Зеленый свет своим производителям

В четверг во время совещания по противодействию санкциям Президент поручил выработать комплекс мер по поддержке и развитию внутреннего потенциала, расширению собственного производства востребованных товаров и услуг. «Речь идет даже не о помощи деньгами или льготами. Зачастую следует просто убрать застарелые барьеры, преграды, какие-то ненужные согласования и прочую возню», — обозначил проблему Глава государства. И отметил, что «если отечественный производитель готов занять внутренний рынок, где до этого хозяйничали иностранные конкуренты, надо дать зеленый свет таким инициативам». И действительно, что бы про нас ни говорила политическая и «экспертная» Европа, но даже после санкций Запад продолжает на нас активно зарабатывать. И сколько бы нас ни хаяли за нерыночность и другие «грехи» несоответствия стандартам западной экономики, но к иностранным инвесторам в Беларуси относились очень неплохо. А иногда даже трепетно. Впрочем, и импортеров-то особенно не обижали. За десять лет доля отечественной продукции в розничном товарообороте снизилась с 70 до 55 процентов! А если учитывать страну происхождения не товара, а бренда — и того меньше. «Чистого» потребительского импорта в прошлом году продали на 30 миллиардов рублей! И вопрос, насколько весь он жизненно необходим, является как минимум дискуссионным.

Как-то незаметно импорт и международные торговые марки плотно «прописались» на наших полках. А в некоторых сегментах даже их оккупировали. Это ярко видно по полкам в гипермаркетах. Да, их когда-то активно привлекали в страну. Но что нам говорили эксперты с коллективного Запада: выход иностранных компаний на ваш потребительский рынок — первый шаг к развитию инвестиционного потенциала страны. Да, карамельки и газировка не «страдают» высокой технологичностью, но они создадут историю успеха, и за ней потянутся в страну деньги и компетенции. Только у меня ощущение, что нас «развели»? Где инвестиции? Где высокотехнологичные предприятия в той же пищевой отрасли? Или строительной? Где те производства, основанные на «высокой» химии? Они так и остались в Западной Европе. А у нас многие «дочки» транснациональных корпораций функционируют на уровне «смешал — упаковал». Серьезные промышленники такие производства называют «маркетинговыми площадками», когда фасовка приближается к потребителю. Так удобнее. В соседней кулинарии курицу тоже на части разрезают и продают отдельно крылья, отдельно ноги. Но от этого магазин не стал производством. Тем более — эффективным с инновационной точки зрения.

Но таких компаний с европейским капиталом в стране раз-два и обчелся. Все больше стараются ориентироваться не на ввоз технологий, а на освоение нашего потребительского рынка. Кстати, немало производителей международных брендов у нас параллельно являются и крупнейшими импортерами в своих сегментах. А в целом Запад нас наградил только санкциями.

И если кто-то будет говорить, что в Беларуси узкий потребительский рынок, который всерьез никого не интересует, — не верьте. Это неправда. Да, не самый емкий, но маржинальный. И та продукция, которая реализуется у нас с рентабельностью 10–12 процентов, в Польше иной раз реализуется в «минус». Там конкуренция другая. И весьма агрессивные «ляхи» смогли положить некоторых (не всех, но хотя бы часть) западных производителей на прокрустово ложе своих интересов.

Не пора ли и нам пересмотреть свою политику на потребительском рынке? Не только в разрезе санкций и контрсанкций, а концептуально. Не могу до конца понять, с какой радости цитрусовые, к примеру, и их производные (варенье, повидло и так далее) являются критическим импортом? В моем понимании прилагательное «критический» можно добавлять к каким-то продуктам, без которых просто не выживешь. А насколько средиземноморские фрукты полезны для людей в средней полосе Евразии — сложный вопрос. Вот без фруктов-овощей цингу можно подхватить. Но у нас же их множество растет: яблоки, груши, сливы… Надо заботиться, чтобы их было в достатке на полках. Или «пищевка» под модными брендами с заморскими ингредиентами. У нас своих национальных рецептур разве нет? Скажем, на основе дикорастущих трав (высший класс экологичности и натуральности). Их, кстати, можно около 200 тысяч тонн ежегодно собирать. А «выносим» из леса только 1–3 процента. А ведь это прекрасное сырье для «пищевки», для развития собственных оригинальных брендов, у которых есть экспортный потенциал за счет своей оригинальности. Наш квас с удовольствием в Германии пьют. И еще просят. Но если погрузиться в тему трав (и не только), то столкнешься с множеством вопросов сертификации, регистрации. Справедливых, но весьма затратных и хлопотных. И неподъемных для производства, которое находится только в начале пути. Если провести внимательную ревизию нормативной базы, то окажется, почти по каждому сегменту потребительских товаров есть загвоздка, которая сбивает с ритма отечественные компании. Где-то есть нестыковки в стандартах, санитарных нормах, разрешительной системе и так далее. Вопросы-то не большие, по уровню даже не отраслевые, а сегментарные. Но они не позволяют в полную силу развернуться белорусским производителям и больше использовать отечественное сырье. И создают поле для выхода глобальных конкурентов на наш рынок. А зеленый свет своим предприятиям необходим. Исходя из простых принципов создания равных условий конкуренции в стране с импортом и иностранными компаниями. Исходя из жизненных реалий сегодняшнего дня.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter