Земельными ресурсами управляет электроника

В Минске прошел семинар рабочей группы по управлению земельными ресурсами ЕЭК ООН

Опыт регистрации недвижимости и земельных участков в нашей стране заинтересовал специалистов из бывшего Союза.

Несколько раз приходилось бывать в Минском городском агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру, и всегда удивлялся, как разительно отличается электронная «начинка» этого помещения от иных чиновничьих вестибюлей. Такая же, как в агентстве по госрегистрации, компьютеризированная система «электронная очередь» лишь недавно появилась в банках и некоторых сервисных центрах компаний.

Система «одного окна», которая в этом году отметит пятилетие, одной из первых была внедрена в стенах этого здания. Подобная организация работы наблюдается не только в столице, а в любом региональном отделении БРТИ. Словом, по объемам электронного документо­оборота и наличию различных цифровых баз Госкомитет по имуществу Беларуси остается пионером прогресса.

Не случайно именно ГКИ стал инициатором проведения международного семинара рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской экономической комиссии ООН «Услуги кадастра и регистра в странах Европейского региона: реформы системы «электронного правительства» и их влияние». В Минск прибыли руководители кадастровых служб из двух десятков стран мира. Изучить опыт нашей страны, поделиться своими результатами работы приехали делегации не только стран постсоветского пространства, но и Турции, Италии, Австрии, Хорватии, Чехии, Дании, Нидерландов, Швеции и Великобритании.

— Мы понимаем, что развитие информатизации государства и общества ориентировано на предоставление широкого спектра электронных услуг для граждан и бизнеса, — отметил, открывая форум, заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков. — Доказательством того, что этот процесс активизируется, является тот факт, что наша страна согласно данным отчета «Ведение бизнеса-2010», подготовленного Всемирным банком, заняла 10-е место в мире из 183 стран. В 2008 году мы занимали 95-ю позицию.

Беларусь, рассказал Андрей Кобяков, ставит перед собой задачу в 2010 году завершить формирование адресного реестра объектов недвижимости в городах и городских поселках. Такая база позволит ускорить их автоматизированный поиск. Кроме того, она станет единым достоверным источником адресной информации для других официальных реестров и регистров.

До 2003 года регистрацией земельных участков занимались местные органы власти, а объектов недвижимости — специализированные предприятия при исполкомах. Теперь же сформирована единая система регистрации недвижимости, совершенствование которой наша страна намерена продолжать. Если в 2003 году, по словам заместителя председателя Гос­комимущества Беларуси Андрея Гаева, Единый государственный регистр недвижимого имущества содержал записи в отношении 100 тысяч земельных участков, то к июню 2010 года в нем зарегистрировано 1,4 миллиона наделов и более 5 миллионов объектов недвижимости. В 2006 году единый регистр принял цифровой вид.

Для граждан, прежде не регистрировавших недвижимость, определен заявительный принцип, при этом нет ограничений по срокам обращения за регистрацией. Как показывает мировая практика, раз в 15 лет какая-либо сделка или оформление недвижимости по наследству происходит. И, судя по динамике, которую демонстрирует белорусский регистр, мы идем в русле мировых тенденций, а порой даже опережаем собственные прогнозы.

Регистрация средней квартиры обойдется примерно в 15 евро в эквиваленте, а выдача справки — в 3—4 евро. Земельный участок обойдется дороже (около 30 евро) и будет оформлен за 82 рабочих дня. Кстати, стоимость услуг регистрации собственности в Беларуси ниже, чем в сопредельных странах, что отмечено в отчете Всемирного банка.

Это отметили и представители Украины и России, которые интересовались принципом функционирования «одного окна» при регистрации. Но оформить ее в любом регионе (к примеру, в Минске зарегистрировать могилевскую недвижимость) мешает принцип территориальности, так как занимаются документами местные региональные подразделения Госкомимущества. Бумажный документооборот, от которого избавляются в ведомстве, пока тормозит процесс. Но уже к 2013 году переход на ведение электронных архивов позволит решить проблему, и тогда в каждом регионе страны можно будет не только получать информацию обо всех объектах, но и регистрировать любую недвижимость.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter