Использование современных технологий в аграрном секторе возможно только при наличии материальных ресурсов

Землю надо кормить

Вроде бы продовольственная разрядка в мире наступила. Худо-бедно, но по Черному морю поплыли корабли с зерном. Правда, в основном украинским, хотя «зерновая сделка» предполагала экспорт и российского сельскохозяйственного сырья. В закрома поступает свежий урожай, поэтому на продовольственном рынке (биржевом) наблюдается даже некоторая дефляция. Другой вопрос, что корректировка цен на продовольствие является не трендом, а стандартным сезонным фактором. Он приходит и уходит к середине осени. Кушать же хочется круглый год. А с точки зрения более «длинных» перспектив глобальная продовольственная безопасность вызывает сомнение. Рука голода еще не схватила планету костлявыми пальцами, но неумолимо раскрывает свою пятерню для жесткого захвата. Идеальный шторм-то продолжается: дорожают ресурсы, остаются многочисленные разрывы в логистике и цепочках поставок, а во второй половине лета многие регионы накрыла волна жары и засухи… О том, как будет складываться ситуация на продовольственном рынке в среднесрочной перспективе, рассказала профессор, доктор экономических наук, заведующая кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК Белорусского аграрного технического университета Наталья Киреенко.

коллаж любови царюк

— Европейский аграрный сектор развивался по экстенсивной парадигме, модель ориентируется на использование и углубление технологий. Но чтобы
любая технология работала, необходимы ресурсы. Причем в четко обозначенных объемах. Высокие технологии предполагают точность, и любые отступления приводят к значительному падению эффективности. Что сейчас и происходит в европейском сельском хозяйстве. Прежде всего многие аграрные предприятия уже не могут выполнять нормативы по внесению удобрений и обработке почвы из-за чрезмерных цен на ресурсы. Причем дорожать они стали в прошлом году. И еще более стремительно дорожают в этом. Всемирный банк прогнозирует рост стоимости энергоносителей к концу года на 50 процентов, удобрений — на 70 процентов. Очевидно, что фермеры вынуждены уже переходить в режим жесткой экономии.

Но без использования удобрений не может функционировать ни одна даже самая продвинутая технология, ориентированная на высокие показатели по урожайности. Да, можно перейти на органическое земледелие. Но урожайность тогда будет совершенно другой. Поэтому подтвержденная экологически чистая продукция очень дорогая. В противном случае не окупаются издержки. Найдется ли покупатель на такие элитные продукты питания? Их и в более тучные времена было достаточно проблематично реализовать, и емкость рынка органической продукции была относительно небольшой. Сейчас экономика Европы находится в рецессии либо близка к ней (мнения в оценках у аналитиков разнятся). Тем не менее факт остается фактом: доходы европейцев падают. Поэтому они ориентируются на экономную и разумную модель поведения. И спрос на дорогие продукты питания снижается. Поэтому органическое земледелие не является удачной альтернативой в условиях дефицита ресурсов.

К сожалению, сегодня планета как никогда близка к голоду. Настоящему голоду, а не недоеданию, как это происходит в некоторых странах. Пострадают прежде всего небогатые государства, зависящие от импорта продовольствия. Сейчас мировые биржевые цены на продукты питания несколько снизились. Этот тренд обозначился еще в июне — июле. Но это сезонный фактор. Котировки по ключевым позициям сельскохозяйственной продукции обычно падают накануне и после сбора свежего урожая. Так происходит и в 2022-м. Но цены все равно на 20 процентов выше, чем в прошлом году. Несомненно, из-за различных факторов будет ощущаться дефицит продовольствия в некоторых регионах. Прежде всего в Азии и на Ближнем Востоке.

В этом году урожай в Европе значительно хуже, чем обычно. И из-за дорогих ресурсов, и из-за плохих погодных условий. Тем не менее ЕС полностью пока может обеспечить себя продовольствием. И даже останется экспортером. Дело в том, что земля — инерционный ресурс. Да, в этом году недовнесли удобрения. Но 2—3 года земля еще будет родить. Но потом перестанет давать урожай. А восстановление плодородия почв — процесс долгий и дорогой. Землю надо кормить, чтобы она давала отдачу. Это аксиома.

Надо отметить, что по этому параметру ситуация в Беларуси в последние годы значительно улучшилась. В 2016 году вышел первый указ по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций. Улучшилась ситуация и с внесением удобрений. И в 2020 году урожайность сразу повысилась. И сегодня на фоне глобального продовольственного шторма Беларусь выглядит очень достойно. Холодная весна оказала негативное воздействие на культуры, но стабильно теплая и сухая погода во второй половине лета позволила эффективно провести уборочную кампанию. Поэтому с точки зрения продовольственной безопасности наше государство является устойчивым и стабильным.

А вот европейским хозяйствам в условиях идеального шторма (плохой урожай, дефицит ресурсов) грозит банкротство. В зоне риска находятся небольшие сельскохозяйственные предприятия. Но убеждена: земля пустовать не будет. Ее скупят более крупные игроки аграрного рынка. Поэтому велика вероятность, что сельскохозяйственный сектор в ЕС будет переживать период консолидации. Пока сложно сказать, как этот трек отразится на рынке. Но такие структурные изменения могут произойти.

Но растениеводство пострадает в меньшей степени, чем животноводство. Корма дорожают, покупательский спрос замедляется и грозит снижением. Животноводство в целом является более рискованной отраслью. В растениеводстве урожай собрал, подвел баланс, и в зависимости от финансово-экономических результатов можно выстраивать стратегию на следующий сезон. К тому же до определенной степени можно экономить на удобрениях и других ресурсах. А вот животных необходимо кормить каждый день, независимо от волатильности на рынке. Конечно, можно посадить поголовье на диету, но урезанный рацион мгновенно сказывается на удоях, привесах и, соответственно, финансовом результате. Поэтому велика вероятность, что в сложившихся условиях поголовье животных в Европе сократится и определенный дефицит продукции животноводства будет наблюдаться. Соответственно, логично спрогнозировать рост цен на эту продукцию. Как в ЕС, так и в целом в мире. Аргентина и Бразилия оказались в достаточно выигрышном положении: эти страны не поддержали санкции, могут продолжать приобретать удобрения у Беларуси и России. Хотя есть весьма серьезные сложности с логистикой. Навряд ли поставки на мировой рынок продукции животноводства из этих стран смогут компенсировать объективные потери в других регионах и стать стабилизатором цен.

Надо понимать, что полгода в сельском хозяйстве не делают экономической погоды. Но тренд в мировом аграрном секторе и на рынке продовольствия наметился тревожный. И недаром ООН настаивает на снятии санкций и препятствий как с экспорта российского продовольствия на мировой рынок, так и удобрений и других ресурсов, жизненно необходимых в сельском хозяйстве. Профессионалы понимают: если сегодняшняя тенденция будет продолжаться и дальше, то уже в следующем году в ряде регионов может возникнуть глубокий дефицит продуктов питания. И на преодоление этой проблемы потребуются годы. Поэтому именно сегодня необходимо не вербальное, а действенное, рабочее решение проблемы. В противном случае в недалеком будущем мы можем увидеть в десятках стран голод в самом неприглядном его виде.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter