Кто будет бороться с ИГ?

Зеленые щупальца от Парижа до Джакарты

В столице Индонезии Джакарте террористы устроили серию взрывов. Жертв оказалось относительно немного, до десяти человек, и возможно, на фоне куда более кровопролитных терактов, которые знавала эта страна, о сегодняшнем быстро бы забыли. Но есть одно обстоятельство, которое заставило глубоко задуматься — преступники имитировали теракты в Париже. «Исламское государство» перешло в наступление, давая об этом совершенно ясные знаки. Имитация Парижа в Джакарте — практически уравнивание их в качестве жертв — не единственный такой знак.


В Европе — скоординированные атаки по унижению женщин (как выясняется, они происходили не только в Германии, но и в Швеции, Финляндии, а возможно, и других европейских странах, которые стесняются в этом признаться). В Турции — теракты в символических местах Стамбула. И буквально через день такое же дерзкое нападение в столице Индонезии — страны, которая занимает первое место в мире по числу граждан–мусульман. Что демонстрирует этот тотальный, вызывающий джихад? Думаю, не надо быть специалистом по криминальному почерку, чтобы прочитать послание, данное от Парижа до Джакарты.

На данный момент с ИГ бороться фактически некому. После террористических актов в Париже «весь цивилизованный мир» обещал дать общий ответ террористам. И где этот ответ? Разве Франция, которую так унизили, достигла успехов в борьбе с ИГ? А Германия, которая громко пообещала помощь Парижу? А те сильные державы в регионе, которые реально могли это сделать, — Иран и Саудовская Аравия? Они столкнулись в геополитических амбициях между собой. Что делает Турция, «перепутав» местами курдов и террористов и поддерживая контакты с группировками, которые во многих странах мира считаются экстремистскими?

Вместо единого ответа — сплошные вопросы. И самое главное — Россия и США, вместо того чтобы объединить свои силы, пошли по пути создания отдельных коалиций. Увы, это не борьба с одним врагом, а скорее, тупик. Вакуум, который и заполняют стремительно джихадисты, устраивая один показательный теракт за другим. Они сегодня большими кровавыми буквами ясно нарисовали геополитическую дугу, по которой простирается их власть. И ответить им некому. 

На этом можно было бы и закончить, оставив без ответа вопрос: кто остановит джихад от Парижа до Джакарты? Но вот неожиданный, я бы даже сказала, сенсационный поворот.

Газета «Вашингтон пост» написала, что в международную операцию против террористической группировки «Исламское государство» может включиться Китай. 

Главный вопрос сейчас — «на чьей стороне они (Китай) окажутся?», говорит собеседник издания, якобы знакомый с ходом дискуссии о планах китайских военных. В статье делается вывод, что пока Пекин склоняется к тому, чтобы присоединиться к российской операции в Сирии, нежели к возглавляемой США коалиции.

Говоря о возможности присоединения Китая к коалиции с Россией, некоторые аналитики вспоминают, что в октябре прошлого года пресс–служба ОДКБ сообщала о планах организации совместно с Ираном и Китаем вырабатывать подходы к противодействию «Исламскому государству».

Да, но что это за подходы?

Китай никогда не вмешивается в конфликты на чужих территориях в соответствии со своей доктриной «Пять принципов мирного сосуществования». И вряд ли он будет влезать в них сейчас, когда США и Россия находятся в состоянии взаимной аннигиляции в этом вопросе. Кстати, как член Совета Безопасности ООН Китай трижды применял право вето против вмешательства извне по сирийскому вопросу под видом борьбы с терроризмом. Китайский МИД подчеркивает, что поддерживает развертывание в Сирии антитеррористических действий в рамках международного права и с согласия сирийской стороны.

Кстати, буквально вчера агентство Синьхуа сообщило, что китайское правительство опубликовало документ о политике Китая в отношении арабских стран. Это первый политический документ подобного рода, который четко обрисовал новые контуры китайской дипломатии по отношению к арабским государствам, и прежде всего там сказано, что Китай «не вмешивается во внутренние дела других стран, поддерживает урегулирование споров за счет мирного диалога».

Что же касается войны с ИГ... Расширение влияния исламистов угрожает существованию самих мусульманских государств. Последние атаки не оставляют в этом сомнений. Так что действовать им придется без оглядки на геополитические игры.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 7 (24889). Пятница, 15 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter