Зерно — это не только хлеб да каша, но и мясо с молоком

Государственный заказ на зерно — это объемы зерна, которые необходимы Беларуси для продовольственного запаса на целый год — составляет 1 млн. тонн (335 тысяч тонн пшеницы, 430 тысяч — ржи, 5,5 тысячи — гречихи и 229,5 тысячи — ячменя, овса, тритикале...). Но для предприятий департамента по хлебопродуктам Министерства сельского хозяйства и продовольствия одним миллионом дело не ограничивается: необходимо принять еще 1,2 млн. тонн фуражного зерна для изготовления комбикормов, которых понадобится на следующий год более 2 млн. тонн.

— На нашу работу погода не оказала серьезного влияния, — рассказал “НГ” заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия, директор департамента по хлебопродуктам Василий СЕДИН. — Если уж зерно убрали в дождь, то как мы можем его не принять? Другое дело, что непогода корректирует темпы работы...
— Есть ли проблемы у принимающих предприятий с оплатой за зерно?
— Никаких задолженностей по оплате нашими предприятиями сегодня не существует: кредитные ресурсы позволяют в полном объеме и своевременно оплачивать услуги поставщиков.
— Василий Алексеевич, несмотря на хороший урожай, что мы все равно должны импортировать?
— Что касается продовольственного зерна, то нам не хватает лишь пшеницы с высоким содержанием клейковины, которая улучшает хлебопекарные качества муки, необходимые для изготовления хлебобулочных и макаронных изделий. Для выращивания такой пшеницы в Беларуси не хватает солнечных дней. Также мы импортируем часть зерна для изготовления специальных комбикормов для птицы или, например, маленьких поросят. Вместе с тем мы и экспортируем свою продукцию. Во-первых, давно продаем рожь и ржаную муку. С прошлого года начали возить наши хлебобулочные изделия в российские регионы. Сейчас даже прорабатываем вопрос о создании совместного предприятия по выпечке  хлеба на территории России, где особенно популярны наши подовые хлеба (округлый хлеб издавна готовился в русской печи на чисто выметенном поду — отсюда и название. Только в начале ХХ века появились формы для хлеба, и хлеб стал формовым. — А.В.).
— А разве может пользоваться популярностью хлеб, который не “только что с завода”?
— У нас есть запакованные сорта со сроком хранения семь суток. Поэтому мы их смело можем реализовывать. Это же не в Америку везти. Кроме того, мы сейчас активно идем на рынок со своими кондитерскими изделиями, срок хранения которых в несколько раз больше хлеба (до 60 дней). В каталоге департамента около 5 тысяч наименований таких продуктов, включая мясо, птицу и яйца. У нас 24 свинокомплекса с поголовьем свиней около 400 тысяч. Это ведь тоже экспорт, а зерно — это сырье, на котором растут и свиньи, и крупный рогатый скот. Поэтому чем больше зерна — тем больше экспорт и мяса, и молочных продуктов. Одной из главных задач является формирование товарных цепочек: если мы делаем комбикорм, то неправильно будет ограничивать себя только желанием его продать. Его можно использовать для выращивания своего скота. Затем перерабатывать мясную продукцию и самостоятельно ее реализовывать.
— Недавно активно поднималась тема реконструкции макаронного производства... Каким образом будет идти поиск средств для этого очень дорогого процесса?
— Чтобы “перевернуть” ситуацию по импорту макарон (сегодня мы импортируем 80 процентов необходимого объема макаронных изделий) в свою пользу, необходимо провести модернизацию их производства. Сегодня наше оборудование не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию. Реконструкция будет и на производствах круп, чтобы постепенно отвоевать отданный нами рынок: будем улучшать технологию, качество упаковки...
Да, это дорого. За счет каких средств? Собственных, внутренних и иностранных кредитов, инвестиционных проектов, поиском которых мы сейчас занимаемся. В целом нам необходимо свыше 100 млрд. рублей. Задача очень сложная. Кроме того, нашей отраслевой программой развития до 2010 года предусмотрено 30-процентное увеличение объема выпускаемой продукции, снижение уровня материалоемкости, увеличение экспорта...
— Есть ли резервы для роста на внутреннем рынке?
— Что касается замещения импорта — да. Но не для всех товаров. Сегодня, например, мы полностью обеспечены своим хлебом, и нельзя заставить человека есть еще больше. В прошлом году мы съедали 187 граммов хлеба в сутки, а в некоторых странах этот показатель доходил до 250 граммов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter