Театральный фестиваль прошел незамеченным... Почему?
...Было немножко обидно. Когда во время импровизированной дискуссии на IV Международном фестивале моноспектаклей после пластического представления голландской актрисы немногочисленная отечественная публика стала бурно восторгаться увиденным и уверять зарубежных гостей в том, что для Беларуси это ново, непривычно и так далее в том же духе. Потом, правда, спохватились и вспомнили, что пластический театр "Рух" возник у нас еще четверть столетия назад, да и проекты Вячеслава Иноземцева далеко не первый год собирают полные залы, а ведь есть еще Павел Адамчиков, танцующий Чехова с группой единомышленников. Иными словами, актерское мастерство у нас достаточно качественно и разнообразно, чтобы успешно производить своими силами практически любой театральный продукт. Но проблема, к сожалению, в том, что широкие зрительские массы опять "не в курсе".
Собственно, фестиваль наткнулся на эту старую проблему: зритель не пришел в залы, потому что просто не знал, куда, зачем и почем. Хотя засекречивать фестиваль никто, естественно, не стремился. Но скудное количество скромных афиш кое-где в театрах и в Академии искусств едва ли могли помочь минчанам и гостям столицы узнать, какого рода событие грядет в Минске. А пресса, получившая возможность даже учредить свой приз, была привлечена к участию в фестивале на том этапе, когда сообщить о нем могла разве что постфактум. В итоге фестивальный кворум составили критики, журналисты и несколько режиссеров, актеров и драматургов. Лишних билетиков перед началом спектаклей никто не спрашивал. Хотя прошедшее событие заслуживало маломальского внимания публики, чтобы впредь та обошлась без неуместного аханья по поводу "необычных для Беларуси" театральных находок.
И все же то, что можно назвать эстетическим потрясением, здесь случилось. Спектакль Валерия Шушкевича "Млечный путь" ("Театр на ладони") - совсем не тот страстный монолог, в который часто выливаются моноспектакли (на этом фестивале их также было предостаточно). Взяв за основу жутковатую повесть Кузьмы Чорного, актер разыграл несколько дней из жизни измученных войной людей, тактично перевоплощаясь в каждого из них и создавая по ходу вполне осязаемый антураж деревенского дома, леса, поля, городской улицы при помощи всего двух чурок, доски и фонаря. И при этом умудряясь оставаться в образе самого Кузьмы Чорного. Хотя монолог литератора прозвучал только в финале, болезненно-откровенный даже по нынешним временам...
Больше всех с публикой повезло разве что Геннадию Овсянникову - его уютный рождественский спектакль "Беларусь у фантастычных апавяданнях" был заявлен в афише Купаловского театра задолго до начала каких бы то ни было фестивалей. Послушать сказки "от шляхтича Завальни" в исполнении актера, умеющего, как мало кто другой, задушевно общаться с залом, народ стремился с аншлагом. Недаром Овсянникову жюри присудило приз в номинации "Национальное достояние".
А Гран-при достался одному из ведущих актеров Русского драмтеатра Владимиру Шелестову, за свою творческую жизнь создавшему столько моноспектаклей, что догнать и тем более перегнать его ни одному из наших актеров уже наверняка не удастся. Вот и сейчас он выступил сразу с двумя "единоличными" зрелищами - инсценировкой повести Владимира Короткевича "Нобiль - барвяны ›ладар" и авторским прочтением "Пугачева" Пушкина и Есенина. Кстати. Шелестов уже становился лауреатом этого фестиваля в прошлом, как лауреатом и участником множества других международных "монофестивалей". В том числе и во Вроцлаве, где такой фестиваль считается чем-то вроде местной достопримечательности. А его организацией занимается, между прочим, всего один человек, правда, очень энергичный пан Веслав Герас. Конечно, Вроцлав - не столица, ярких событий там наверняка немного...
Безусловно, это очень хорошо, что фестиваль состоялся. И слабых спектаклей в программе фестиваля практически не было. И вам придется верить мне на слово. Но многозначительное название этого театрального события - "Я" - звучало как-то очень одиноко...
Здравствуй, грусть!
Театральный фестиваль прошел незамеченным.