Что производители думают о проекте программы поэтапного снижения использования ПЭТ-упаковки и замещении ее экологически безопасной

«Зеленая» обертка для товара

В конце прошлого года Президент указал на проблему чрезмерного использования в промышленности пластика для упаковки. В противном случае, по его словам, цветущая, зеленая и синеокая Беларусь в один прекрасный момент может превратиться в свалку. Сейчас обсуждаются сразу два проекта постановлений Совета Министров. Один из них предполагает утверждение на 2020—2035 годы программы поэтапного снижения использования полиэтиленовой упаковки и ее замещения экологически безопасной. Второй документ рассматривает повышение с 1 января 2020 года в два раза платы за сбор вторичной пластиковой тары. Как на такие предложения отреагировали производители и организации, задействованные в сборе вторичных материальных ресурсов, выясняли корреспонденты «Р».

Движение в мировом тренде

Программа ухода от пластика в целом у производителей вызвала положительные эмоции. Конечно, любые метаморфозы в производстве — выход из зоны комфорта. Но белорусские пищевики — люди не дремучие, великолепно понимают: при всех достоинствах полимеров они серьезно давят на экологию. Особенно неперерабатываемые. Поэтому вполне логично переходить на экологичные варианты упаковки. Кроме благородного стремления не загрязнять окружающую среду, есть в этом и немалая коммерческая составляющая. В конце концов, весь цивилизованный мир сокращает использование пластика. Евросоюз, к примеру, планирует к 2030 году полностью перейти на перерабатываемые виды пластиковой упаковки. Правда, использовать вторично в производстве будут к этому времени только 55 процентов, что, в принципе, тоже немало. Про инициативы в разных странах можно рассказывать до бесконечности. Но вывод однозначный: необходимо следовать в мировом тренде. Экологический фактор становится все более значимым при выходе на зарубежные рынки. А наша отрасль производства продуктов питания — экспортно ориентированная.

Замещение пластиковой упаковки планируется проводить поэтапно.

Другой вопрос, что в той же Европе на вектор минимизации пластикового негатива сориентировались еще в 1994 году. Другими словами, западные соседи уже без малого 25 лет занимаются этой темой. Надо их догонять. Но не слишком быстро, чтобы производители не надорвались.

Поэтому деловое сообщество так положительно откликнулось на программу, в которой прописаны амбициозные цели, но определен разумный временной лаг их достижения — до 2035 года. Причем тяжесть ответственности ложится не только на производителей, но и на все причастные ведомства.

Соблюсти баланс

Документ получился реалистичный, даже в какой-то степени критический. Да, тема экологичной упаковки актуализировалась в этом году. Однако пока в стране нет научных разработок в этой области либо они фрагментарные. Производство той же биоразлагаемой упаковки находится в зачаточном состоянии. Существующие предприятия не могут обеспечить ни соответствующий ассортимент, ни объемы, которые удовлетворят потребности нашей пищевой промышленности. Переход на новую упаковку требует и пересмотра рецептур и технологических режимов, чтобы сохранить неизменными все потребительские характеристики продукции. В этом направлении тоже необходимы исследования. Словом, работы непочатый край. И, очевидно, быстро сменить тренд не получится. Тем более что ключевыми производителями пластика у нас являются мясо-молочная, кондитерская, масложировая отрасли. Список далеко не полный. А если говорить иными словами, ключевые наши экспортеры. Значит, внедрение зеленых технологий должно происходить без потери их конкурентоспособности.

Предполагается стимулировать производителей экологичной упаковки.

Для этого программа предполагает использование стимулирующих мер. В том числе для привлечения инвестиций в модернизацию производства. Это ремесленник может мгновенно перейти с пластиковой коробки на картонную или вообще свой тортик на фарфоровом блюде преподнести. В массовом производстве все намного сложнее. Производственные линии четко заточены под работу с определенными материалами. И перенастройке без кардинальной потери эффективности не подлежат. Поэтому совершенно логично растянуть во времени процесс перехода на экологичную тару, чтобы менять оборудование на новое, в том числе при его естественном износе. Предполагается и стимулирование пионеров экологичного производства. Словом, документ получился емким, концептуальным. Ориентируясь на него, производители могут формировать долгосрочные стратегии своего развития. Если, конечно, проект станет действующим нормативно-правовым актом.

КОМПЕТЕНТНО

Ия МАЛКИНА, заместитель председателя концерна «Белгос­пищепром»:


— При разработке проекта постановления руководствовались безусловным поручением Главы государства снизить использование неперерабатываемой упаковки и упаковки из пластика. Также руководствовались следующими факторами. Во-первых, востребованность обществом экологичных видов упаковки. Во-вторых, анализировали экономическую составляющую: насколько готовы к изменениям предприятия — производители упаковки, поставщики, пищевая отрасль, которая ее использует. Насколько возможно модернизировать их технологическую и техническую базы, какие инвестиции для этого понадобятся. Учитывали и влияние новых подходов на себестоимость продукции и ее конечную стоимость, доступность для потребителей. Несомненно, любой товар можно упаковать в экологически чистые или биоразлагаемые материалы. Но если продукция будет слишком дорогой, то кто сможет позволить себе ее купить? А если она будет невостребована, то насколько оправданны и целесообразны вложения в переход на те или иные виды тары? Несомненно, учитывали и экологический фактор, снижение влияния на окружающую среду. Одна из целей документа — максимальное повышение доли упаковки, которая будет повторно перерабатываться или использоваться вторично.

В проекте нормативно-правового акта мы старались максимально учесть интересы производителей продуктов питания и упаковки, потребителей, которые в конечном итоге и оплачивают все новации. Мы понимаем, что процесс внедрения новых материалов в сфере упаковки будет не самым простым, поэтому перейти на новые виды тары одномоментно невозможно. Проект постановления предусматривает этапность, консолидацию усилий всех органов государственного управления, задействованных в этом процессе. Необходимо проводить в государстве и соответствующую информационную политику, чтобы через каналы коммуникации донести до потребителей необходимость проведения этих мероприятий. Да, иногда экологически чистые материалы обходятся несколько дороже привычных, но необходимо переходить на их использование, если мы ответственны за состояние окружающей среды. Фактически удалось создать программный документ, рассчитанный до 2035 года. И всем заинтересованным участникам рынка станет понятно, по какому направлению будет развиваться сфера упаковки. Заинтересованные производители, поставщики смогут планировать свой бизнес, формировать планы модернизации, возможно, развивать новые производства. Концерн «Белгоспищепром» готов к диалогу, готов воспринимать любые предложения, конструктивную критику. Позиция концерна — необходимо находить компромисс, чтобы всем было комфортно: и производителям, и торговле, и потребителям.

Владимир ВОЛЧКОВ


Какая «майка» нынче в моде

Стоимость, культура потребления, трудности предприятий-переработчиков: эксперты обсудили, что мешает переходу на экоупаковку.

Переход на экоупаковку в последнее время на слуху. Вызван он в первую очередь вопросами заботы об окружающей среде и здоровье потребителей — тоже популярные темы не только в нашей стране, но и в мире. А значит, надо быть начеку, чтобы не упустить нишу на собственном рынке и чтобы наша продукция оставалась конкурентоспособной на зарубежных. Как этого достичь максимально быстро, шел разговор на деловом форуме выставки «ПродЭкспо-2019». Корреспондент «Р» выслушала мнения экспертов.

Вторая жизнь пластика

Дешевая, легкая, прочная, удобная — это все о пластиковой упаковке. Загрязняет окружающую среду на сотни лет в зависимости от состава и условий, в которых находится, — это тоже о пластике. Знаете ли вы, сколько отходов полимеров ежегодно образуется в стране? Примерно 280 000 тонн, половина из них — отходы упаковки, вторая половина — различные пластмассовые изделия. И только 30 процентов, около 90 000 тонн, перерабатывается. Для сравнения: в Евросоюзе собирается минимум 60–70 процентов полимеров. Правда, до 50 процентов идет в топку для получения энергии.

— Директивы Евросоюза ставят задачи увеличивать сбор, переработку пластиковой упаковки и использование в дальнейшем производстве ПЭТ-упаковки. К 2025 году не менее четверти тары должно производиться из вторсырья, к 2030 году — не менее 30 процентов. У нас, между прочим, упаковку для пищевых продуктов из вторсырья делать запрещается, хотя вопрос спорный. И это тоже один из сдерживающих факторов развития сбора и переработки, —
акцентирует внимание начальник управления ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун. — Тем временем Евросоюз в плане самообеспеченности сырьем строит модель замкнутого цикла, где много внимания будет уделяться рациональному использованию ресурсов. Начинать здесь будут с производств товаров: они должны быть спроектированы так, чтобы могли использовать вторсырье. Такие требования в течение ближайших пяти лет Евросоюз может выдвинуть и ко всем зарубежным поставщикам товаров. И наша упаковка должна соответствовать им, чтобы мы не остались не у дел.

Параллельно, по мнению Анатолия Шагуна, надо снижать объем упаковки, в частности, перестать заворачивать товары в несколько «слоев», по возможности унифицировать упаковку, делать ее из легкоперерабатываемых материалов, не требующих дополнительных усилий для ее сортировки.

Фасовать — так экологично

Готова ли наша промышленность к вызовам? Начальник управления целлюлозно-бумажного и лесохимического производства концерна «Беллесбумпром» Александр Пшенный заверяет: производители рвутся действовать. Например, ранее анонсировалось, что планируется расширить производство упаковочной бумаги — установить специальную машину на территории Светлогорского ЦКК. Другие предприятия готовы двигаться в экологическом направлении и вовсе революционно.

— Взять упаковку для яиц — все виды упаковки опять же готовы заменить на бумажные. Но для этого производственники должны повернуться к производителю и обозначить сроки. Мы сейчас с ходу можем закрыть 20–30 процентов потребности в яичном лотке. За 2–3 года — полностью, — вводит в курс дела Пшенный. — Не секрет, что основную долю пластика — 70–80 процентов в общем объеме — занимают так называемые фасовочные пакеты. Мы их можем заменить на бумажные. Да, выйдет незначительно дороже. Но все же надо дать нам шанс, положить их рядом с полиэтиленовыми. Пойдет — есть производители, готовые полностью заменить тонкие пакеты. Все упирается в стоимость, но и она изменится, когда будут объемы… Тем временем одно наше минское предприятие загружено на 30 процентов. При этом они ежемесячно выпускают около 14 млн пакетов и готовы увеличить вдвое производство в течение месяца. Пойдет спрос — поможем закупить дополнительное оборудование.

По словам директора того самого предприятия, компании «Суперпак Компани», Павла Щасновича, торговые сети неохотно берут бумажную упаковку вместо тонких фасовочных пакетов:

— Они сконцентрировались на альтернативе пакетам-«майкам». Мы их тоже производим, но, на наш взгляд, надо заменить в первую очередь маленькие пакеты. В Евросоюзе, кстати, с них и начинают борьбу за экоупаковку.

Потребителю следует объяснить

Кстати, уже со следующей недели Министерство антимонопольного регулирования и торговли сможет штрафовать ретейлеров, у которых нет бумажной одноразовой посуды, столовых приборов и упаковки.

18 ноября завершится переходный период «экологического» постановления ведомства № 72. Согласно ему в зависимости от размера в магазине должны присутствовать от одного до четырех наименований перечисленных товаров.

— Проводим мониторинги и видим, что вопрос в части реализации нашей нормы не возникает, — обозначил позицию начальник управления организации торговли и общественного питания Михаил Жигало. — Постановление не означает запрет упаковки из пластика, а формирует альтернативу. Министерство не сторонник кардинальных решений в этой части, мы за поэтапный переход, потому что в первую очередь изменения отразятся на потребителе.

Максим МЕЛЕШКО.

За покупателем — последнее слово. Раз так, надо учить детей правильно утилизировать разные виды мусора, считает директор логойского предприятия по выпуску кукурузных пакетов Kinglet Максим Мелешко:

— По сути, не проблема перейти завтра на производство бумажных пакетов. Есть другой нюанс: население слабо владеет информацией о том, скажем, какой пластик вредный, а какой нет, какая упаковка экологична с точки зрения полного ее жизненного цикла, что можно и что нельзя выбрасывать в контейнеры для раздельного сбора мусора.

Мария ДРУК


Отходы и доходы

Проект указа Президента о создании депозитно-залоговой системы сбора тары согласован и направлен в Правительство.

Сегодня в стране повторно используется порядка 20 процентов коммунальных отходов. В прошлом году собрано 714,3 тысячи тонн различных видов вторсырья, это вдвое больше, чем девять лет назад. Оператор вторичных материальных ресурсов фиксирует рост извлечения ресурсов из бытового мусора по всем основным группам: стекло, пластик, макулатура, шины. К примеру, мощности 6 заводов концерна «Беллесбумпром», которые без макулатуры просто могли бы остановиться, загружены на 93 процента. На 12,5 миллиона долларов вторресурсов экспортировано в прошлом году.

Однако эти самоуспокоительные цифры весьма относительны. Конъюнктура рынка такова: товар все чаще продается фасованным, в упаковке. И львиную долю сбора востребованных видов вторсырья обеспечивают предприятия и граждане. А вот с раздельным сбором потенциально полезных бытовых отходов там, где они образуются — то есть в жилых домах и квартирах, — есть проблема. О ней говорят две цифры, которые назвала Ольга Сазонова, начальник главного управления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Если говорить об извлечении вторичных материальных ресурсов из контейнеров для их раздельного сбора, то это около 1,8 процента, на линиях сортировки — чуть больше 2 процентов.

Реальность такова, что стекло, бумагу и пластик приходится извлекать из образующегося у населения бытового смешанного мусора. Итог — сырье предприятия получают загрязненное органикой и не всегда пригодное для переработки. Как изменить ситуацию?

9 декабря вступают в силу изменения в закон об обращении с отходами. И Минжилкомхоз вместе с Минприроды должны будут разработать технический кодекс установившейся практики по обращению с коммунальными отходами. В документе будут прописаны четкие подходы к организации системы раздельного сбора мусора у населения. Уже утверждена и новая концепция создания объектов по сортировке коммунальных отходов и полигонов для их захоронения. Территория страны будет поделена на 30 укрупненных регионов, в каждом будет построен завод или участок по сортировке отходов и современный полигон для захоронения остатков, которые пока не могут быть использованы.

Кроме того, разработан проект указа Президента о депозитно-залоговой системе сбора тары, согласован со всеми заинтересованными и направлен в Правительство. По словам Анатолия Шагуна, начальника управления ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», в течение двух лет с момента подписания документа схема сбора стеклянной, пластиковой тары и жестебанки должна заработать в стране. Указ предусматривает рамочные условия и обязанности, в том числе полномочия по проведению конкурса среди инвесторов для создания депозитно-залоговой системы. К слову, только на согласование рамочного документа с торговлей, производителями товаров и переработчиками вторсырья ушло больше года.

Аэлита СЮЛЬЖИНА

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter