Беларусь следует общемировым трендам: число электромобилей заметно увеличилось. А что с инфраструктурой?

Зеленый нынче в моде

Еще 10 лет назад автомобили на батарейках были пределом мечтаний и недосягаемой роскошью. А сегодня машиной с зелеными номерами в Беларуси уже никого не удивить. Оно и понятно, в стране создаются условия для активного развития электротранспорта: растет количество станций для зарядок, есть льготы и привилегии, а также беспошлинный ввоз.

Цифры в рост

По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году в мире было продано более 10 миллионов электромобилей, что на 55 процентов больше, чем в 2021-м. Этому содействовала общемировая тенденция к декарбонизации, отказ крупных автоконцернов от производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Важным фактором стал и рост цен на топливо, который наблюдался в европейских странах на фоне глобального энергетического кризиса. В результате общее количество электромобилей в мире превысило 26 миллионов. Прогноз экспертов на этот год положительный. Ожидается, что продажи электрокаров сплюсуют еще на 35 процентов.
Число электромобилей на дорогах Беларуси тоже заметно увеличилось. Этому способствует сервисная и зарядная инфраструктура, которую активно начали развивать в 2018 году. Тогда Президент подписал указ о стимулировании использования электромобилей. К слову, сейчас в Беларуси около 700 зарядных станций. И по этому показателю наша страна в лидерах среди государств СНГ. Сегодня в стране более 4 тысяч пользователей электромобилей.
— Электротранспорт представлен во всех сегментах и классах, — говорит заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей Котик. Что немаловажно, именно в коммерческом классе — такси и каршеринг — электромобили уже более выгодны, чем их традиционные собратья. Мы находимся в точке глобального взрывного роста количества электромобилей на дорогах. В Беларуси в 2024 году добавится еще 105 электрозарядных станций. При этом дополнительно будет построено 15 современных супербыстрых зарядных комплексов.

До 2025 года комплексы появятся во всех ­областных городах и на трассе М-1. А до конца 2030-го по всей стране их будет уже 85. Общая мощность — 600 МВт. С ростом популярности электрокаров из Поднебесной в нашей стране действующие станции модернизируются коннектором китайского стандарта GB/T. В начале осени в Минске будет 95 станций с таким коннектором.
Растет и электропотребление. По данным Минэнерго, только за прошлый год 14 миллионов киловатт-часов было использовано на оказание услуг по зарядке электротранспорта. Положительная динамика заметна и в этом году.

Экологично и экономично

Все больше людей отдают предпочтение электромобилям как экологичному виду транспорта. Но это не только про экологию, но и про экономию. В сравнении с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания экономия на топливе и техобслуживании достигает 25–30 процентов. Благодаря стимулирующим мерам количество электротранспорта в стране увеличивается. По дорогам общего пользования Беларуси курсирует около 100 электробусов. Большая часть из них — в Минске, где несколько городских маршрутов уже полностью перешли на аккумуляторную тягу.
Вскоре экономию ощутят жители Жодино и Шклова. Эти города первыми в стране полностью перейдут на электробусы к 2025 году. В Жодино суммарная электрическая мощность зарядных станций будет до 4000 кВт, в Шкловском районе — до 1400 кВт.
фото александра кулевского.

Не упустить выгоду

В отношении электромобилей применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 15 процентов от стоимости электромобиля, а также ставка налога на добавленную стоимость в отношении электромобилей, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет — в размере 0 процентов, а более 5 лет — 20. Однако до конца этого года граждане Беларуси, постоянно проживающие в стране, имеют право ввезти легковой электромобиль с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Если приняли решение о ввозе электромобиля по льготе, нужно учесть наличие ограничений по пользованию и распоряжению, связанных с таким освобождением. В частности, не допускается передача прав владения, пользования, распоряжения электромобилями лицам, имеющим гражданство Российской Федерации и (или) постоянное место жительства в России.

Есть и другие способы сэкономить. Например, ввезти с уплатой таможенных платежей электромобиль, с даты выпуска которого прошло не более 5 лет. В этом случае применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, а ввозной таможенной пошлины — 15 процентов от стоимости электромобиля. Что важно в данном случае, нет никаких ограничений по пользованию и распоряжению такими электро­мобилями.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

На момент написания статьи на самой популярной онлайн-площадке по продаже автомобилей в Беларуси находилось 1418 предложений для желающих приобрести «электричку». И, как говорится, на любой вкус и кошелек — от 3900 до 262 684 долларов. Кстати, вскоре можно будет купить самый дальнобойный кар — премиальный электрокроссовер имеет запас хода до 960 километров.

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter