Земляной вал. Государственная программа поможет открыть новую страницу в использовании и охране земель в Беларуси

Половину затрат на восстановление мелиорированных земель готово взять на себя государство. Важность возвращения в сельскохозяйственное использование некогда плодородных, а ныне заросших бурьяном и мелким кустарником полей подчеркнул глава нашего государства, который на финише жатвы посетил Полесский регион Беларуси. «Земельных» проблем и в других регионах накопилось немало. И связаны они не только с мелиорацией. О путях их решения на страницах «НГ» рассуждают специалисты Минприроды, Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси и Государственного комитета по имуществу.

Половину затрат на восстановление мелиорированных земель готово взять на себя государство. Важность возвращения в сельскохозяйственное использование некогда плодородных, а ныне заросших бурьяном и мелким кустарником полей подчеркнул глава нашего государства, который на финише жатвы посетил Полесский регион Беларуси. «Земельных» проблем и в других регионах накопилось немало. И связаны они не только с мелиорацией. О путях их решения на страницах «НГ» рассуждают специалисты Минприроды, Института почвоведения и агрохимии НАН Беларуси и Государственного комитета по имуществу.

Следы неграмотной мелиорации

Заброшенные земли — только одна из проблем, возникших в результате неграмотно проведенной в советское время мелиорации. Когда мелиорированные земли стали использовать под пропашные культуры, плодородный слой был выработан очень быстро и образовались тысячи гектаров “обескровленных” постторфяных почв. По мнению начальника специальной инспекции государственного контроля за использованием и охраной земель, растительного мира, лесов и ландшафтов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира Савченко, система оценки деградированных земель, существовавшая в Советском Союзе, сегодня утрачена: “Мы не имеем возможности получить точную статистику о продуктивности торфяных земель, не можем проанализировать, какова эффективность их использования, оправдывают ли себя капитальные вложения, которые были сделаны для развития сельхозпроизводства на этих землях”. Необходимо выяснить, нужно ли продолжать их использование, и установить, какая часть из них уже выбыла из оборота, считает специалист. Это может стать одной из задач разрабатываемой сегодня по инициативе Минприроды интегральной государственной программы по сохранению плодородия земель.
Посещая Гомельщину, глава белорусского государства говорил о том, что за будущую пятилетку необходимо восстановить заболоченные земли на Полесье, за исключением, пожалуй, только самых непроходимых. Но в то же время Александр Лукашенко подчеркнул, что мелиорацию нужно осуществлять грамотно. От руководства областей и правительства глава государства потребовал в скорейшие сроки разработать программу использования земель, в которой будут прописаны все детали, конкретные задачи и исполнители.

Карта местности

Неэффективно используются не только мелиорированные земли. Чтобы получить от земли максимальную отдачу, нужно четко знать, где и что сажать с учетом особенностей почвы, рельефа и климата. Для этого нужны современные карты районов и отдельных хозяйств. Последняя кадастровая оценка  земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств в нашей стране завершилась в 1999 году. Тогда плодородие сельскохозяйственных земель было оценено баллами. Земли с балльностью менее 21 перестали использовать под пашни: любые затраченные усилия на них не окупаются. Часть земли передали под лесопосадки, часть — под луга. Очевидно, что за десять лет данные устарели и белорусские хлеборобы ведут битву за урожай на полях, не имея точных карт местности. Как сообщил начальник управления учета земель и оценки недвижимости Государственного комитета по имуществу Александр Долженков, чтобы решить эту проблему, правительство постановило завершить к 2012 году второй тур кадастровой оценки земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств.

В полевых условиях

Сегодня необходимо четко определить предназначение каждого участка земли в стране, тогда и самоуправство на местном уровне будет невозможно, считает тот же начальник специнспекции Минприроды Владимир Савченко. Нужно выращивать то, что дает в том или ином регионе более высокую отдачу, но в то же время сохранять плодородие земли. В европейских странах за счет интенсификации производства выращивают больше сельхозпродукции. Используя меньшую площадь, наши соседи получают больше. Нельзя сказать, что интенсификация вовсе обошла Беларусь стороной. К примеру, в Городокском районе Витебской области в 2000 году под пахотные земли использовалось 50 тысяч гектаров, сейчас осталось порядка 30 тысяч. “И тем не менее за все эти годы в районе ни разу не было снижения валовых показателей производства продукции, и это на бедных витебских почвах”, — заметил специалист. Но ведь так происходит не везде.
 В некоторых случаях схемы землеустройства районов помогают бороться с разрушительным действием воды и ветра. Так, в Браславском озерном районе, страдающем от водной эрозии, ученые рекомендовали засевать многолетними травами до 40 процентов сельхозугодий и разработали детальные планы и карты-схемы. Но не всегда рекомендации ученых соблюдают. А в таком случае плодородие снижается.
По решению правительства к 2012 году схемы землеустройства административно-территориальных единиц будут разработаны для 42 наиболее “проблемных” (в отношении земельных ресурсов) районов республики и для 39 сельхозорганизаций.

Не стоит распыляться

Директор РУП “Институт почвоведения и агрохимии НАН Беларуси”, профессор, член-корреспондент Виталий Лапа отмечает, что большая часть разработок института как раз и направлена на сохранение и повышение плодородия почв. “Есть наши разработки, которые внедряют во всех хозяйствах республики, есть планы внесения удобрений по каждому полю и по каждой отдельной удобряемой культуре, — говорит ученый. — И расчет доз удобрений сделан таким образом, чтобы обеспечить постепенное многолетнее накопление запасов питательных элементов  в почве. Большое внимание уделяется повышению кислотности почв. В год на поля республики за счет государства вносят порядка двух миллионов тонн доломитовой муки для оптимизации кислотности”.
Ежегодно на мероприятия по охране и восстановлению плодородия почв в Беларуси тратят сотни миллиардов рублей, подтвердил Владимир Савченко. Но нужно использовать эти средства более целенаправленно, точечно. Для этого и разрабатывают новую национальную программу действий по борьбе с деградацией земель. А чтобы выявить проблемные точки, в регионах Беларуси проводят семинары с участием специалистов различных ведомств. Так, в Городокском районе изучали проблему водной эрозии почв, в Любанском — ветровой эрозии и пыльных бурь на торфяниках. В эти дни на примере Гродненского района специалисты знакомятся с положительным опытом хозяйствования на земле. Предполагается, что к декабрю этого года будет создан первый проект новой государственной программы, выполнение которой откроет новую страницу в использовании и охране земли в Беларуси.

Справка “НГ”

Куда уходит плодородие?

В нашей стране преобладают дерново-подзолистые, наиболее бедные почвы. Они составляют 87 процентов в структуре пахотных земель. В то же время в результате активного применения фосфорных, калийных и других удобрений в Беларуси образовались высококультурные почвы — агроземы. Они очень плодородны, так как накопили свои качества за многие годы внесения удобрений.
Проведенные учеными НАН Беларуси исследования показывают, что 2,3 миллиона гектаров, или около 45 процентов общей площади пахотных земель в Беларуси, являются эрозионно опасными. Около 10 процентов этих земель уже подвергаются эрозии. Водная эрозия почв характерна для Белорусского Поозерья, частично Минской и Гродненской областей. Ветровая эрозия — беда для Полесья. За сорок последних лет большая часть пыльных бурь, а таких случаев было 330, пронеслась именно по южным районам Беларуси.  Вода и ветер уносят с полей реальные деньги. Экономический ущерб от эрозионных процессов на земле выражается в ежегодных потерях мелкозема и биогенных элементов почвы и снижении ее плодородия. Как рассчитали ученые, в Беларуси средние недоборы урожаев зерновых культур на слабоэродированных почвах составляют 12 процентов, среднеэродированных — 28 процентов, сильноэродированных — 40 процентов. Потери пропашных культур составляют соответственно 20, 40 и 60 процентов, льна — 15, 34 и 50 процентов, многолетних трав — 5, 18 и 30 процентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter