Депутаты рассмотрят новый законопроект об обращениях граждан и юрлиц

Сутягам придется менять образ жизни

Время, когда профессиональные жалобщики и лгуны, без конца строчащие письма в инстанции, чувствовали себя вольготно, подходит к концу. Им придется поумерить свой пыл, иначе будут наказаны. Рублем. И это не единственное новшество, касающееся обращений граждан и юридических лиц. Законопроект о грядущих изменениях и дополнениях  депутаты Палаты представителей рассмотрят 19 декабря в первом чтении. О наиболее важных пунктах документа "СБ" рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Оксана НЕХАЙЧИК.


Законопроект предусматривает разработку детального алгоритма расчета расходов, которые могут быть взысканы с заявителей. Речь о гражданах, которые систематически направляют в одну и ту же организацию необоснованные жалобы, а также обращения с ложными сведениями.

Норма, предусматривающая возможность взыскания через суд затрат, связанных с рассмотрением таких обращений, есть и в действующем законодательстве. Однако сегодня необходим более четкий механизм, отмечает депутат:

- Человек должен понимать, что он несет ответственность за достоверность представленных сведений. Ведь нередки случаи, когда необоснованные жалобы заканчиваются подрывом репутации организации. В последнее время в суд довольно часто стали обращаться представители различных органов по поводу клеветы в их адрес.
Новый документ послужит хорошим предостережением тем, для кого подача различных жалоб уже стала образом жизни. Нередко такие граждане обивают все возможные пороги, требуя решить проблему именно так, как хочется им, несмотря на явное противоречие этого желания законодательству. Теперь, когда будет разработан алгоритм взыскания средств, потраченных на рассмотрение необоснованных жалоб, прыти у кляузников и графоманов должно поубавиться. 

Но есть и другая категория - люди, к чьим проблемам на местах попросту глухи и чья единственная надежда - высшая инстанция. Что же делать им? Оксана Нехайчик говорит, что за человеком, безусловно, останется право обратиться в вышестоящий орган, если ответом он не удовлетворен. Нередко именно повторные письма становятся поводом для проверок: почему человеку не помогли в первый раз?

Еще одно новшество касается электронных обращений. В первую очередь законопроектом предлагается изменить порядок их рассмотрения. Обязательно будут изучаться те из них, которые поданы через специальную рубрику на сайте госоргана или организации. Как быть с письмом, поступившим по электронной почте? Этот вопрос предлагается оставить на усмотрение руководителя. К тому же такие сообщения доходят не всегда: часть отсеивается антивирусными программами, многие не попадают к адресату по другим техническим причинам. Случается, вопрос рассмотрен и ответ готов, но отправить его не удается, поскольку человек не указал необходимых данных. Куда удобнее и надежнее оставлять электронное обращение на официальном сайте организации, где заодно можно узнать, чем она занимается и в ее ли компетенции вопрос.

На случай если об одной и той же проблеме на электронный адрес сообщают разные люди, проект закона закрепляет за организацией право размещать общий ответ на своем сайте. Если же обращение направляет представитель заявителя, то это следует подтвердить электронной копией документов.

В новом документе конкретизированы требования к оформлению электронного обращения, а также предусмотрена защита персональных данных. Это значит, что если для рассмотрения электронного письма по существу необходимо передать личную информацию или сведения, представляющие семейную тайну, то заявителю может быть предложено обратиться в организацию устно или письменно. По мнению разработчиков, особенно востребованной эта норма может оказаться при решении вопросов в сфере семейно-бытовых или межличностных отношений. 
gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия №240 (24621). Среда, 17 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter