У детских врачей уже начался горячий сезон

Земский врач в современном интерьере

У детских врачей уже начался горячий сезон: время простуд и ОРВИ...

У детских врачей уже начался горячий сезон: время простуд и ОРВИ. А через пару месяцев наверняка не обойдется без гриппа. Это значит, количество пациентов в коридорах поликлиник вырастет в разы, так же как и количество вызовов на дом. И все будут нервничать: «Где доктор? Почему не идет?» Или: «Почему прием задерживает? Отчего все так медленно?» Педиатры сами признаются, что одна из причин, почему они уходят из поликлиник, — визиты на дом. А еще потому, что добрую часть работы им приходится делать бесплатно. Каково же участковому врачу на «передовой»? И есть ли там скрытые резервы — времени и сил? Корреспондент «СБ» решила провести один день с детским доктором. Выбор на врача–педиатра высшей категории, кандидата медицинских наук с 28–летним стажем работы Ирину Ванилович пал не случайно. Она сама на 10 листах своего письма в редакцию рассказала о положении дел, сопоставила его со статьями Трудового кодекса и сделала вывод: «Для работы с подобными нагрузками необходимы сотрудники, обладающие сверхъестественными способностями!»

...Встречаемся с Ириной Александровной ближе к полудню в Заводском районе. К этому времени врач приняла уже 20 пациентов в поликлинике. А по отраслевой норме труда, в соответствии с которой на прием одного больного выделяется в среднем 15 минут, их должно быть 12. Но сегодняшний перекос, замечает доктор Ванилович, еще не повод для острой дискуссии: «Даже летом менее 30 процентов приемов выполняются в соответствии с планом, остальные превышают нормативы на 130 — 200 процентов. В сезон простуд — с сентября по апрель — число пациентов ежедневно выше нормы в 2 — 4 раза. И все равно принять всех проще, чем выполнить визиты. А вы представьте, как себя можно чувствовать после осмотра 100 и посещения 80 больных за смену?! Случай такой нечеловеческой нагрузки имел место не так давно».


Время говорить «нет»?


Ирина Ванилович паркует личный автомобиль на стоянке возле универсама:


— Использовать машину, во–первых, себе дороже, а во–вторых, на поиск места для парковки уйдет еще больше времени. Конечно, сильно страдает обувь, уже давно выбираю ее не по красоте, а по надежности и удобству. Порой кажется, что только на обувь и работаю.


В руках Ирины Александровны — некороткий список адресов. Теоретически должно быть не больше семи (на обслуживание одного вызова отводится по инструкции 30 минут, а рабочий день врача первой смены официально заканчивается уже в 15.00), но... на участке Ванилович — около 800 человек. И это ей еще повезло, потому что у коллег, как правило, в полтора–два раза больше. К слову, за год из ее поликлиники уволилось 6 участковых педиатров, в том числе доктор–инфекционист высшей категории. В общем, в отделении Ирины Александровны на 6 участков сегодня 4 доктора. Весь прошлый год она обслуживала пациентов с чужого участка, а в этом — категорически отказалась:


— За чужой участок платят, как за 0,5 ставки, что теоретически означает 3 визита и 7 человек на приеме. Но в реальности работу приходится выполнять в полном объеме! Кто–то должен начать говорить «нет!». Разумеется, речь не о тех случаях, когда заменяешь коллегу, ушедшего в отпуск или на больничный, — это святое. Но ситуация только усугубляется. И, главным образом, потому, что Трудовой кодекс, кажется, открывает лишь наниматель и преимущественно тогда, когда требуется наложить взыскание. А ведь для коллег–педиатров там тоже много полезного...


Вопрос времени


На что рассчитывают мама и ребенок, которые, отстояв очередь под кабинетом у участкового, наконец к нему попали? Во–первых, на свои законные 15 минут общения со специалистом, которое включает озвучивание жалоб, осмотр, измерение температуры, внесение необходимых записей в медкарту, выписку рецептов, при необходимости — больничного листа маме... Очередь вдвое–втрое больше, чем обычно? Тогда на два–три делим и время. Значит, все впопыхах? Есть риск что–то не увидеть, не расслышать... Совершить ошибку. А ей цена известна.


При соблюдении норм приема, подмечает Ирина Александровна, оплата педиатру за одного пациента со всеми надбавками и премиями составляет 8 — 11 тысяч рублей. И, казалось бы, справедливо так: больше принял пациентов — больше заработал. Но, увы, все наоборот: пациентов больше, а прием... дешевле!


— А где, простите, выкроить время на ведение диспансерной группы, участие в консилиумах, совместных осмотрах, консультации с другими специалистами, например, лаборантами и рентгенологами, заполнение санаторно–курортных карт, направлений на МРЭК, работу со справочной литературой, анализ показателей заболеваемости, регистрацию больничных? Казалось бы, какие–то минуты... Но их нужно либо украсть у пациента, либо выделить из личного времени.


В известном направлении


Итак, перед нами задача, где известно время — 3 часа и число ожидающих маленьких больных — 13. Вопрос: успеем? Ирина Александровна ответ знает заранее:


— Даже не мечтайте. Тем более что условия задачи, вероятнее всего, скоро изменятся. Часа через полтора–два я позвоню в регистратуру и узнаю, поступили ли еще вызовы, так как по правилам их принимают до 15.00. И они, поверьте, будут...


Как в воду глядела: в 13.20 наш список пополнился еще на пару адресов. Маршрут пришлось скорректировать. Хотя он, по словам врача, на сей раз был не самый сложный. К тому же опытная Ирина Александровна знает участок как свои пять пальцев. Район тут старый, много домов без лифтов, а где есть, частенько не работают... Но не работали кое–где и домофоны. А потому доктору приходилось звонить пациентам по мобильному телефону. Разумеется, за свой счет. Издержки профессии?


Между делом Ирина Александровна вспоминает, как во время дежурства 31 декабря в 8 часов вечера голос уже явно празднующей мамочки двухлетнего мальчика послал ее в известном направлении: мол, нашла время для визитов! Хотя это «скорая», побывавшая в квартире за несколько часов до того, сочла необходимым направить к ребенку участкового доктора.


Сложные симптомы у одного из малышей заставили задержаться в общежитии, потом едва не застряли в грязном лифте, к одному из ребят добирались на автобусе. И — еще повезло! — закончили в 17.15. Отчасти потому, что доктор знает особенности всех пациентов и многие визиты делала уже повторно. Но все увиденное еще предстояло из блокнота перенести в медкарты. И оформить больничные... Когда?


— А, может, еще зимой со мной пройдетесь? — предлагает Ирина Александровна. — Когда в моем списке будет, скажем, 30 — 40 адресов (такое не редкость). Думаю, уже догадываетесь, что теоретически это 15 — 20 часов. Каким чудом выполняются подобные задачи?


В общем, мне пришлось признать: сегодня 2 часа 15 минут доктор работала бесплатно. Вынужденно, но уже так привычно...


Компетентно


Член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике, председатель Белорусской ассоциации врачей Дмитрий ШЕВЦОВ:


— Позиция врача–педиатра с высшей категорией и стажем работы 28 лет, на мой взгляд, продиктована накопившейся за годы усталостью и высокой нагрузкой. Однако 800 детей на участке — это утвержденная норма, так называемый минимальный социальный стандарт. Если на других участках в 1,5 — 2 раза больше детей, значит, доктор ведет сразу два смежных участка, то есть работает на две ставки. Безусловно, он не должен выполнять работу сверх нормы бесплатно. Это вопрос трудовых отношений между работником и нанимателем, и главный врач обязан такому сотруднику компенсировать нагрузку. Механизмов много: оплата за напряженный и интенсивный труд, премирование, повышение контрактной надбавки, дополнительные, оплачиваемые дни к отпуску. Если на местах эти вопросы пускаются на самотек, то, естественно, никакое реформирование системы здравоохранения ситуацию не улучшит. Сегодня, на мой взгляд, есть основания говорить как о снятии дополнительной нагрузки с врача, повышении его материального стимулирования, так и о борьбе с потребительским отношением пациентов к системе здравоохранения.

 

P.S. Ирина Ванилович даже подала главврачу поликлиники служебную записку, где потребовала компенсировать ее переработки в соответствии с законом. Исходя из статьи 69 Трудового кодекса, они должны быть оплачены по двойному тарифу. Что, к примеру, только в минувшем феврале увеличило бы ее зарплату примерно на 3 миллиона рублей. Ощутимый довесок к ее 4,5 — 5 миллионам. Менее квалифицированные и опытные педиатры получают в полтора раза меньше... Как вариант — 11 дополнительных дней оплачиваемого отпуска. К слову, недавно врач подсчитала, что за минувший год она уже имеет право на 67 (!) таких дней. А статья 122 ТК не допускает сверхурочную работу более 4 часов в день и более двух дней подряд. Как быть тут?.. Зато вот какой казус: когда в редкий день выпадает на один визит меньше нормы, затраченное время просто исключается из рабочего и отмечается как... прогул.

 

Советская Белоруссия №219 (24356). Четверг, 21 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter