Земля, ты слышишь этот "Gud"?..

Что лучше хорошей музыки согревает долгой зимней ночью? Конечно, если бы красивая мелодия лилась у камина с потрескивающими дровами - было бы вообще чудесно.
Что лучше хорошей музыки согревает долгой зимней ночью? Конечно, если бы красивая мелодия лилась у камина с потрескивающими дровами - было бы вообще чудесно.

Ну а если второе проблематично? Тогда зажжем маленькие огоньки в своих сердцах и согреемся теплом наших душ под звуки архаичной музыки, которую впервые для широкой публики предлагает группа "Guda" этим уик-эндом в Республиканском ДК ветеранов.

О "гудах" ранее мне приходилось слышать не однажды, и всегда это загадочное слово было окутано паутиной тайны: кто играет, что поют и где можно услышать - все это до последнего времени являлось загадкой. Только и знал, что выступает группа обычно для "своих", а первый публичный концерт был в Литве. Последнее обстоятельство, кажется, неслучайное. Ведь "гудами" (gudai) некогда назывались жители многих районов вдоль Немана на территории современных Литвы и Беларуси.

Впервые услышав "гудов" на концерте "Сярэднявечныя Каляды" еще в конце прошлого года, я до сих пор остаюсь под их гипнозом. А зычный, просто фантастический голос Ольги Емельянчик можно сравнить только с таким же волшебным пением Ирмы Яунзем. Как Емельянчик пела наши колядные песни, так их уже давно не исполняют нигде, разве что в далеких от цивилизации деревнях. Поверьте, такое я услышал впервые. Манера исполнения Емельянчик - это даже не аутентизм, а словно откровение, голос свыше.

"Guda" не старается сделать древнюю мелодию популярной. И при наличии у нас не одной команды, исполняющей фолк, "Guda" заняла досель пустующую нишу аутентики. И хотя музыку словами не опишешь, я все-таки попросил руководительницу группы Викторию Михно попробовать описать гудовскую музыкальную эмоцию.

- Название коллектива в чем-то созвучно нашей манере исполнения. Мы наследуем традицию от наших бабушек - последних хранительниц архаической манеры пения. В мелодиях мы возрождаем давно затихшие голоса нашей земли. Как льется вода, бежит с шумом, потоком, плачет-рыдает, манит, искушает, привлекает, так и наша музыка отражает настроение человека, его видимую и невидимую жизнь, стихию его души. Земля живет, словно гудит. Соизмеряя свое гудение с небесным, мы постигаем смысл бытия.

Но главное то, что пение "гудов" не сопровождается никакими инструментами. В век фонограммы и электрогитары это кажется невероятным. Но ведь и воду наши предки пили не из-под крана: ее чистота гарантировалась природой.

Добиться совершенства, безусловно, удалось не сразу. На это ушло целое десятилетие: экспедиции, контакт с еще живыми носителями исчезающей традиции, консультации у специалистов. Думаю, выход первого альбома, название которого говорит само за себя - "Архаiчныя абрадавыя спевы", - порадует не только любителей этнической музыки, но и специалистов-этномузыковедов.

Вообще, этот январь богат на новые имена в музыкальной культуре. Вместе с группой "Guda" еще один, тоже новый для Беларуси, проект подготовила "Капэла Аляксандра Лася", в котором также принимают участие уже упомянутая Ольга Емельянчик, известный читателям "СБ" Тодар Кашкуревич и Юзеф Михаловский. Они подготовили проект под названием "Музыка да›няй Лiтвы". Нечто похожее можно было услышать в исполнении "Старога Ольсы", но если ольсовцы очень много экспериментируют, соединяя разные направления, то "Капэла Лася" твердо держится традиции. Тодар Кашкуревич объясняет

: - Мы играем на разных инструментах - на "дудзе" (волынке), "лiрах", "басэтлях". Это почти забытые инструменты. Их будет интересно не только услышать, но и увидеть.

Кроме того, рекомендую всем, кто пойдет на концерт "гудов" и "Капэлы Лася", обратить внимание на костюмы играющих. Особенно эффектно выглядят девушки: кажется, будто на сцену вышли прямо-таки современницы Рогволода и Рогнеды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter