Жак или ЖЭК?

Кто займет первый этаж: салон или контора?
Кто займет первый этаж: салон или контора?

Любой минчанин, принимающий гостей из–за границы — хоть с Востока, хоть с Запада, — не даст соврать: наша столица вызывает у гостей хорошее настроение. В особенности ее центр. Не знаю, что поставить на первое место. С одной стороны, то, что европейцу непривычно: архитектурный ансамбль центра в стиле неоклассицизма в сочетании с простором, чистотой и ухоженностью улиц. С другой — привычная иностранцу пестрота вывесок и витрин, мировых и местных брэндов: кафе, ресторанчики, бутики, салоны, даже авиакомпании... Не будь на улицах Минска их, знакомых французу (итальянцу, японцу, немцу...) наименований, он не будет чувствовать себя комфортно и уютно. А если бы вместо них он видел, к примеру, «Спецтрест N 890» и «Ширпотребзаготовку»?..

Еще лет 15 назад гости Минска, подъезжая к вокзалу, видели циклопических размеров надпись: «Минсктекстильшвейобувьторг». «Брэнд», способный сломать язык не только иностранцу, красовался на крыше высокого дома по улице Московской. А целый квартал, соседствующий с ЦУМом, занимали серые стены цехов тогдашнего завода им. Ленина. Сейчас этот же квартал выглядит как респектабельная европейская торговая улица. Эффектные неоновые вывески, наши и мировые торговые марки, ярко освещенные изнутри и хорошо видные снаружи салоны, бутики, рестораны. Хотя завод — сейчас это «Белвар» — остался на месте. Но никому и в голову не приходит глядеть на верхние этажи: жилье там или цеха. Лицо столицы, нашей и любой другой, мрачное или приветливое, определяют первые этажи! И пожалуй, крыши, которые сейчас тоже вполне привлекательны...

Зубодробительный «промтекстильшвейобувьторг» — в прошлом. Эти перемены принципиально отличают вчерашний и нынешний облик нашей столицы. Но не всегда и не везде...

«ОАО «Трест N 15 «Спецстрой» сообщает, что... с Вами будет расторгнут договор аренды от 8.03.2003 г. по арендуемым помещениям в количестве 294,3 кв. м. Просим учесть нашу просьбу и освободить помещение по истечении срока предупреждения 3–х месяцев». Это предписание недавно получил салон «Жак Дессанж» («Jaques Dessange»). Сразу скажу, что не обязан рекламировать ни частный бизнес, тем более иностранный, ни отечественную стройфирму — потому и не называю адрес. Возникший между хозяйствующими субъектами конфликт нас интересует лишь по причинам, обозначенным выше.

Кое–что проясним: опять же не ради рекламы — для понимания специфики бизнеса. В салоне обслуживалась во время гастролей, например, французская певица Патрисия Каас. Зная, что если в Минске есть салон под маркой «Жак Дессанж», то здесь гарантировано такое же качество, как в Нью–Йорке, Гонконге, Париже. Назвать салон парикмахерской язык не повернется, хотя по существу это так: здесь стригут, делают прически, ухаживают за волосами. В Беларуси 2 тысячи парикмахерских, из них только 22 салона «люкс». 17 из них — в Минске. Двумя из них руководит мой собеседник, Виктор Мороз.

То есть салон в Минске не принадлежит фирме «Жак Дессанж». Она лишь продала предприятию В.Мороза права представлять свою торговую марку — по договору франчайзинга. Главное отличие (я же обещал не рекламировать) салона «люкс» от обычной парикмахерской — повышенная «стерильность»: у каждого клиента индивидуальные пеньюары, по два опять же «персональных» полотенца, «личные» щеточки. После каждого сеанса комплект идет в прачечную и герметично пакуется.

По дистрибьюторским договорам салон продает парфюмерно–косметические средства. Столь же звучных — они у всех на слуху — торговых марок. Средства гарантированно не контрафактные, не «левые», а только сертифицированные, от производителей, именно «из Парижа». Там же, во Франции, персонал каждые полгода проходит переподготовку. Персонала — около 30 человек. Постоянных клиентов в Минске — более 3 тысяч.

Самое главное. 115 тыс. долларов иностранного капитала в уставном фонде предприятия — это оснащение. Оно закупалось под специальный проект, подготовленный итальянцами, — именно под это помещение. В любом другом месте этот капитал обращается в ноль.

«Как это — съехать через 3 месяца? Куда? Выбросить на улицу все, что мы создали и чем гордимся? Здесь юридический адрес, он внесен в каталоги «Жак Дессанж» по всему миру!» — Виктор Мороз уверен, что своими усилиями не только поддерживает реноме фирмы, но и повышает имидж нашей столицы и страны. Пожалуй, с ним можно согласиться. Почему, однако, его выселяют?

Здание тресту N 15 не принадлежит — лишь находится в его управлении. Других арендаторов на этажах здания немало. Но «Жак Дессанж» — самый крупный. Срок аренды еще не истек. Более того, совсем недавно трест предложил салону занять еще несколько свободных помещений на верхних этажах. И салон их занял. Инвестировал: отремонтировал, оснастил, устроил учебные классы... И вот: «Выселяйтесь!»

Ворох благодарностей: от главного санитарного врача района, от районной администрации, от горисполкома... В.Мороз уверяет, что именно его салон задал новые парикмахерские стандарты. Прежде никто не обслуживал мужчин и женщин в одном зале — сейчас это почти норма. Никто не подавал кофе — сейчас это в обязательном перечне услуг салонов «люкс»...

Салон арендует площади более 10 лет. По словам директора, выселяли его периодически и регулярно — раз шесть. Но как–то все утрясалось. Сам в прошлом строитель, был главным инженером управления, В.Мороз уверен, что трестовских клерков и сейчас можно легко расселить или переселить — у треста в городе немало других помещений. В управлении треста со мной разговаривали неохотно и даже резко. Дескать, по закону имеем право выселить — и выселим. На ваши вопросы ответит только управляющий, а он в командировке.

Зато первый заместитель главы администрации Партизанского района Петр Шпаковский был расположен к разговору и абсолютно открыт: если проблема есть, ее нужно по крайней мере обсуждать. А проблема есть! Прежде всего в арендных отношениях. Действительно, все чаще они принимают конфликтные, а то и скандальные формы.

Иные арендовали площади десяток лет назад — без аукционов, иногда по блату. Договоры аренды истекают, кое–кто из арендаторов пытается даже шантажировать: мы, дескать, вложили большие деньги. А кто сказал, что место вы получили навсегда?

Только–только в районе угас конфликт вокруг другого парикмахерского салона, сейчас в разгаре очередной — вокруг кафе, арендующего 600 кв. метров в жилом доме. Здесь добавляются еще и протесты жителей, недовольных регулярными, по–южному шумными «земляческими» вечеринками...

Что касается салона «Жак Дессанж», то вопрос специально рассматривался у главы администрации района: не надуманна ли потребность треста в переселении? Мнение такое: салон на первом этаже желательно оставить. Офисные помещения на втором этаже, вероятно, лучше освободить.

Спрашиваю П.Шпаковского: «Имеется ли какой–то официальный документ — обязательный или рекомендательный — относительно первых этажей?» — «Такого документа нет. Но всем известно требование Президента: столица должна быть красива и удобна для горожан. Такова же позиция городских властей, и мы в меру возможностей ее реализуем».

Интересно, а много ли потерял завод «Белвар», уступив немалые площади арендаторам? Заместитель генерального директора по экономике Александр Трипутько ответил так: «На первом этаже, выходящем на проспект, большинство уже не арендаторы, а собственники: они выкупили площади. Что потерял завод? Ничего не потерял: мы же продали, деньги поступили в наш бюджет. Численность работающих с советских времен сократилась в несколько раз, лишние площади нам не нужны».

Вернемся к тресту N 15. Его специализация — инженерные сети и дорожное благоустройство. Преображение площадей столицы, множества ее улиц, скверов и парков — во многом заслуга 1.200 работников треста. Спасибо им. Чей вклад в формирование достойного имиджа Минска уж никак не меньше — это мягко говоря! — чем парикмахерского салона. Не будем их противопоставлять, нам желателен компромисс. Исчерпан ли конфликт?

Николай Малишевский, управляющий трестом: «У меня конфликта с арендаторами нет, не было и никогда не будет... В далекие времена сделана ошибка, которую нужно исправлять. Они арендуют коммунальную собственность. Я не выгоняю их сегодня, но буду поступать в рамках закона. Закончится срок аренды — они уйдут».

Жаль, что вещи, явно полезные многим — людям и городу, — иногда упираются в право одного хозяйствующего субъекта. Или я ошибаюсь? А вы, читатель, что хотели бы видеть на первом этаже: салон или офис треста?

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter