“Зеленый” коридор на таможне

В Минске прошел семинар “Миграционная политика Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства”, в ходе которого группа журналистов из России встретилась с руководством Государственного таможенного комитета Беларуси, ознакомилась с работой Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС), побывала на пропускном пункте “Каменный Лог”, заставе “Лоша”, в кинологическом центре Сморгонского погранотряда и на других объектах таможенной инфраструктуры, обустроенных на деньги союзного бюджета.

Таможня — инструмент в руках правительств
Межгосударственное Соглашение о единстве управления таможенными службами России и Беларуси было подписано в 1995 году. За это время создана эффективная система контроля, в основе которой лежит информационное взаимодействие белорусских и российских таможенников. Она позволила исключить контроль и таможенное оформление на внутренней российско-белорусской границе и перенести их на внешнюю. В рамках союзной программы на территории Беларуси введены в эксплуатацию международные пункты пропуска “Каменный Лог”, “Новая Гута”, “Козловичи”, “Варшавский мост”, “Брузги-2”, модернизируются другие пункты пропуска. Сейчас разрабатывается проект новой программы, рассчитанной на 2007—2010 гг.
В рамках формирования единого таможенного пространства белорусские таможенники стараются упростить таможенные процедуры, чтобы добропорядочные граждане и добросовестные участники межэкономической деятельности как можно меньше замечали таможню. Например, в крупных пунктах пропуска уже работает система “красных” и “зеленых” коридоров. Если человек ничего не нарушает, едет в туристическую или частную поездку, для него открыт “зеленый” коридор. Реализован принцип свободы транзита и упрощена процедура таможенного оформления транзитных грузов. О том, как эти меры помогают избавиться от очередей на границе, мы воочию убедились на пропускном пункте “Каменный Лог”.
Ближайшая задача белорусских таможенников — внедрить систему электронного декларирования, чтобы до минимума свести непосредственный контакт субъекта хозяйствования, оформляющего груз на таможне, и инспектора. Декларацию можно будет заполнить, не вставая со своего рабочего места, и отправить электронной почтой. Таким же образом получить и ответ.
Начальник Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа ГТК Республики Беларусь Людмила Кузьмич
рассказала, как работает Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета   Союзного  государства (ЕАИС), на разработку которой было затрачено 228 миллионов российских рублей. Телекоммуникационная сеть позволяет таможенному инспектору обрабатывать информацию и принимать решение на своем рабочем месте практически в режиме реального времени: задержка — 10—15 секунд. Это исключает субъективизм, дает возможность использовать систему анализа рисков и заранее информировать инспектора на границе или сотрудника, проводящего основное таможенное оформление внутри страны, о характере груза.
Практика использования ЕАИС, пояснила Людмила Кузьмич, уже выявила ряд проблем, требующих решения в рамках других союзных программ. До сих пор, например, нет единой правовой базы таможенного и налогового законодательства, правил использования, применения и признания электронной цифровой подписи инспекторского состава, что позволило бы исключить бумажную технологию.
От контроля товаров — к контролю информации
Начальник Управления организации таможенного контроля ГТК Республики Беларусь Сергей Борисюк подтвердил, что модернизация таможенной службы Союзного государства в целом и Беларуси в частности нацелена на максимальное упрощение таможенных формальностей. Предварительный обмен информацией о транспорте и товарах позволит заранее, до приезда на границу определить необходимые формы контроля и до минимума сократить нахождение транспортного средства на границе. Например, сегодня контроль автобусов на границе занимает 30 минут, легкового транспорта — 15, грузового — 40. Кстати, такая договоренность у Беларуси есть с Украиной, а с российской таможенной службой нет, поэтому время оформления российских грузов при перемещении автомобильным и железнодорожным транспортом на белорусском участке в три, а то и в четыре раза больше, нежели на оформление белорусских товаров.
А все потому, пояснила Людмила Кузьмич, что белорусская система декларирования работает как на экспорт, так и на импорт, в обоих направлениях. Российская — только на импортном направлении. Чтобы поделиться с белорусскими коллегами информацией на экспортном направлении, россиянам нужно модернизировать систему контроля доставки товаров. На очередной коллегии Таможенного комитета Союзного государства этот вопрос опять будет подниматься.
В Беларуси и России действуют различные разрешительные системы перемещения грузов. Например, перемещение подакцизных товаров, таких как табак и алкоголь, по России не требует сопровождения представителями ОВД. А в Беларуси, в соответствии с внутренними стандартами, сопровождение МВД обязательно. Это приводит к неприятным моментам при взаимодействии. Не нравится россиянам и обязательное конвоирование транзитных автомобилей по территории Беларуси. Однако это правило применяется во всех странах, позволяет бороться с правонарушителями и воспринимается там не как дискриминационное, а как обязательное для исполнения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter