Здравствуй, дядя, Новый год!

".
"...Назначая обвиняемым меру наказания, суд учитывает повышенную общественную опасность содеянного ими. Совершение каждым преступления в состоянии алкогольного опьянения суд признает отягчающим их ответственность; первые судимости, совершение разбоя и убийства в возрасте до 16 лет - смягчающими их ответственность обстоятельствами..."

(Из приговора Минского областного суда.)

"Пока часы двенадцать бьют..."

Новый, 2002 год Артем Ходатович, Денис Кулинчик и Витя Даржин отмечали каждый у себя дома. Будучи ровесниками (каждому - по 15 лет), они жили в разных районах города Жодино, но интересы имели практически одинаковые - бесцельно послоняться по улице, потрепаться о том, о сем... Учеба была им явно неинтересна (характеристики из школ, мягко говоря, не очень лестные), а трудиться на производстве вроде как еще рано...

Сразу после полуночи договорились встретиться у Кулинчика дома и пойти в парк на главную городскую елку. Надо сказать, что многие жодинцы почитают за традицию собираться на Новый год именно у этой елки с непременным братанием и пьяными криками, распитием градусосодержащих напитков и взрывами китайских петард. Поэтому неудивительно, что именно туда направились три товарища, прихватив с собой "новогодний комплект" - водку и шампанское. Встреча Нового года затянулась до 5 часов утра. К тому времени "горючее" закончилось, а Даржин умудрился даже в этой миролюбивой толпе с кем-то подраться. Когда народ устал праздновать и начал разбредаться по домам, троица двинулась "куда все" - прямиком по центральной улице. Пройдя метров пятьсот, остановились. Бесцельная прогулка только раздражала юнцов, которые по мере отрезвления начали мучиться похмельным синдромом. В поле зрения попал мужичонка в камуфляжном бушлате, какие носят военные. Шел он явно нетрезвой походкой - будто сам напрашивался на неприятности. Первым клич подал Ходатович: а не ограбить ли этого доходягу? Все равно ничего не соображает... А друзья были из тех, от кого слова "нет" не услышишь. Подвыпившего прохожего решили обманом завлечь в темный двор. Ходатович применил не слишком мудреную хитрость

: Мужик, выпить хочешь?

Получив в ответ согласный кивок, Артем проводил намеченную жертву в глубь двора дома N 4 по улице 50 лет Октября и усадил на скамейку. Тут же к ним подсели Кулинчик с Даржиным. Первый и единственный вопрос был предельно прост: деньги есть? Ответ - отрицательный. Этой "провинности" оказалось достаточно, чтобы малолетние изверги приступили к жестокому избиению, которое следователь восстановил до мельчайших деталей.

Первым удар ногой потерпевшему в грудь нанес Даржин. Почти одновременно Ходатович ударил жертву по голове невесть откуда взявшейся пустой бутылкой (впоследствии он признается, что прихватил ее еще на елке). От удара тот упал со скамейки. После этого все трое стали пинать несчастного ногами и бить руками, куда попадало. Потом поочередно прыгали на голову, туловище... Детальные показания дал Ходатович: "...я положил правую ногу потерпевшего на лавку и нанес по ней удар ногой в область колена, от чего нога сломалась. Это же самое с левой ногой сделал Д.Кулинчик. Далее мы с Кулинчиком стали выкручивать ему ноги..."

Один из моментов издевательства своими словами описать не поворачивается рука, можно только процитировать, как это описано в уголовном деле: "Ходатович А.И. в процессе избиения вытащил из брюк потерпевшего ремень, сделал на нем петлю и затянул в нее половой член потерпевшего, после чего неоднократно дергал ремень на себя..."

Впоследствии судебно-медицинская экспертиза обнаружит у трупа переломы практически всех ребер, разрывы печени и кишечника, внутренние кровоизлияния. А уж количество ссадин, кровоподтеков и ушибленных ран не просто велико, а огромно.

Когда потерпевший перестал не то что сопротивляться, но и вообще подавать признаки жизни, подростки-убийцы обыскали его - еще была надежда, что найдется что-нибудь ценное. Но в карманах потрепанного бушлата богатств не оказалось. Мужик не врал, когда говорил, что денег нет. Разве можно считать деньгами мелочевку в 120 рублей да пачку дешевой "Примы"? Тем не менее так получилось, что именно эти копейки стали причиной зверского преступления и стоили жизни отцу двоих маленьких детей.

Взгляд изнутри

Что же двигало неокрепшими умами подростков в ту новогоднюю ночь? Как вообще эти умы формировались? Эти вопросы - из области психиатрии. И частично ответы на них можно найти в материалах уголовного дела: со всеми обвиняемыми общались профессиональные психиатры. Причем общались довольно тесно - все трое прошли судебно-психиатрическую экспертизу в условиях стационара, то есть довольно продолжительное время находились под постоянным наблюдением врачей.

В выводах экспертов есть весьма интересные наблюдения. Так, практически все обвиняемые при проведении экспертизы обнаружили вспыльчивость, грубость, предрасположенность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. По заключению психиатров, вспышки раздражения и гнева у них нередко сопровождаются агрессивными действиями, бывают особо бурными и возникают по малейшему поводу. Еще одна характерная черта: насилие для них является формой самоутверждения, не вызывающей таких переживаний, как чувство сострадания к жертве или угрызения совести. И, наконец, у каждого из криминальной троицы "выявлены черты неустойчивой личности, которую отличает повышенная тяга к развлечениям и получению удовольствий, готовность днями находиться в уличных компаниях и стремление к праздному образу жизни".

Есть и конкретные выводы, касающиеся лично каждого. Например, Ходатовичу (именно он придумал "забаву" с брючным ремнем) агрессивное поведение позволяет утверждаться в среде неформального поведения, испытывать психологически эффект растормаживания и снятия эмоционального напряжения, выходить из состояния скуки и пустоты. То есть, как пишут врачи, посредством актов насилия ему удается испытывать положительно окрашенные эмоции и входить в состояние эйфории. Грубо говоря, оскорбил - развлекся, избил - развеялся, убил - развеселился.

А Даржину, установили эксперты, присущи признаки эмоционально неустойчивого расстройства личности, о чем свидетельствуют такие черты, как выраженная склонность действовать импульсивно, без учета последствий... К тому же судебным психиатрам о страданиях потерпевшего он рассказывал с ухмылкой и смакованием...

По "червонцу" на нос

Это преступление было раскрыто далеко не сразу. Ровно через год - в начале января 2003 года - сотрудники уголовного розыска благодаря пресловутой оперативной информации узнали имена преступников. А те после задержания долго запираться не стали и подробно, лишь с незначительными расхождениями в показаниях, рассказали о совершенном убийстве. Но если на предварительном следствии юнцы еще пытались держаться уверенно, то в зале судебного заседания они выглядели типичными подростками, совершившими мелкую пакость. Шмыгая носами, Ходатович и Кулинчик признали свою вину полностью и лишь Даржин - частично: мол, бить - бил, но убивать не хотел. Но и ему, и двум его подельникам суд отмерил одинаковое наказание - по 10 лет лишения свободы. Отбывать срок они будут в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Тут следует заметить, что это максимально возможный по нашему законодательству срок для молодых людей их возраста. Кроме того, они (а точнее - их матери) должны выплатить жене потерпевшего 12 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда.

Этот приговор - не окончательный. За каждым из подсудимых есть и другие грехи. Уголовное дело об убийстве было выделено в отдельное производство, в то время как дела о кражах и разбоях, совершенных этими подростками, еще расследуются. Так что впереди еще несколько судов с участием тех же "действующих лиц" и соответственно - дополнительные наказания.

Молодым - в тюрьму

у нас дорога?

Если верить беспристрастной статистике, ситуация с преступностью несовершеннолетних в Минской области внушает тревогу. Здесь ее рост составляет порядка 20 процентов в год. Все чаще подростки совершают преступления в группах, в том числе совместно со взрослыми и в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, если брать конкретно Минщину, следует отметить, что в последнее время здесь наблюдается устойчивая тенденция "омоложения" преступности, то есть снижения возрастного порога криминальной активности несовершеннолетних. Для примера приведем несколько цифр. Доля осужденных несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет составила 36 процентов, хотя всегда большинство преступников этой категории было близко к совершеннолетию. Да что там говорить, если по результатам прошлого года на учете в инспекции по делам несовершеннолетних состояло 959 "малолеток", которые формально совершили преступления, но ввиду того, что не достигли 14-летнего возраста, не могли быть отданы под суд! А ведь закон считает, что именно с 14 лет человек начинает адекватно оценивать свои действия и понимать их значение. И Уголовный кодекс не принимает во внимание, что, к примеру, дети из неблагополучных семей взрослеют гораздо раньше своих сверстников, у которых непьющие мамы и папы. Конечно, в основной своей массе преступления среди несовершеннолетних носят корыстный характер: на 60 - 70 процентов это кражи, грабежи, разбои. Но ведь бывают и случаи, подобные вышеописанному, когда первоначальное желание "только ограбить" переросло в жестокое убийство. И количество таких тяжких преступлений растет из года в год.

Вполне понятно, сегодня правоохранительные органы ищут пути решения этой проблемы. Причем совершенствуются как методы "кнута" (усиливается работа инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних), так и "пряничные" меры: создание клубов, секций для занятости подростков. Иногда в качестве нового предлагается не забытое пока еще старое. Например, на недавнем координационном совещании руководителей правоохранительных органов Минщины прокурор Минской области Михаил Снегирь отметил, что преждевременным представляется отказ от таких форм работы с подростками, как летние трудовые лагеря. Полностью с ним согласен, и по собственному опыту могу сказать, что заработанные в 1989 году на прополке кукурузы 35 рублей были для меня не просто деньгами на карманные расходы (причем солидными!), но и простимулировали дальнейшее желание заниматься, что называется, общественно полезной деятельностью, вместо того чтобы искать приключения в темных подворотнях.

Вместе с тем нельзя не признать, что существуют и объективные причины того, что на скамьях подсудимых все чаще оказываются "мальчики-с-пальчик". Не хочется опять перечислять набившие оскомину экономические и социальные трудности, безнадзорность подростков и "аморалку" родителей - они, к сожалению, реально существуют и в одночасье с ними не справиться. Но, безусловно, к этому нужно стремиться. Хотя бы ради того, чтобы наши близкие не стали жертвами подростков-убийц.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter