Здравствуй, грусть!

Театральный фестиваль прошел незамеченным.
Театральный фестиваль прошел незамеченным... Почему?

...Было немножко обидно. Когда во время импровизированной дискуссии на IV Международном фестивале моноспектаклей после пластического представления голландской актрисы немногочисленная отечественная публика стала бурно восторгаться увиденным и уверять зарубежных гостей в том, что для Беларуси это ново, непривычно и так далее в том же духе. Потом, правда, спохватились и вспомнили, что пластический театр "Рух" возник у нас еще четверть столетия назад, да и проекты Вячеслава Иноземцева далеко не первый год собирают полные залы, а ведь есть еще Павел Адамчиков, танцующий Чехова с группой единомышленников. Иными словами, актерское мастерство у нас достаточно качественно и разнообразно, чтобы успешно производить своими силами практически любой театральный продукт. Но проблема, к сожалению, в том, что широкие зрительские массы опять "не в курсе".

Собственно, фестиваль наткнулся на эту старую проблему: зритель не пришел в залы, потому что просто не знал, куда, зачем и почем. Хотя засекречивать фестиваль никто, естественно, не стремился. Но скудное количество скромных афиш кое-где в театрах и в Академии искусств едва ли могли помочь минчанам и гостям столицы узнать, какого рода событие грядет в Минске. А пресса, получившая возможность даже учредить свой приз, была привлечена к участию в фестивале на том этапе, когда сообщить о нем могла разве что постфактум. В итоге фестивальный кворум составили критики, журналисты и несколько режиссеров, актеров и драматургов. Лишних билетиков перед началом спектаклей никто не спрашивал. Хотя прошедшее событие заслуживало маломальского внимания публики, чтобы впредь та обошлась без неуместного аханья по поводу "необычных для Беларуси" театральных находок.

И все же то, что можно назвать эстетическим потрясением, здесь случилось. Спектакль Валерия Шушкевича "Млечный путь" ("Театр на ладони") - совсем не тот страстный монолог, в который часто выливаются моноспектакли (на этом фестивале их также было предостаточно). Взяв за основу жутковатую повесть Кузьмы Чорного, актер разыграл несколько дней из жизни измученных войной людей, тактично перевоплощаясь в каждого из них и создавая по ходу вполне осязаемый антураж деревенского дома, леса, поля, городской улицы при помощи всего двух чурок, доски и фонаря. И при этом умудряясь оставаться в образе самого Кузьмы Чорного. Хотя монолог литератора прозвучал только в финале, болезненно-откровенный даже по нынешним временам...

Больше всех с публикой повезло разве что Геннадию Овсянникову - его уютный рождественский спектакль "Беларусь у фантастычных апавяданнях" был заявлен в афише Купаловского театра задолго до начала каких бы то ни было фестивалей. Послушать сказки "от шляхтича Завальни" в исполнении актера, умеющего, как мало кто другой, задушевно общаться с залом, народ стремился с аншлагом. Недаром Овсянникову жюри присудило приз в номинации "Национальное достояние".

А Гран-при достался одному из ведущих актеров Русского драмтеатра Владимиру Шелестову, за свою творческую жизнь создавшему столько моноспектаклей, что догнать и тем более перегнать его ни одному из наших актеров уже наверняка не удастся. Вот и сейчас он выступил сразу с двумя "единоличными" зрелищами - инсценировкой повести Владимира Короткевича "Нобiль - барвяны ›ладар" и авторским прочтением "Пугачева" Пушкина и Есенина. Кстати. Шелестов уже становился лауреатом этого фестиваля в прошлом, как лауреатом и участником множества других международных "монофестивалей". В том числе и во Вроцлаве, где такой фестиваль считается чем-то вроде местной достопримечательности. А его организацией занимается, между прочим, всего один человек, правда, очень энергичный пан Веслав Герас. Конечно, Вроцлав - не столица, ярких событий там наверняка немного...

Безусловно, это очень хорошо, что фестиваль состоялся. И слабых спектаклей в программе фестиваля практически не было. И вам придется верить мне на слово. Но многозначительное название этого театрального события - "Я" - звучало как-то очень одиноко...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter