Репортаж о хоккейном матче Беларусь-Канада из Праги

Жаль, конечно

Специальный корреспондент «СБ» Инесса Плескачевская передает из Праги
Да, теперь в известную песню, припев которой начинается с «Какая боль, какая боль...», мы можем вписать новые слова. Но как сказали мне на арене О2 минские болельщики Михаил и Константин, переехавшие вслед за нашей сборной из Остравы в Прагу, «мы все время чем–то недовольны. Перед чемпионатом мы мечтали об одном — выйти из группы и сыграть в плей–офф. Теперь мы недовольны тем, что в четвертьфинале проигрываем канадцам. Нужно же как–то реально смотреть на вещи! Это ж какая школа для наших молодых хоккеистов!». И действительно: какая школа! В тот момент показывало табло 0:6 после второго тайма. Какая боль... И тогда она еще не закончилась.



...А за два с половиной часа до начала матча Беларусь — Канада я в фанатской зоне вокруг стадиона О2 разыскивала белорусов. Площадь уже уверенно бурлила. Народ расхватывал картонные шлемы от «Шкоды» (главного спонсора), заправлялся пивом (по цене 50 крон, то есть почти 2 доллара за пол–литра, совсем недорого по скандинавским, например, меркам), играл в игры (аниматоров и площадок для игр — множество) и участвовал в конкурсах. 

Много шведов, финнов и россиян, несмотря на то что их команды играют в Остраве. Вот женщина в кокошнике в сувенирном магазине еле уносит наполненные сумки, улыбается — довольна. Из белорусского в магазине только шляпы (420 крон) и шарфы (690 крон). Дороговато. Продолжаю искать белорусов, но все время натыкаюсь на канадцев. Да, забыла сказать: на мне куртка с белорусской символикой и опознать меня легко (куртку эту я сохранила специально для таких случаев еще с пекинской Олимпиады–2008, но в пресс–центре меня убедительно просят ее снять, мотивируя тем, что «видно, какую команду вы поддерживаете, а журналисты должны быть беспристрастны». И хотя в беспристрастность окружающих меня журналистов я не очень верю, куртку вынуждена снять: правила есть правила). Зато благодаря экипировке меня легко опознают в фан–зоне, и я слышу за спиной: «Из Беларуси». И горжусь!



А вот и белорусы: опознаются по одежде, флагу и немного смущенным (грустным?) лицам. Никита и Роман приехали из Новополоцка (когда я говорю, что моя свекровь живет в одном дворе с братьями Костицыными, ребята улыбаются: «Да у нас весь город живет во дворе с Костицыными!»). Были несколько дней в Остраве, рассказывают, что на матчах было очень много школьников (так что это всемирная практика, а не китайское или белорусское ноу–хау, как кто–то мог подумать), они и помогли побить установленный в прошлом году в Минске рекорд посещаемости хоккейных чемпионатов уже в первом четвертьфинале: 652.358 зрителей в Остраве и Праге против наших 640.044 за все время чемпионата (сейчас чехи говорят, что надеются добраться до 700 тыс. по итогам). Кроме самого хоккея, Роману и Никите понравилось то, что в остравской фан–зоне за полтора часа до каждого матча устраивали настоящие рок–концерты: «Классно! Жаль, в Минске такого не было. Хотя у нас чемпионат был отличный. В Праге вот в городе совсем ничего такого не чувствуется, только на арене, а у нас же весь город жил хоккеем!» Да и сейчас, вот в эту минуту, живет, соглашаемся мы. Чего ждут от матча? «Чтобы не было 10:0 (так Канада сыграла с Германией. — И.П.). Но вообще играть с канадцами — отличная практика для наших. Если выдержат первый период, потом будет легче».
Потом на пресс–конференции тренер «кленовых листьев» Тодд Маклеллан с нашими ребятами согласился, сказав «мы хотели начать быстро», объясняя это необходимостью сбить белорусов с настроя — мол, если они выдерживают начало, то потом крепко бьются. И добавил: «Иногда не все идет так, как планируешь, но в этот раз получилось. Мы забили в первую же смену, и потом у нас было несколько очень хороших смен, так что у нас была возможность отодвинуть их назад». А наш (даром что канадец!) Дэйв Льюис, выглядевший подавленным и признавшийся, что «рад, что игра закончилась», все же нашел силы «поздравить Тодда, его тренерский штаб, игроков и всю команду. Они показали сегодня прекрасную игру, у них все — умение, скорость, страсть, сила и тактика, все функционировало на высочайшем уровне. Мы не смогли справиться, мы просто выживали».

Но все это будет потом, после нескольких часов нашей надежды и боли, а пока я иду вокруг стадиона, продолжаю искать наших. 

Опознав во мне представителя страны–соперницы, улыбаются огромные канадские болельщики (Никита сказал, что «никогда таких больших людей не видел»). Спрашиваю: «Кто выиграет?» «Выиграем, конечно, мы. Но отрыв будет небольшой. У вас сильная команда». Вежливые люди. Вот группа молодых серьезных людей в костюмах (видно, с работы) и с большим белорусским флагом. Подхожу: «Вы из Беларуси?» «Нет, мы из Таможенного союза: вот он из Казахстана, мы из России. Но болеть, конечно, будем за вас. Не за канадцев же нам болеть! Думаем, в основном времени будет ничья. А потом вы проиграете». Если бы я составляла рейтинг прогнозов, этот оказался бы самым оптимистичным. Чешские букмекеры, кстати, оценивали наши шансы куда скромнее: 1:31.

После игры я спросила у усталого, немного подбитого (впрочем, почти все были с отметинами на лице — такая у парней работа) Андрея Костицына, что бы он хотел передать болельщикам. «Спасибо всем, кто приехал сюда, и тем, кто смотрел по телевизору, что болели за нас, переживали, поддерживали в трудную минуту, когда у нас были равные игры. Нам это очень помогало, большое всем спасибо». Задавать вопрос про игру с канадцами я не стала: рана была еще открытой, кровоточила и саднила. Я не из тех, кто сыплет на них соль.


Дэйва Льюиса, признавшегося, что «канадцы смяли всю нашу систему», я тоже спросила не о последней игре (какая боль, какая боль, интересно, ему уже напели?), а о том, как он оценивает наше выступление на чемпионате. «Мы тяжело работали, чтобы оказаться здесь, — имея в виду четвертьфинал, сказал он. — Каждая наша игра была тяжелой, мы физически истощены, ведь нам приходилось играть и овертаймы тоже. Но я горжусь своей командой, горжусь тем, чего мы достигли здесь». Мы тоже будем гордиться, только дайте нам чуть–чуть времени, чтобы рана затянулась, а боль притупилась.

Уходя после игры, мы подмигнули друг другу с Михаилом и Константином: подождите, сказали они, придет и наше время. Ведь наша хоккейная команда доказала главное: могут. А мы в них будем верить. От нашей веры у них сил прибавляется. Костицын так сказал.

Итого

В классификации чемпионата мира–2015 сборная Беларуси заняла 7–е место и, таким образом, в обновленном рейтинге ИИХФ будет девятой. В преломлении на Олимпийские игры–2018 это означает, что наша команда поборется за путевку туда в домашней квалификации с датчанами, словенцами и еще одной более низкорейтинговой сборной, которая определится в феврале 2016–го. Турнир пройдет в нашей стране в сентябре следующего года.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 91 (24721). Суббота, 16 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter