Землетрясение в головах

Сдувая пыль с истории

Бейсбольный матч между японскими профессиональными командами «Токио Якулт Сваллоуз» и «Хиросима Тойо Корп», сыгранный в 1978 году, так бы и остался интересен только любителям спорта, если бы на нем среди тысяч зрителей не оказалось еще одного. Его звали Харуки Мураками, он держал бар в японской столице и из любопытства захаживал на бейсбол. Когда американский легионер токийского клуба Дэйв Хилтон взял базу, на Мураками будто бы снизошло озарение. Он понял, что может написать роман, и прямо со стадиона отправился делать это. Он писал чернильной ручкой на простой бумаге, и в итоге мы знаем, что у Мураками вышло бесподобно. «Слушай песню ветра» — так назвал родившийся писатель свою первую вещь. Послушаем?


«Ложь и молчание — два тяжких греха, которые особенно буйно разрослись в современном человеческом обществе. Мы действительно много лжем — или молчим. Но, с другой стороны, если бы мы круглый год говорили — причем только правду и ничего, кроме правды, — то, как знать, может, правда и потеряла бы всю свою ценность...»


Сегодня в календаре 26 апреля, и трудно найти день лучше, чтобы поговорить, как порой нелегко пробивалась правда к советским читателям. 26 апреля фашисты стерли с лица земли испанский город Герника, Танганьика и Занзибар объединились в Танзанию, 26 апреля появился в продаже первый диск «Роллинг стоунз», а сборная Андорры одержала первую победу в своей истории (над Беларусью), но все эти события нас сегодня практически не интересуют. Не интересуют просто потому, что 26 апреля с разбежкой в 20 лет на территории СССР произошли трагедии, о которых сперва молчали, потом говорили шепотом, а когда появлялась возможность высказаться в полный голос, вдруг начинались спекуляции и снова шепот.


Ташкент и Чернобыль. Какие же они разные и как же много между ними общего!


Ташкентское землетрясение произошло в 5 часов 23 минуты утра 26 апреля 1966 года. Центральная часть города была практически полностью разрушена. Без крова остались свыше 300 тысяч человек. Погибших 26 апреля в Ташкенте, правда, было всего восемь человек, но это объяснялось скорее преобладанием вертикальных (а не горизонтальных) сейсмических колебаний, а отнюдь не заботой партии. Вот только если бы историки читали исключительно советские газеты, они могли бы сделать прямо противоположный вывод.


«В столице Узбекистана спокойно. Город с миллионным населением живет нормальной, размеренной жизнью, как и накануне, до землетрясения. Работают предприятия и учреждения, действуют городской транспорт и связь. Как всегда, оживленно на улицах... Быстро, четко и спокойно ликвидируются последствия землетрясения. С самого утра тысячи людей — рабочие, служащие, руководители предприятий и учреждений предложили свои услуги. Были созданы десятки бригад, которые отправились в обход пострадавших кварталов и на местах оказывали помощь... Многие лишившиеся крова уже получили новые квартиры» («Ташкент после землетрясения», 27.04.1966).


Насчет квартир корреспондент явно завирает, но что поделать, если в день землетрясения в Ташкент прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев и Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин? Они лично побывали в разных уголках города, а потом еще и отметились на торжественном закрытии декады белорусской литературы и искусства в Узбекистане.


«Завершает свое праздничное шествие декада белорусской литературы и искусства в Узбекистане. В нарядно убранный зал театра оперы и балета имени Алишера Навои пришли рабочие и колхозники, деятели культуры, представители общественности Ташкента... На трибуне секретарь ЦК Компартии Белоруссии С.А.Пилотович: «Сегодня на рассвете раскаты землетрясения разбудили жителей Ташкента. Нам, новичкам в этом деле, запечатлелось мужество и спокойствие ташкентцев, умеющих владеть собой в такие грозные минуты... Мы от всей души по поручению ЦК Компартии Белоруссии и правительства БССР выражаем всем пострадавшим свое сочувствие и готовность вместе с вами делать все, что требуется в такой обстановке... Позвольте и нам, белорусам, поблагодарить руководителей партии и правительства за экстренное прибытие к братскому узбекскому народу в связи со стихийным бедствием» («Вечная, нерушимая», 27.04.1966).


26 апреля 1966 года в Ташкенте еще и играли в футбол. Но этот факт важен истории не просто в контексте поражения минского «Динамо» от «Пахтакора», а еще и потому, что футбольный след отчетливо виден и в истории, произошедшей спустя 20 лет после землетрясения. 27 апреля 1986 года зрители, заполнившие стотысячник в Киеве, рукоплескали победе своего «Динамо» над московским «Спартаком». По Киеву уже ползли разговоры о неведомой беде, произошедшей в Чернобыле, но власти и не думали отменять ни первомайскую демонстрацию, ни велогонку мира. Всю правду о произошедшем возле своих домов киевские динамовцы узнали только 2 мая в Лионе, накануне финального матча Кубка кубков...


К Первомаю 1986 года в Киеве, Гомеле, Минске все знали только скупую информацию ТАСС: «На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего». Уже был эвакуирован город Припять, люди сообщали друг дружке о 10, а потом и 30–километровой зоне отселения вокруг станции, но газеты могли рассказать, как спасали Данаю («Отсыревшие краски закрепили исконно русским уникальным реставрационным средством — осетровым клеем. А затем приступили уже непосредственно к восстановлению повреждений. Их было много, слишком много для одной картины...» («Как спасали Данаю», 27.04.1986), но о вещах более важных продолжали писать так, как сообщал официозный ТАСС.


«2 мая член Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Н.И.Рыжков и член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Е.К.Лигачев посетили район Чернобыльской АЭС. Они ознакомились с обстановкой в районе атомной станции, рассмотрели с участием правительственной комиссии, руководителей ЦК Компартии Украины и правительства Украинской ССР, партийных и советских органов Киевской области и г. Чернобыля меры, принимаемые для ликвидации очага аварии на четвертом энергоблоке АЭС, нормализации обстановки в прилегающем районе, оказания местному населению помощи» («Посещение района Чернобыльской атомной станции», 4.05.1986).


«ТАСС уполномочен сообщить, что Советское правительство выражает искреннюю признательность всем, кто высказал свое сочувствие, достойное понимание происшедшего и предложил содействие и помощь... Приходится сожалеть, однако, что на этом широком фоне сочувствия и понимания определенными кругами предпринимаются попытки использовать случившееся в неблаговидных политических целях. В пропагандистский оборот запущены слухи, измышления, идущие вразрез с элементарными нравственными нормами. Например, муссируются небылицы о тысячах погибших, о панике среди населения и т.п. Подобным заняты в основном те, кто не приемлет духа доверия и разрядки, для кого привычным делом является разжигание вражды между народами. Каждому нормальному человеку понятно, что злорадство на беде — занятие непристойное» («Сообщение ТАСС», 6.05.1986).


...Благодаря помощи всего СССР Ташкент уже через несколько лет после землетрясения превратился в современный город, который и сегодня потрясает своей красотой. О событиях 1966 года напоминает один монумент «Мужество». Долгие годы к этому мраморному постаменту новобрачные возлагали цветы, однако годы независимости внесли изменения даже в этот святой ритуал. Президент Каримов однажды предложил молодоженам возлагать цветы к сооруженной по его личному указанию «Арке доброты», и теперь дорога в Ташкенте к былой дружбе народов покрылась изрядной долей пыли.


Чернобыль сперва разделил людей, потом политиков, потом государства. И сегодня беду, вырвавшуюся из четвертого реактора атомной станции 26 апреля 1986 года в 1 час 24 минуты, большинство из нас носит хоть и у сердца, но отдельно от друзей, коллег по работе, соседей. Время нынче такое, что многим нет дела до душевного братства.


Ну а правда? Мураками уже успел ответить на этот вопрос: «Говорить откровенно» — еще не означает «говорить правду». Откровенность и Правда — все равно что нос и корма судна, выплывающего из тумана. Вначале появляется Откровенность, и лишь в последнюю очередь глазам открывается Правда. Временной интервал между этими двумя моментами прямо пропорционален размерам судна. Большому выплыть сложнее. Иногда это получается уже после того, как закончилась жизнь наблюдающего».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter