Здравствуй, 17-й!

Море поздравительных открыток на редакторском столе. Это первое, что встретило меня и весь наш трудовой коллектив в первый рабочий день наступившего года. А еще – такой же океан телефонных разговоров, эсэмэсок, коротких пожеланий по всем прочим ресурсам в соцсетях. Этот диалог с читателями «СГ», друзьями и партнерами пока не прекратился. Наоборот, плавно перетек из уже старого календаря в новый, что вполне понятно: впереди еще Рождество. 

Вчера на первой планерке в редакции встретились последний, 153-й, номер «СГ» за 2016 год и 1-й за 2017-й . Мои коллеги поделились воспоминаниями о том, кто, как и где стыковал два этих периода нашей жизни. Вместе со своими семьями, близкими людьми и друзьями. Не всем, увы, смена календарей принесла только радостные переживания, буквально в праздничные салюты для некоторых вкрались и траурные нотки. Что ж, даже последние свои минуты високосный год не преминул пометить черными красками…

Ну, здравствуй, трудовой 17-й! Здравствуй такой, какой есть, точнее, каким будешь. Каким? Уж точно – не високосным. А, стало быть, гораздо более счастливым. Хотелось бы только, чтобы для всех. Для всех!

И прежде всего – для наших читателей. Сколько их стало у нас? Или осталось? Пока мы совместно с коллегами с почты завершаем подсчеты и со дня на день получим точные сведения. Время такое, что мало кто из редакторов любых бумажных изданий надеется на увеличение тиражей. Причины известны всем – электронный век! 

Но вот что нам достоверно также  известно: «СГ» читают взахлеб и пользователи интернета, которых сегодня немало в аграрной отрасли. К какому управленцу АПК ни загляни, обязательно будет сыпать цитатами из «СГ» по профилю и без, а бумажной версии газеты на рабочем столе днем с огнем не сыскать. Читает! Но через компьютер, смартфон, планшет. Этих гаджетов сейчас у каждого предостаточно. Честно, не знаю, как другие редакторы, а у меня постоянно тянется рука к кнопке, чтобы заблокировать электронную рассылку. Но сделать это себе никогда не позволю — несовременно. Да и вы, уважаемые читатели, и не обязательно подписчики, никогда мне этого не разрешите и не простите. Согласен, уступаю. А выводы делаю: стало быть, реальный тираж газеты, как минимум, надо умножать на два. Как минимум! Если к этому прибавить и тот очевидный факт, что и бумажную версию в семье читает по меньшей мере пара домочадцев, то цифра формального тиража в конце номера еще ни о чем не говорит.

 На чем, собственно, основываются мои расчеты? На мониторинге, который провела команда. За пару месяцев, вплоть до самого Нового года журналисты «СГ» исколесили буквально всю страну, точнее, всю ее провинциальную часть. Мы побывали в самых дальних районах и деревнях, провели сотни встреч и деловых переговоров. Мы, конечно, помимо иных целей добивались, чтобы и формальный тираж заметнее прирастал регионами. И кое в чем здесь преуспели. Увы, не везде, и это надо признать. Но и главное не могли не заметить: нас читают, нас знают. В разных версиях, но, как говорится, с одинаковым почтением. Значит, так будет и в 2017-м? Во всяком случае, в это хочется верить.

Хорошо ложится в тему письмо на моем столе. Мы его сегодня опубликуем рядом с редакторской колонкой.  Пришло оно к нам, кстати, не в традиционном конверте, а по электронной почте. Как большинство читательской корреспонденции. Что тоже современно и продвинуто. Лучше чем автор письма Генрих Шкляневич, пожалуй, и не скажешь о пользе газеты для агроменеджеров всех уровней. Прочтите и сделайте выводы сами…

И еще одна параллель. Мы публикуем в первом номере календарь на 2017 год.  Как делали это всегда. Но сегодня он несколько необычный. Каждый из двенадцати месяцев сопровождает фотография сельской женщины. Реальной, скромной, достойной и трудолюбивой красы белорусской деревни. Они все на протяжении 2016 года прошли через наш одноименный проект. И убедились, насколько можно быть современной, даже немного опережающей время, если вы вместе с «Сельской газетой»! Все эти двенадцать надежд остались и в 2017 году с нами. А вы?..

Сергей МИХОВИЧ, «СГ»

Из почты

Почем газетный гумус


Если бы «директором» был я, потребовал бы напечатать ведомость подписчиков «сельчанки».  Подобную той, как это делает «СГ» по результатам производства сельхозпродукции за квартал, полугодие, год. Затем попросил бы проанализировать корреляцию: уровень производства, его экономическую эффективность и количество потребленной профильной информации в каждом сельхозпредприятии, районе, области.

Далее попросил бы преподавателей сельхозвузов, техникумов с первого курса учить студентов использовать профильную информацию из периодической печати как в учебе, так и в будущей работе. Связывать азбучные истины учебников с сегодняшними достижениями. Уверяю вас, эти навыки остаются на всю жизнь, здорово помогая и работе, и профессиональному росту. В мое время возле забора БГСХА в Горках, недалеко от 4-го корпуса, работал киоск «Союзпечати». Там мы, студенты, по очереди покупали «Сельскую газету». 

Как-то в «сельчанке» появился материал о председателе колхоза «Оснежицкий» Владимире Ралько, который не только в своем районе, но и в соседних закупает солому… для подстилки скоту. И это при среднем балле пашни в хозяйстве выше 40. Урожай зерновых выше 40 ц/га! Даже Украина таких намолотов не имела в те годы. Начались обсуждения публикации. Были они в меру нашей «учености». Одни говорили, мол, у богатых свои заскоки (о том, что это богатое  хозяйство, мы слышали). Другие, столь же «подкованные», отмечали: «Это ж какая себестоимость органики будет!» Наверное, в суете мы скоро бы забыли эту тему. Если б наши учителя с агрофака, а позже и экономисты не уцепились за материал из газеты.

Мы уже, конечно, знали, почему наша белорусская земля называется нечерноземной. Мало в ней чернозема, иначе говоря, гумуса. Истина, которую земледелец усваивает прежде всего, проста. Сколько взял — столько и положи. Это — один из великих Законов природы, ни обойти, ни перехитрить нельзя. Усвоив это, истинный земледелец старается «делать почву», возвращая ей максимум возможного. 

Так, на основании заметки внимательного журналиста  «СГ» наставники не только учили нас постигать комплекс тонкостей профессии, но и формировали правильную гражданскую позицию. Ведь мог этот успешный руководитель сельхозпредприятия не придумывать себе, трудовому коллективу лишних хлопот. Но он, как истинный земледелец, жил по Закону природы. А мы постигали то, что каждый гражданин, тем более руководитель, должен выполнять неукоснительно.

С этой точки зрения и нужно, на мой взгляд, анализировать: как в технологическую революцию мы хозяйствуем на земле, на которой произрастают зерно, молоко? Меня, съевшего пуд соли в колхозе, удивляет, когда вижу, как  мы уговариваем руководителей некоторых сельхозорганизаций: мол, донесите с помощью той же газеты своим исполнителям обязательный минимум новейших технологий, экономических, коммерческих знаний. Без которых вы неконкурентоспособны. Не постигнув современных приемов хозяйствования, такие организации и топчутся возле «барьера» в 3 тонны молока от коровы в год и 18—22 центнера зерна с одного гектара…

Генрих ШКЛЯНЕВИЧ 

Браславский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter