Жало в пробирке

Что мы знаем о биотерроризме? Ну да, 11 сентября, белый порошок в конвертах, газовые атаки.
Что мы знаем о биотерроризме? Ну да, 11 сентября, белый порошок в конвертах, газовые атаки... Между тем любой мало-мальски подготовленный микробиолог потенциально в тысячи раз опаснее для общества, чем, скажем, физик-ядерщик. Биологу с недобрыми намерениями достаточно собственной кухни и несложных приспособлений, чтобы в кратчайшие сроки в обыкновенной пробирке получить вещество, способное уничтожить население крупного города. По словам руководителя отдела биотехнологии и особо опасных инфекций НИИ эпидемиологии и микробиологии, доктора медицинских наук Александра Владыко, для биоатаки можно использовать даже сезонные факторы. Например, мыши осенью с полей убегают по домам, поэтому достаточно их заразить геморрагической лихорадкой с легочным симптомом, а они уж заразу доставят по "адресу".

Иногда и мышей "привлекать" не нужно: достаточно открыть маленькую ампулу с вирусом натуральной оспы где-нибудь в густонаселенном районе - и все! Именно этот вирус, считают микробиологи, наиболее опасен. 20 лет назад эту хворь объявили побежденной и перестали делать от нее прививки. В результате выросло целое поколение, не имеющее иммунитета к натуральной оспе. Однако вирус существует, он хранится в двух лабораториях - в Атланте и Новосибирске и, как заметил главный инфекционист министерства обороны России Валерий Волжанин, выступая на прошедшем недавно в Минске V республиканском съезде инфекционистов: "Не учитывать этого нельзя!"

По своей эффективности биологическое оружие ничуть не уступает ядерному или химическому. Например, одна умело проведенная атака на Вашингтон с распылением над городом вируса сибирской язвы вполне способна унести столько же жизней, сколько взрыв атомной бомбы. Биотерроризм - явление не новое: в военных целях микроорганизмы применяли еще в средние века. По приказу хана Золотой Орды Тохтамыша колодцы и источники в осажденной крепости в Крыму забрасывали трупами людей и животных, погибших от бубонной чумы. При колонизации Америки среди индейских племен с помощью зараженных одеял была распространена оспа, а в 30 - 40-е годы прошлого века от чумы погиб каждый десятый китайский солдат.

Как ни цинично звучит, но человеческие потери - не самый страшный результат применения биооружия. Для "сумасшедших" террористов главное - еще раз напомнить о существовании угрозы. Для этого, сами понимаете, совсем не обязательно устраивать глобальные эпидемии и всемирный мор. На сегодняшний день, говорит Александр Владыко, для человечества опаснее всего бактерии сибирской язвы и чумы, ботулинический токсин, вирус натуральной оспы. Это в глобальном смысле. Ну а "по мелочи" пригодятся, скажем, сальмонеллы...

А потому, будь то оспа или обычная диарея, нужно быть начеку, считают врачи-инфекционисты, а значит, не только изучать клинику возможных инфекций, но и иметь четкий план действий на случай биоатаки. Чтобы не получилось, как в США: в 2001 году только на вакцины против той самой сибирской язвы государство выделило больше 3 миллиардов долларов, а фармацевты просто не успевали штамповать таблетки. Белорусские ученые разработали методику индивидуальной вакцинации: не надо прививать человека отдельно от оспы, чумы и т.д., достаточно изучить особенности каждого организма и сделать укол именно от того заболевания, против которого иммунитет отсутствует. Но...

- Чтобы изобрести саму вакцину, нужны не только средства, контроль за этой работой со стороны государства, но и время (к примеру, над вакциной против гриппа ученые работали более 10 лет). Ведь можно создать индивидуальную вакцину, а можно - индивидуального убийцу, - говорит Александр Владыко.

Как утверждает мой собеседник, белорусские микробиологи могут разрабатывать такие вакцины не только для нас с вами, но и для соседей. Вот только пока процесс остановился на уровне разработок: есть и ученые с именем, и хорошо оснащенные институты, и масса идей и проектов. Нужны лишь поддержка и понимание со стороны государства.

При распылении спор той же сибирской язвы во время футбольного матча на стадионе с 50 тысячами болельщиков 20 тысяч из них может заразиться, 4 тысячи умрет, профилактика понадобится 250 тысячам и на нее будет потрачено около двух с половиной миллионов долларов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter