Новейшие медтехнологии, роботы-«Локоматы» и эмпатия медиков: как в стране проводят реабилитацию пациентов после тяжелых операций

Здоровый подход к делу

Важно не то, что потеряно, а то, что осталось. Этот принцип, провозглашенный в начале прошлого века английским нейрохирургом Людвигом Гудманом, лег в основу нового медицинского направления — реабилитации. Прийти в норму после тяжелейших травм и операций — для пациента это дело не менее важное, чем перенести само медицинское вмешательство. Республиканская клиническая больница медицинской реабилитации осуществляет раннюю и позднюю реабилитацию пациентов после инсульта, инфаркта миокарда, высокотехнологичных оперативных вмешательств на головном и спинном мозге, сердце и сосудах, суставах и костях у взрослых и детей. Около 10 000 пациентов ежегодно проходит лечение в ведущей реабилитационной клинике нашей страны. Мы решили посмотреть на работу учреждения поближе.

Республиканская клиническая больница медицинской реабилитации.
aksakovschina.by

Комплекс в лесу

Санаторий — такую ассоциацию здание вызывает не случайно. Когда-то комплекс в деревне Аксаковщина под Минском строили именно для санаторно-курортного лечения. Сегодня здесь оказывают высокотехнологичную реабилитационную помощь пациентам со всех уголков страны. По обыкновению, люди связывают реабилитацию с уходом и восстановлением после сложных операций. Но заместитель главного врача по медицинской части Светлана Денисова опровергает такое расхожее убеждение. Реабилитация, по ее словам, — это восстановление нормальной жизнедеятельности организма после перенесенных заболеваний или оперативных вмешательств, целью которого является полное или частичное возвращение утраченных функций, говорит она. Этот процесс непрерывный, комплексный, многоэтапный, с индивидуальным подходом к каждому пациенту. Он далеко не ограничивается отдельно взятым учреждением. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа реабилитации. В больнице пациенты проходят основной ранний этап стационарной реабилитации. 

Врач-хирург Светлана Денисова прошла длинный профессиональный путь и однажды поменяла хирургию на реабилитацию. На должность заместителя главного врача по медицинской части в Республиканскую клиническую больницу медицинской реабилитации пришла из Минского областного центра медицинской реабилитации «Загорье». 

Светлана Денисова.

Светлана Владимировна, как никто другой, понимает родственников своих пациентов. На ее глазах переворачивалась жизнь своей семьи, когда тяжело болели близкие ей люди. Тогда она решила стать врачом, чтобы в мире было меньше больных и больше здоровых и счастливых людей. Золотая медалистка, она и работать стремится на отлично. Светлана Денисова привыкла, что в хирургии времени на долгие размышления нет. Этого же принципа она придерживается и в нынешней работе. Надо сразу действовать, чтобы обеспечить положительный эффект от проводимых мероприятий. Она считает, что хирургическая четкость, ориентация на выполнение ближайших целей помогают ей обеспечить пациенту успешный отдаленный результат от выполненной реабилитационной программы.

— При первичном знакомстве с пациентом сразу понимаешь, какую задачу надо решить в первую очередь, — говорит Светлана Денисова. — И если эффекта нет, мы должны радикально изменить работу так, чтобы добиться планируемого результата. На это нам отводится максимум неделя, что очень мало. И тут помогает хирургическая сноровка.

Индивидуальные занятия с инструкторами-методистами — один из основных методов восстановления.
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Новое направление

Перелом в развитии реабилитации в нашей стране, по сути, произошел не так уж и давно. 

— Основные изменения, которые привели наше направление в четкую систему, начались с 2004 года. В 2014 году подписаны нормативные документы, которые четко определяют роль каждого звена в реабилитационном процессе. В настоящее время мы говорим о комплексе реабилитационных мероприятий для каждого пациента, в котором участвуют члены мультидисциплинарной бригады, специалисты различных направлений, реализующие индивидуальную программу реабилитации конкретного пациента. Реабилитационные центры в настоящее время работают во всех областях нашей страны. Изменилась организация и технология реабилитационного процесса, — объясняет Светлана Денисова.

В РКБМР, которая оснащена современным высокотехнологичным оборудованием, попадают в основном пациенты на раннем этапе реабилитации. Самый сложный реабилитационный этап сразу после выполнения высокотехнологичных операций медики берут на себя. В Аксаковщине проходят восстановительное лечение пациенты по трем направлениям: кардиология, неврология и травматология. Именно эти заболевания наиболее часто вызывают длительную потерю трудоспособности и высокую смертность. В кардиологии и травматологии программа реабилитации рассчитана на год, в неврологии — на два. Чтобы снизить уровень инвалидности и количество случаев нетрудоспособности, в больнице широко используются высокотехнологичные методы лечения. После выписки из стационара пациент попадает на амбулаторный, а затем уже и на домашний этап реабилитации.

Реабилитация — восстановление нормальной жизнедеятельности организма после перенесенных заболеваний.
На домашнем этапе происходит социализация пациента, его адаптация к домашним условиям пребывания. Он учится жить с дефектом, постепенно восстанавливая утраченные навыки. И тут очень важно участие семьи, родственников и психологическое состояние самого пациента. 

Больница занимает большую территорию в лесном массиве. Кругом пение птиц плюс доброжелательное отношение всего коллектива. Пациенты отмечают эти преимущества во время анкетирования. 

— К сожалению, 3 года в нашем учреждении не работает бассейн. Мы начали работу по восстановлению гидрокинезотерапии в нашей больнице. Особенно это значимо для пациентов травматологического и неврологического профиля. Все водные процедуры широко используются при проведении физиотерапевтической реабилитации, они улучшают кровообращение, увеличивают объем двигательных функций и уменьшают болевой синдром. 

Обычно пациенты поступают в РКБМР на 8—10 сутки после оперативных вмешательств. Большинство из них кроме основной патологии имеет множество сопутствующих. Поэтому в нашей больнице продолжается диагностический этап, чтобы определить реабилитационный потенциал и дальнейший прогноз. Продолжительность реабилитации составляет от 16 до 28 дней в зависимости от профиля заболевания. Одним из основных методов восстановления становится физический метод реабилитации, индивидуальные занятия с инструкторами-методистами, в том числе на высокотехнологичном оборудовании. Кроме того, применяется физиотерапевтический комплекс мероприятий. Работают логопеды, психологи, врачи различных специальностей. Но все вышеперечисленные методы могут быть эффективны только тогда, когда у пациента присутствует высокий уровень мотивации к выполнению программы, требующей больших эмоциональных и физических сил. 

— К сожалению, есть пациенты с отрицательной реакцией к реабилитации. У них нет желания заниматься. Наши психологи и психотерапевты определяют и корректируют уровень мотивации пациента. Огромную роль при этом играет семья, — объясняет Светлана Денисова. 

Чаще всего отрицают свое состояние пациенты неврологического профиля. При инсульте страдают когнитивные функции, мыслительные процессы. Такие пациенты не всегда адекватно оценивают свое состояние. А вот пациенты кардиологического профиля, напротив, недооценивают серьезность случившегося и не всегда в полную силу выполняют свою программу. Особая роль при ведении таких пациентов принадлежит психолого-педагогической службе. 

В больнице широко используют высокотехнологичные методы лечения.

Чем раньше, тем лучше

Принято считать, что самый ценный для реабилитации — первый год после заболевания или травмы, а потом уже существенных изменений не будет. Но насколько это соответствует реальности? 

Раннее начало реабилитации является основным принципом. Реабилитация — трудоемкий и очень щепетильный процесс, который должен осуществляться непрерывно, поэтапно, комплексно. Светлана Денисова объясняет:

— Пациенты выписываются из нашей больницы с улучшением на 1—2 функциональных класса. Далее продолжаются следующие этапы: областной, городской, амбулаторный, домашний. У некоторых пациентов эффект наступает очень быстро. Но в случае объемного процесса бывает, что утраченные функции не восстанавливаются. Цель нашего учреждения — чтобы как можно быстрее наши пациенты приступили к труду. Это очень хороший результат и для нашего учреждения, и для страны в целом. 

Пациенты выписываются из РКБМР с улучшением на 1—2 функциональных класса.

Истории успеха

В разных направлениях медицины сегодня внедряют новые технологии. Интересно, какие методы и технические возможности есть у медиков? 

— Мы гордимся своими результатами у неврологических пациентов с двигательными нарушениями, у пациентов со спинальной травмой, — говорит заместитель главного врача. — Хочу отметить наличие в нашей больнице высокотехнологичного оборудования. Роботизированный комплекс «Локомат» признан самой эффективной в мире технологией восстановления навыка ходьбы и выработки правильного двигательного стереотипа. В нашей больнице имеется три таких аппарата. Есть и другие установки для восстановления двигательных функций. Высококвалифицированные инструкторы работают с каждым пациентом индивидуально. 

На вопрос, как еще можно улучшить качество лечения в больнице, в РКБМР отвечают просто: необходимо продолжить работу по созданию безбарьерной среды и комфортных условий пребывания для пациентов, включая цветовые решения, арт-терапию, музыкотерапию, создание удобной среды для персонала. 

Большое значение в реабилитации отводится занятиям дома. Как реабилитологу найти контакт с родственниками пациента, родственникам — с пациентом? 

— В таких случаях мир для семьи пациента просто переворачивается. На стационарном этапе мы обучаем родственников всем необходимым навыкам. В реабилитации очень важно, чтобы инструктор и пациент совпали по психотипу, чтобы у них получился контакт. Хорошо, когда родственники хотят помогать, много читают, находят специалистов. Знаю случаи, когда родственники переоборудуют жилые помещения в залы ЛФК. Напротив, если со стороны близких нет эмпатии и желания помочь, домашний этап останавливается. И спустя время, когда они приезжают к нам на поздний этап реабилитации, мы видим, что пациент практически остался на том же уровне, что и при первом контакте. 

Кстати, в больницу приезжают и иностранные граждане. В нашей больнице проходили лечение пациенты из России, а также Латвии, Литвы, Азербайджана, Ирана. Есть даже постоянная пациентка из Израиля. Ее привозила мама еще ребенком. Сейчас девочке 19. И она до сих пор приезжает к нам для прохождения индивидуальных занятий с инструктором-методистом. 

kasiyakova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter