Беларусь смогла выйти на пять миллиардов долларов экспорта сельхозпродукции

Зернышко к зернышку

Беларусь в относительно короткие сроки смогла обеспечить собственную продовольственную безопасность и выйти на пять миллиардов долларов экспорта сельхозпродукции
Белорусские продукты знают и любят в России, Казахстане, других странах. Но значит ли это, что в отрасли все благополучно и нет никаких проблем?


О перспективах белорусского села «СВ» рассказал директор Института системных исследований в агропромышленном комплексе Национальной академии наук Александр ШПАК:  

– Беларусь, несмотря на все трудности переходного периода, сохранила крупное агропромышленное производство. И это дает возможность широкого и эффективного внедрения в отрасли новейших достижений науки и техники, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производства, позволяет из года в год наращивать экспорт продовольствия. В социальном плане положительные результаты принесло создание масштабной сети агрогородков с развитой инфраструктурой. Что помогло сократить отток людей из деревни в город и повысить качество жизни на селе.

– Несмотря на несомненные успехи, аграрный сектор Беларуси все еще отстает от ведущих европейских стран по своей эффективности и производительности труда.

– Причин несколько: на протяжении многих лет закупочные цены на сельхозпродукцию были занижены, кредитные ресурсы дорогие. Государственная поддержка сельского хозяйства распределялась так, что лишь четвертая ее часть доставалась непосредственно субъектам хозяйствования. Доставшаяся нам по наследству со времен СССР многопрофильность хозяйств не всегда оправдана. Фермеры, как правило, выбирают для себя узкую специализацию и занимаются тем, в чем они больше всего могут преуспеть. Есть передовые коллективные хозяйства, у которых получается сочетать разные направления в работе. Но убыточным предприятиям надо определиться и сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего, где есть производственная база и необходимые кадры. А еще нужна элементарная дисциплина, от которой зависит и своевременная подготовка техники, и соблюдение технологий, и качество заготовки кормов.

– От сельчан требуют увеличения  агропромышленного производства. Но найдет ли сбыт эта продукция?

– Спрос и цена на продовольствие в мире увеличиваются. Население Земли прирастает быстрее (1,4% в год), чем производство продуктов питания (0,9% в год). Последние исследования ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) указывают на необходимость увеличения производства продовольствия на 60% к 2050 году, чтобы прокормить население планеты, численность которого к тому моменту достигнет 9 миллиардов человек. Но произвести продукцию – это только половина дела. Прибыльно ее реализовать сегодня непросто: конкуренция на мировом продовольственном рынке обостряется.

Костяк аграрного сектора страны и в перспективе будут составлять крупные объединения и холдинги из производителей сырья, перерабатывающих предприятий, агрокомбинатов, крестьянских хозяйств и фирменной торговли. Это стратегическое направление аграрной политики.

Но роль среднего и малого аграрного бизнеса должна расти, так как он мобилен и может приспосабливаться к спросу без значительных капиталовложений. К примеру, вряд ли большие хозяйства захотят заниматься такими видами сельхозпроизводства, как звероводство, пчеловодство, овцеводство, организация производства востребованных на рынке специфических видов продукции (козьего молока, виноградных улиток, грибов и т. д.). Сейчас актуален агроэкотуризм, который практически всегда сопровождается выращиванием собственной сельхозпродукции.

Хочется, чтобы наряду с процветающими агрогородками и крупными предприятиями росло количество семейных фермерских хозяйств, продолжателей и хранителей национальных культурных традиций, хранителей сельского уклада жизни, который по определению здоровый и укрепляющий здоровье других.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter