Как белорусской стороне удается отстоять свою здравую позицию в ЕАЭС?

Здравую логику на экспорт

О том, как белорусской стороне удается отстоять свою здравую позицию в ЕАЭС
Евразийский экономический союз открывает перед Россией действительно большие перспективы. Не столько в плане развития экономики — все-таки внутренний спрос этого государства является беспрекословно доминирующим в ЕАЭС. Самый главный эффект от интеграции — модернизация экономики, переход ее на новые рельсы, от бесшабашного неолиберализма, когда самые прибыльные отрасли приносят доходы зарубежным владельцам, которые еще и преференции умудряются выторговывать на чужой территории. Конечно, нельзя сказать, что все проходит гладко. Но на уровне обсуждения ряда важнейших, в некоторой степени даже фундаментальных, вопросов белорусской стороне удается отстоять свою здравую позицию. Правда, приходится сталкиваться с жестким противодействием крупного бизнеса с иностранными корнями, который слишком глубоко укоренился в России. 


Например, пивоваренная отрасль. Если бы не ЕАЭС и здравая позиция Беларуси, она бы уже давно оказалась в России разрушенной без возможности восстановления. На своей территории пивовары в свое время в пух и прах были разбиты производителями спирта и производных напитков. Они пролоббировали решение и законодательно приравняли пиво к крепкому алкоголю, с вытекающими из этого факта многочисленными ограничениями. В том числе и розлива в пэт-тару, которое убило бы массовый сегмент. Потом аналогичная попытка расправиться с пластиковой бутылкой предпринималась производителями стекла. Кстати, эта отрасль в России плотно подпала под иностранное влияние. И были же близки к победе. Но в Евразийской экономической комиссии все вопросы решаются консенсусом. А Беларусь заняла здравую государственную позицию. И ее удалось отстоять и на межгосударственном уровне. 

Сейчас страсти разгораются вокруг табачной продукции. Конечно, ставки акцизов необходимо сближать, сделать это планируется к 2020 году. Но не факт, что за основу необходимо брать вариант российской налоговой политики. Там одинаковым фискальным бременем облагаются все сигареты. В Беларуси они разбиты на три ценовые категории, причем при распределении квот учитываются объемы производства собственно отечественных торговых марок. Такой подход позволяет держать под чутким контролем рынок национальным производителям, которые и конкуренцию крупным иностранным компаниям создают, и не позволяют провалиться предложению. Да и цены за счет подобного подхода не задираются. Поэтому в стране и отсутствует экономический стимул к контрафакту и контрабанде табачки. 

В России же поступают с точностью до наоборот. И за пять лет планируют увеличить акцизы в 2,5 раза, приблизить их к европейским. Правда, уровень цен на никотин уже и без того у соседей зашкаливает. И контрабанды, и контрафакта хватает. Зачем же проявлять недальновидное упорство и продолжать резать официальные продажи акцизами? Да еще на тот же шаг толкать и партнеров по Союзу? С налогообложением ликеро-водочной продукции обожглись, теперь не знают, как ее из тени вытащить. 

Надо отдать должное отечественному Министерству финансов, которое грамотно аргументирует свою позицию. Правда, по традиции соседнего государства началось психологическое давление. Недавно несколько уважаемых деловых изданий обвинили белорусскую сторону чуть ли не в срыве переговоров по акцизной политике. А заодно, по традиции, попытались на нашу страну спихнуть и все свои проблемы. Мол, треть нелегальной табачной продукции в России — отечественного производства. Видели бы российские журналисты, как у нас контролируется производство, отгрузка, доставка табачных изделий, когда под счетом и контролем каждая сигарета, акцизная марка… Транспорт оборудован спутниковой системой навигации, сопровождается милицейской охраной. А приграничная торговля всегда протекала по маленькой. Но парадокс-то заключается в том, что в приграничных районах продажи не выросли, а наоборот — снизились. По крайней мере, недорогих отечественных брендов. Поэтому многочисленные опасения, сомнения, предположения российских экспертов — сотрудников российских «дочек» транснациональных корпораций — можно расценивать либо как некомпетентность, либо «черный» пиар. 

Впрочем, белорусская позиция всегда отличалась логической стойкостью, когда дело идет о государственных интересах. А сегодня чрезмерное повышение цен на подакцизную продукцию — читай, провоцирование потока мафиозных поставок. В итоге есть риск получить организованные группировки бандитов-контрабандистов, «серую», не всегда безопасную продукцию в больших количествах и снижение поступлений в бюджет. 

Однако всю опасность акцизных игр понимают и россияне. Вопрос этот даже поднимался на заседаниях Государственной думы. Но соседним чиновникам приходится балансировать и, хочешь не хочешь, хотя бы прислушиваться к интересам транснациональных корпорций. У них есть весомый козырь, использованный неоднократно в других странах: если нам не нравится бизнес-климат, то мы просто уходим. А так как на нас завязано почти все производство, то будете «курить бамбук». И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Причем история знает немало примеров, когда в тех или иных странах «транснационалы» просто громко хлопали дверями, уходя с рынка или закрывая предприятия. Естественно, надеясь на дефицит продукции, уступки местных властей и слезные просьбы вернуться. 

Альтернативы иностранным производителям в России сегодня попросту нет. Поэтому в любой дискуссии голос корпораций приобретает дополнительный вес. Правда, никто же и не думает в развитии внутреннего рынка пойти по белорусскому пути: возродить национальную табачную промышленность, создав для нее определенные преференции. Благо, что табачная отрасль — дело прибыльное. И деньги будут в стране оставаться, и рынком появится возможность разумно управлять.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter