Здоровый интерес

Василий Жарко — о больничных и необычных жалобах пациентов

Министр здравоохранения Василий Жарко — о больничных, новых фармацевтических заводах и необычных жалобах пациентов

Вопросы здоровья волнуют каждого из нас. Как его сохранить? Что для этого предлагает отечественная медицина? Что чаще всего вызывает нарекания пациентов? На эти и другие вопросы во время «прямой линии» подробно ответил Василий ЖАРКО, министр здравоохранения Республики Беларусь (на снимке). Приглашая его на «прямую линию», мы, конечно же, предполагали, что она вызовет широкий резонанс. И не ошиблись — редакционный телефон не смолкал ни на минуту. За час министр ответил почти на полтора десятка вопросов. Предлагаем вашему вниманию самые интересные.

Кадры решают все

— Здравствуйте! Беспокоит Владимир Курлович. Не так давно в Гродно был закрыт факультет медицинских сестер с высшим образованием. Почему? Ведь все равно желающие получить эту специальность уезжают учиться в Россию или Украину.

— Факультет медицинских сестер с высшим образованием откроем, скорее всего, в следующем году.

— Беспокоят из Жодино. У нас острая нехватка медицинских кадров — от медсестер до профильных специалистов. Как будет решаться эта проблема, особенно в маленьких городах?

— Проблему нехватки медицинских кадров мы решаем. Выпуск 2014/2015 года закроет потребность в специалистах и снимет вопрос с кадрами. В этом году медвузы страны выпустят 3300 врачей, в следующем — столько же. Получится, что в каждый район придет более 50 специалистов. Вообще, численность практикующих врачей в системе Мин-здрава, то есть тех, кто непосредственно оказывает медицинскую помощь, за последние три года возросла на 13 %, а среднего медперсонала — на 5 %. Если в 2010 году работало почти 30 тысяч врачей, то в 2012-м — более 33 тысяч. Медсестер в 2010 году работало 107 тысяч, а в 2012-м — 112 тысяч.

— Тогда еще вопрос. Не секрет, что после отработки по распределению молодежь часто покидает свои рабочие места. Но лечить-то людей нужно. Как будут закрепляться на местах эти специалисты?

— Большинство молодых специалистов остается работать в тех же организациях здравоохранения, в которые они были распределены. После отработки увольняется в среднем до 20 процентов врачей, медсестер — значительно меньше. И эта ситуация контролируемая. Кроме того, «бывшие» молодые специалисты, уволившиеся из одной организации, практически сразу же трудоустраиваются в другие поликлиники, больницы, медицинские центры страны. Это обычный, характерный для всех стран процесс внутренней трудовой миграции. Что касается закрепления молодого специалиста на рабочем месте, то над этим совместно работают представители местной исполнительной власти с руководителями организаций здравоохранения. Так, специалистов, по возможности, обеспечивают жильем, оказывают материальную помощь, выделяют денежные займы и беспроцентные ссуды, выплачивают надбавки к должностному окладу…

— Василий Иванович, к вам обращается Анна Чумак из деревни Большое Стиклево. Вот уже 50 лет мы ходим на прием к врачам 17-й городской поликлиники. А недавно узнали, что со следующего года должны будем ездить в районную в Боровляны. До нее нам 20 километров, и не каждый пожилой житель деревни доедет туда. Помогите остаться при прежней поликлинике. (С таким же вопросом на «прямую линию» дозвонились еще 5 человек).

— Думаю, этот вопрос можно решить в вашу пользу. Я обязательно в нем разберусь.

— Олег Николаевич Петров, я из Бобруйска. Моей дочери предварительно поставили диагноз «рассеянный склероз». Она бы хотела уточнить диагноз и повторно обследоваться. Где в Минске можно это сделать на платной основе?

— Обследование вы можете пройти бесплатно. Возьмите у своего терапевта направление в РНПЦ неврологии и нейрохирургии и приезжайте на консультативный прием.

Импорт на аптечной полке

— Звоню из Гомеля. Меня зовут Николай. В последнее время в Интернете много говорят о том, что Минздрав запретил импортировать лекарства. Правда ли это?

— Неправда. В нашу страну запрещен ввоз некачественных и фальсифицированных лекарственных средств, а также с истекшим сроком годности. В настоящее время в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрировано около 6000 наименований, из которых только 1200 — отечественного производства. Все зарегистрированные препараты представлены на белорусском рынке. В Беларуси активно развивается и собственное производство лекарственных средств. При этом необходимо отметить, что в стране создана эффективная система контроля за их обращением, она получила высокую оценку, в том числе международных экспертов.

— Еще вопрос. К 2015 году половина лекарств на нашем рынке должна быть белорусского производства. Получится достичь этих цифр?

— Перед нами стоит задача увеличить долю лекарственных средств белорусского производства до 50 % в стоимостном выражении от общего объема внутреннего рынка медпрепаратов. Сегодня этот объем составляет 34 процента. В упаковках сегодня мы имеем уже 60 процентов. Но у нас еще два года впереди. И я уверен, что в запланированные цифры и сроки мы уложимся. Для этого наращиваем объемы выпуска продукции и производственные мощности. В скором времени открываем два новых цеха: на «Белмедпрепаратах» и на Борисовском заводе медпрепаратов. Всеми предприятиями Беларуси с целью увеличения доли импортозамещения разработано и внедрено в производство 65 новых лекарственных средств и 9 субстанций отечественного производства. В том числе противоопухолевых, сердечно-сосудистых, антимикробных, ферментных. Также создаем совместные предприятия.

— Охотно ли идут инвесторы в белорусскую фармацевтику?

— При министерстве уже два года работает Департамент фармацевтической промышленности. Все это время его специалисты работали над привлечением инвестиций для развития отечественной фармацевтической промышленности. И вот сейчас к нам приходит шесть инвесторов. В следующем году они начнут строить либо собственные предприятия, либо совместные.

— Василий Иванович, недавно видела по телевизору, что в аптеках России обнаружили валидол и нафтизин с добавленным в них стеклом. Причем в довольно больших объемах. У нас с Россией открытые границы и действуют законы Таможенного союза. Не хлынут ли к нам подобные препараты? Что делается для того, чтобы защитить наш фармацевтический рынок? Елена, Минск.

— Подобные препараты к нам не хлынут. В Беларуси контроль за обращением лекарственных средств жестче, чем в Российской Федерации. И порядок допуска их на рынок иной. Независимые аккредитованные лаборатории республики проверяют каждую серию (партию) произведенного нашими предприятиями или ввезенного в республику лекарственного средства и выдают письменное заключение о качестве. Кроме того, специалисты государственных лабораторий без предупреждения изымают лекарственные средства из аптек для выборочной проверки качества. В России такого вида контроля нет.

Лекарственные средства — особый товар. Поэтому государство устанавливает жесткие правила, по которым они допускаются на рынок. Лекарство обязательно должно быть зарегистрировано, фармацевтическая деятельность лицензирована, а мы имеем право контролировать лицензиатов. Еще одно. При регистрации лекарства проверяются не только его образцы, но и условия производства, то есть проводится инспекция с выездом на место производства. Согласно соответствующему соглашению между Мин-здравом Беларуси и Росздравнадзором мы взаимно постоянно обмениваемся информацией о выявленных некачественных лекарственных средствах для того, чтобы не допустить попадания их на свои рынки.

Когда доктор недоступен

— Звоню из Пружанского района. Зовут меня Михаил Михайлович. Возникает впечатление, что медицина областного центра, в нашем случае Бреста, нам, жителям района, абсолютно недоступна. Потому что получить направление на консультацию, а тем более на госпитализацию в областную больницу практически невозможно. Что нам делать?

— Позиция местных врачей в корне неверна. Каждый имеет право получить медицинскую помощь как на местном, так и на республиканском уровне. С вашей проблемой я разберусь.

— Здравствуйте, беспокоит Елена, Борисов. Василий Иванович, что делать, если в центральной районной больнице не выписывают направление на обследование в областную или в РНПЦ, а пытаются собственными силами вылечить пациента, к сожалению, не всегда успешно?

— 80—85 % пациентов начинают и заканчивают свое лечение на амбулаторно-поликлиническом этапе. В то же время всегда есть ситуации, когда диагностика и лечение заболеваний требуют госпитализации, использования специальных методов диагностики, высокотехнологичной медицинской помощи. Для этого и созданы областные больницы, РНПЦ, республиканские центры на функциональной основе. В случаях неясного диагноза или неэффективности проводимой терапии лечащие врачи обязаны направлять пациентов в вышеперечисленные организации здравоохранения.

Вам необходимо обратиться в администрацию учреждения здравоохранения по месту жительства. Проблем с направлением в таком случае быть не должно.

— Николай Северов из Минска. Сейчас для пациентов доступно обследование на МРТ. Однако аппаратов этих, судя по очередям в столице, все равно не хватает. Думаю, что в областных центрах ситуация такая же. Будут ли они докупаться?

— Сегодня в Беларуси установлено более 30 МРТ и около 70 КТ-аппаратов. За последние 5 лет количество исследований в магнитно-резонансной томографии выросло на 42 процента, рентгеновской компьютерной томографии — на 44 процента. В 2013 году закуплено 4 аппарата МРТ, и не только для областных больниц. В 2014 году планируется закупка 3 МРТ и 5 КТ-аппаратов.

— Еще вопрос. Раз в год я прохожу диспансеризацию. Пока обойду всех врачей, трачу очень много времени. А медицинского центра, даже платного, в котором можно было бы пройти за пару дней все обследования — от флюорографии до онкомаркеров, — нет. Возможно ли в Беларуси создание таких универсальных центров?

— Это очень хорошо, что вы понимаете всю важность заботы о своем здоровье. Именно диспансеризация помогает предупредить и выявить заболевание на ранней стадии. Она позволяет пройти необходимые обследования в течение короткого времени — за 1—3 дня, при этом пациент сам выбирает удобное для него время. Углубленное обследование проводится в специализированных учреждениях здравоохранения, и это требует дополнительного времени.

Создавать центры, имеющие в своем арсенале все виды известных в мире методов обследования, экономически нецелесообразно. Вместе с тем в поликлиниках Минска есть все возможности для проведения полного объема диспансеризации. Кроме того, любое госучреждение оказывает по желанию граждан платные услуги. Например, вы можете обратиться в Минский городской консультативно-диагностический центр.

Добро пожаловаться

— Какой механизм оплаты больничных листов будет в следующем году? Рассматривается ли вопрос о возврате к прежнему механизму?

— Новых разработок и новых подходов к выдаче больничных листков не будет.

— Меня зовут Михаил Александрович, я из Минска. Сколько обращений граждан поступило в министерство за 2013 год? На что чаще всего жалуются?

— В среднем в центральный аппарат Министерства здравоохранения Республики Беларусь за год поступает 6—7 тысяч обращений граждан. Чаще всего людей беспокоят вопросы оказания медицинской помощи, медицинской экспертизы и реабилитации, льготного обеспечения лекарственными средствами. Впрочем, к нам поступают не только жалобы. Благодарности составляют около 15 % от общего числа обращений.

— Какие существуют государственные программы по развитию здравоохранения?

— «Кардиология», «Онкология», «Туберкулез», программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, профилактики ВИЧ-инфекции. Кроме того, Минздрав — один из исполнителей Национальной программы демографической безопасности Беларуси, государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям. Все существующие в настоящее время Государственные программы направлены на создание системы доступной и качественной медицинской помощи с целью сохранения и укрепления здоровья граждан.

— А результаты работы этих программ уже есть?

— Да. В стране увеличилась рождаемость. Сейчас она составляет 12,8 при смертности 13,4. Естественная убыль в 2006 году составляла минус 3,2, сейчас — минус 0,6. С июля в Беларуси прекращена депопуляция. Сейчас у нас с учетом миграции 3400 человек плюс. То есть население страны прирастает новыми гражданами. Кроме того, уже второй год идет снижение смертности лиц трудоспособного возраста. 

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter