном на 27–й секунде матча с французами, стал самым быстрым голом чемпионатов мира. На самом деле это не так. Быстрее англичанина отличился как минимум игрок сборной Чехословакии Вацлав Машек. В 1962 году свой гол в ворота мексиканцев он забил на 15–й секунде. Но на прошлом мировом чемпионате и это достижение пало — в матче за третье место турок Хакан Шукюр забил корейцам на 11–й секунде.

В игре Франция — Кувейт вышедший на поле шейх сумел добиться от советского арбитра Мирослава Ступара отмены забитого «трехцветными» гола. Якобы игроки сборной Кувейта приняли за свисток судьи свисток с трибун...

Нобелевскую премию мира предложил вручить игрокам сборных ФРГ и Австрии знаменитый французский тренер Мишель Идальго. Эта идея возникла у него после того, как две немецкоговорящие сборные сгоняли в 1982 году откровенный «договорняк» и вытеснили из числа участников второго этапа главную сенсацию того чемпионата — сборную Алжира. Ту команду, кстати, вывел в Испанию советский тренер Евгений Рогов.

Венгр Ласло Кишш в 1982 году стал обладателем самого быстрого хет–трика в истории мировых первенств. Выйдя на замену на 57–й минуте матча с Сальвадором, он забил три гола в течение семи минут — с 69–й по 76–ю. Венгры, кстати, выиграли тот матч со счетом 10:1.

Один из героев чемпионата мира в Испании поляк Збигнев Бонек после завершения карьеры тренировал итальянский «Лечче» — как раз когда в нем играл наш Сергей Алейников. Белорус тогда еще жаловался, что тренер заставляет всю команду ходить перед игрой в костел...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter