Зеленый платочек

О конституционной реформе в Турции

Исламистская Партия справедливости и развития в Турции торжествует: почти 58% населения поддержали ее предложения по изменению Конституции страны. Предложенный правительством пакет содержит 26 самых разнообразных поправок, но ни для кого не секрет, что главную победу правящая партия «мягкого ислама» празднует над своим главным противником — турецким генералитетом. И с этой победой премьер–министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана поздравил ЕС, назвав конституционную реформу «шагом в верном направлении».


Означает ли это, что в один прекрасный момент Евросоюз возглавит председатель в, образно говоря, зеленом исламистском платке? Во всяком случае, проведя референдум, Турция устранила еще одно препятствие на пути в ЕС. В своей собственной стране правящая Партия справедливости и развития уже пыталась навязать светскому государству законы шариата, и самой громкой акцией стала отмена запрета на ношение мусульманских платков в вузах. Этот запрет — один из основополагающих принципов основателя современной Турции Кемаля Ататюрка, отделившего религию от сферы образования.


Гарантом светских устоев турецкого государства были военные. С подачи генералитета партии происламского толка в Турции не раз подвергались роспуску. Вспомним, как еще совсем недавно сам нынешний премьер–министр был осужден и провел полгода в тюрьме за участие в деятельности запрещенной партии, а правящая ныне Партия справедливости и развития едва избежала запрета на свою политическую деятельность. Жесткая мера была инициирована судьями, посчитавшими, что правящая партия ведет Турцию по пути превращения в исламистское государство. Именно генералитет пользовался решающим влиянием на светские суды.


После референдума ситуация кардинально изменилась: генералы не только лишились влияния на суды — отныне они сами стали подсудны.


Так, изменения, которые коснулись системы правосудия, позволяют возбуждать уголовные дела в отношении военных. До сих пор людей в погонах могли судить только трибуналы, что фактически позволяло им активно вмешиваться в политическую жизнь вплоть до государственных переворотов. Сегодня они такого влияния лишились. Как это скажется на европейской интеграции турков?


Турция — первейший кандидат на вступление в ЕС. В последнее время именно премьер–министр Эрдоган ведет активные переговоры по вступлению. В Европе, конечно, опасаются мощного роста исламистских настроений, который наблюдается в стране — кандидате в ЕС. Но, во–первых, в Эрдогане видят как раз политика нового типа, представителя того самого «мягкого ислама», который сумеет отвлечь население от ислама радикального. В принципе, это разумная тактика, опирающаяся на известный девиз: если хочешь победить мощное движение — возглавь его!


А во–вторых, возражать против вступления Турции в Евросоюз после стольких лет ее кандидатского стажа становится все труднее. Референдум в Турции по конституционной реформе как раз был ответом Анкары, чтобы выполнить формальные требования для вступления в Европейский союз. Именно в этом контексте следует расценивать слова комиссара по вопросам расширения ЕС Штефана Фюле про «шаг в верном направлении». По мнению комиссии, Анкара приблизилась к своей цели — вступлению в Евросоюз.


Впрочем, нынешний европейский истеблишмент со своей политкорректностью сделал все, чтобы внутри ЕС сформировалась своя исламистская «партия». Именно она в последнее время ратует за право ношения платков, строительство минаретов и т.п. И ничего, кроме деклараций, Евросоюз этой силе противопоставить не может. Так что если в один прекрасный момент Турция вступит в ряды европейского сообщества, она найдет там множество своих как единоверцев, так и единомышленников. Собственно, демонстрация того, как можно демократическим путем достигать своих целей, и произошла сегодня в Анкаре. Перемены в политической жизни страны поддержаны большинством населения. Правда, они разделяют скорее исламистские, нежели европейские ценности.


Может быть, поэтому в преддверии референдума Евросоюз вновь охладил надежды Турции на скорое вступление в ЕС. На неформальной встрече между министрами иностранных дел стран ЕС и Турции 11 сентября возражения против такой перспективы были озвучены со всей ясностью, сообщает AFP.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter