Доллар теряет ликвидность, рубли становятся предпочтительнее для хранения в бытовой жизни

Зеленый сам нарвался…

Помянем доллар, господа. Де-факто он уже перестал быть мировой валютой, единственной, неповторимой и непоколебимой. Даже белорусы, у которых за 30 лет глобализации выработался инстинкт мчаться к обменнику по любому поводу и без, потихоньку понесли сдавать зеленого. А в чем его ценность? Магия ушла, осталась только прагматичность, а она подсказывает: в финансы приходят новые ценности. Да и Президент на днях обратил внимание на тот факт, что для граждан уже нет необходимости «бегать по «завуголлю», по закоулкам», чтобы где-то обменять рубли на доллары.


Недавно Россия и Беларусь договорились и о переходе в ценообразовании, и о расчетах в национальных валютах. Российские банки анонсировали вклады в рупиях, драхмах, юанях, белорусских рублях и других валютах. А на днях Саудовская Аравия начала переговоры с Китаем о продаже Пекину части нефти за юани. А ведь взлет доллара начинался на «оккупации» именно нефтяного сектора.
АКЦЕНТ

«Белорусская валютно-фондовая биржа» с 18 марта запускает торги с китайским юанем. 

Деньги идут за купцом

Надо признать: в определенный момент США удалось монополизировать финансовую систему. 
Фактически Вашингтон превратил планету в одну огромную «деревню» (извините за сравнение), в которой только один банк — американский. И все платежи проходили через него. Поэтому и доллар доминировал в мире, и всем до поры до времени приходилось с этим мириться. 
Правда, справедливости ради надо отметить: до поры до времени единая глобальная система была удобна. Расчеты в международной торговле были единообразны, стандартизированы, все работало по единым правилам, независимо от того, твой контрагент находится в Аргентине, Германии или Гондурасе. 

Другой вопрос, как говорят антимонопольные инспекторы, США стали все активнее злоупотреблять своим доминирующим положением. 

История не вчерашнего дня

Проблема-то возникла не вчера, а позавчера. Сложно выделить переломный момент. Возможно, это были санкции против Ирана, когда заморозили все его международные активы и отключили от финансовой системы. Возможно… 
За последние два десятилетия было множество событий некорректного поведения американских финансовых властей (мягко говоря), которые подорвали доверие к «банку США». И еще в прошлом десятилетии в ключевых экономических центрах — ЕС, Юго-Восточной Азии, Ближнем Востоке, России стали формироваться параллельные системы международных расчетов. Их уже с десяток наберется. 
Экономическая война с Россией (а в нее США еще пытаются втянуть и Китай) стала пусковым крючком для активизации «планов В» в международной торговле. Кстати, когда грянул гром, оказалось, что у США-то в финансово-экономической сфере союзников (а тем более партнеров) — только сателлиты и вассалы. А они-то оказались и не очень надежными. В том числе и транснациональные корпорации из реального сектора. В том числе с американскими корнями. 

Только-только московский общепит и российские продавцы мебели обрадовались, что уходят McDonald’s и IKEA. Но оказалось, что вроде и не уходят… Просто взяли паузу… Toyota сначала презрительно фыркнула в сторону российского рынка, но прошло несколько дней — уже и передумала исчезать с наших дорог… 

Ситуация-то меняется каждый день. И уже появляются реальные возможности международных транзакций мимо долларовой системы. А если можно выскочить из-под контроля опеки американского минфина — зачем терять рынок сбыта. Тем более что в развитом мире все звонче звучит термин «рецессия». О ней уже говорят боссы из МВФ, хотя еще неделю тому назад утверждали: никакого кризиса не будет... 

На пути к конвертации

Можно ли обойтись в международной торговле без США? Запросто. Конечно, не все просто, надо расшить ряд узких мест в платежных и международных региональных платежных системах. Но какие-то непреодолимые барьеры отсутствуют. 
Кстати, и до украинского кризиса доля расчетов в российских рублях и юанях во взаимной торговле Москвы и Пекина росла. Сейчас просто динамика будет еще стремительнее. 
Более того, подозреваю, что к паре рубль — юань присоединится и Европа. Евразия — крупнейший партнер в торговле ЕС. Да, сейчас происходит охлаждение по политическим причинам, корни которых лежат в Вашингтоне. Существует и определенное давление через финансовую систему США на европейские компании, политиков, страны. 

Но нефть-то, газ, другое сырье и китайские промежуточные товары Европе нужны. Иначе экономика подкосится. И кто сказал, что ту же нефть нельзя продавать за российские рубли или наш калий — за белорусские? Тем же западным контрагентам? Исчезает санкционный момент с использованием евро и доллара.

Откуда на Западе наши деньги? Не вижу особых проблем. Не будем скрывать: Беларуси и России тоже ряд европейских товаров нужен. Привозите, предлагайте, ­продавайте… Получите наши деньги, за которые купите сырье. Да, есть некоторые нюансы с курсообразованием, определенные технические проблемы. Но они решаемы. По большому счету, в прошлом веке в Европе ходили десятки национальных валют, но торговля шла. 

Эпоха доллара подходит к концу 

Без автомобилей, бытовой техники и других потребительских, промежуточных и технологических товаров никто не останется. Будем производить свои и при необходимости импортировать из других стран: Китая, Индии, Вьетнама… На фоне стремительной деглобализации и ограничений американской финансовой системы почти необратимо договоры субъекты хозяйствования будут с партнерами из этих стран заключать в юанях, рупиях, донгах. 
Надо признать: однополярная финансовая система уже исчезла. Во внешней торговле происходит стремительная трансформация, переход на расчеты в национальных валютах. Да, все становится сложнее, а мировая экономическая система в недалеком будущем будет еще интереснее и более многогранной. 
И гоняться сегодня за долларом… Это просто глупо. Финита ля комедия — долларовая система трещит и рушится. И через несколько месяцев мы увидим совершенно другую финансовую систему. В этом калейдоскопе самым надежным средством сбережений будут национальные валюты. 
По крайней мере, для бытовых (как сегодня говорят — непрофессиональных) инвесторов. В конце концов, большинство товаров мы и раньше приобретали на родине. А сегодня ориентирование на внутренний рынок и подавно будет более высоким. Словом, эпоха долларов уже почти подошла к концу. Во всяком случае, в большинстве третьих стран.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Сейчас этот доллар уже потихоньку начинает проседать. Потому что никому не нужен. Особенно в связи с этими санкциями, которые введены против нас. Наверное, будем скоро бороться, чтобы лишний российский рубль был в кармане или юань. Потому что с этими странами мы в основном будем торговать. 

(15 марта 2022 года, на встрече с руководящим и оперативным составом органов государственной безопасности.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter