Курган Славы глазами сельчан смолевичской деревни Слобода

«Землю несли пригоршнями, даже в фронтовых касках»

Горсть, горсть, еще горсть... В этот холм легла омытая кровью земля из городов-героев Одессы, Севастополя, Киева, Москвы, Ленинграда, Волгограда, Смоленска, Брестской крепости, солдатских могил. Земля, нашпигованная  осколками снарядов, поседевшая от пепла сожженных деревень... Для каждого белоруса Курган Славы не просто величественный памятник. Это национальная реликвия, символизирующая освобождение республики от немецко-фашистских захватчиков, обретенную в боях независимость. И вырос он на 21-м километре шоссе Минск — Москва совершенно не случайно. Здесь в июле 44-го замкнулось кольцо  окружения 105-тысячной армии группы «Центр». В Минском «котле» гитлеровцев громили воины четырех фронтов — 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского.

Мемориал в память о победоносной операции «Багратион» — самый большой в Беларуси среди более сотни рукотворных курганов. Постановление о сооружении монументально-скульптурной композиции было принято 18 августа 1966-го,  а уже 30 сентября этого же года на пересечении дорог из Минска на Москву и Вильнюс прошел митинг, была заложена капсула, символизирующая начало строительства, в основание кургана и установлена памятная плита. На ней выбит следующий текст: «Курган Славы возведен в честь Советской Армии, которая в 1944 году сокрушительным ударом Первого, Второго, Третьего Белорусских и Первого Прибалтийского фронтов при активном участии партизан разгромила крупнейшую группировку гитлеровских войск и полностью освободила Белоруссию от немецко-фашистских захватчиков. В ходе Белорусской наступательной операции советские войска полностью уничтожили 17 и разгромили 50 вражеских дивизий». Плита эта, только с текстом в переводе на белорусский язык, располагается у подножия мемориала и теперь.

Время активной стройки Кургана Славы хорошо помнит 77-летняя Тамара Савицкая из деревни Слобода,  близ которой как раз и располагается мемориал. Размаху стройки, которая происходила фактически на глазах сельчан, Тамара Александровна изумляется до сих пор:

— К кургану тянулись вереницы людей, особенно в выходные дни или большие праздники, когда приезжали ветераны и партизаны Великой Отечественной. Объединялись они в целые делегации: брали однополчан, своих детей, жен, родителей. Они несли землю, которую привозили с собой. Кто как мог и сколько мог, трепетно, со слезами на глазах — пригоршнями, в ведрах, бескозырках, фуражках, даже касках, с которыми многие вернулись с фронта... Удивительно было смотреть на то, как обычный холм превращался в заметную со всех сторон гору.

Тамара САВИЦКАЯ.

Долгое время в доме Савицких квартировали строители, которые из всех уголков Беларуси приезжали на стройку. Семье из восьми человек (хозяева, свекровь и пятеро детей) пришлось потесниться, но приезжим всегда находилось место в гостеприимном доме. Делом чести считалось проявить хоть какое-то участие в общем святом деле.

5 ИЮЛЯ 1969 года в торжественной обстановке Курган Славы открыли. Мемориал-красавец высотой 35 метров венчала скульптурная композиция. Четыре штыка, облицованные титаном, символизируют четыре фронта, освобождавшие Беларусь. Они опоясаны кольцом, на котором выполнены барельефные изображения советских воинов и партизан. Основание обелиска украшено изображениями орденов Славы и Отечественной войны. Холм опоясывают две бетонные лестницы — по 241 ступени каждая. Они ведут от подножия мемориального комплекса к скульптурам.

1968 год.

Разрабатывая ансамбль, скульпторы Андрей Бембель и Анатолий Артимович, архитекторы Лев Мицкевич и Олег Стахович стремились к суровой и строгой простоте. Именно благодаря этому земля, бетон и металл ожили и заговорили, напоминая о том подвиге, который совершил советский народ в единоборстве с захватчиками.

К тому, что многолюдное место нарушило размеренную деревенскую жизнь, слободские сельчане относились с пониманием и  своим долгом считали участвовать в судьбе мемориала, говорит Тамара Савицкая:

— Мы, к примеру, выходили колхозными звеньями (хозяйство местное тогда носило имя Орджоникидзе) и косили траву на кургане. Или, к примеру, какая делегация иностранная приедет, так к нам как к самым ближайшим жителям на подворье нет-нет да и заглядывают. Интересуются, как живем. Так и проводила экскурсии, рассказывая о том, как ведем хозяйство. Угощала приезжих молоком, маслом, яйцами... А больше всего запомнилось мне, когда Фидель Кастро приезжал. Высокий такой, статный, в форме красивой. К людям подошел, поздоровался, а потом на 90 градусов разворачивается и прямо по кургану, не по ступенькам пошел в своих дорогих блестящих ботинках.

Увидеть знаменитость в окрестностях мемориала было для слободских сельчан делом обыденным. К примеру, еще одна жительница Слободы Раиса Чеботарь гордится, что лично приветствовала Валентину Терешкову и Густава Гусака:

— Работала в книжном магазине. Мы продавали книги и сувениры — вымпелы, медали, открытки, буклеты, значки. Экскурсионный поток такой, что на одной площадке умещалось лишь 10 «Икарусов». После 40-минутной прогулки с гидом приезжие отправлялись к нам за покупками. Почетные гости следовали этой же программе. Помню, однажды приехал к нам Петр Машеров. Зашел в магазин, спрашивает: «Девочки, как вам здесь работается?» — «Хорошо». — «Если понадобится, пожалуйста, обращайтесь».

В лучшие годы — а это перелом 70-х — 80-х — Курган Славы посещало более 1,6 миллиона туристов. Чтобы поклониться памяти освободителей, люди приезжали со всех континентов.

Так же и сейчас, правда, в последнее время туристический поток уже намного скромнее. Изменились времена, пожимает плечами экскурсовод мемориального комплекса «Курган Славы» филиала Государственного мемориального комплекса «Хатынь» Ирина Напреева:

— В прошлом году мемориал посетило свыше 42 тысяч человек. Но эту цифру можно увеличивать, потому что еще часть посетителей прибывает в нерабочее время экскурсоводов, в том числе поздним вечером и ночью. Люди просто паркуют авто на стоянке и сами гуляют по комплексу. Эти визиты мы видим: с 2015 года установили видеонаблюдение.

1979 год. Фото на память. Работники колхоза имени Орджоникидзе: Иван КАВЕЦКИЙ, Николай МУЛЬТАН, Александр КОНЮШИК, Федор ПОЖИТОК, Никита ВАСИЛЕНОК с сыновьями и Тамара САВИЦКАЯ (третья справа)— после обкашивания Кургана Славы.

В том же году Курган Славы обновил свой облик. Усилиями активистов Федерации профсоюзов Беларуси (она взяла шефство над благоустройством объекта), других организаций и просто неравнодушных белорусов мемориал немного освежился внешне. Полностью заменили травяной покров, реконструировали обе лестницы, ведущие к обзорной площадке, отреставрировали мозаику и барельефы. Поменяли на современное световое оборудование. Причем позаботились, чтобы свет символа освобождения не угасал никогда. В рекордно короткие сроки у мемориала был установлен каскад солнечных батарей. Фотоэлектрические элементы освещают памятник вечером и ночью. Бесперебойно. А буквально 29 июня ФПБ преподнесла комплексу очередной подарок — у подножия кургана установили информационные стенды о наступательной операции «Багратион» и военачальниках, которые во время Великой Отечественной войны руководили этой операцией.

Будет и будут приходить сюда люди. На поклон, изо дня в день, из века в век. Одно поколение сменит другое, но Курган Славы, неподвластный времени, как и благодарная память потомков солдат Победы, будет стоять. Вечно.

uskova@sb.by

Фота автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter