За полтора года частные медцентры выдали более 26 тысяч больничных

Здоровье с чистого листа

Вот уже полтора года частные медицинские центры могут выдавать своим пациентам листы о временной нетрудоспособности. Сегодня это делают 25 самых крупных негосударственных медучреждений. Привлекло ли это к ним новых пациентов, разгрузило ли государственные поликлиники в сезон ОРВИ и не стало ли соблазном для некоторых «заболевших» лишний раз отлынивать от работы? Ответы на вопросы искала корреспондент «Р».


Все  под  контролем

Отправляюсь в медцентр «ЛОДЭ», где первыми отважились на выдачу больничных. Каждый день листки временной нетрудоспособности здесь открывают 10—15 пациентам. За полгода выдано более полутора тысяч таких документов. 

Иду по коридору клиники. Из кабинета терапевта выходит молодая женщина. Татьяна признается: дорогу в свою поликлинику, к которой относится по месту жительства, давно забыла. Мол, тратить время на ожидание в очередях просто жалко. Да и необходимости в этом нет. Сейчас к врачу привело больное колено. О том, что может взять больничный, она прекрасно знает. Но вот в том, что воспользуется предложением врача открыть лист нетрудоспособности, если оно последует, – сомневается. Ей болеть невыгодно:

— Я – парикмахер, и мой заработок напрямую зависит от объема работы. – Поэтому при легкой простуде обычно дня два отлеживаюсь дома. Мне нужно максимально быстро выздороветь, чтобы не растерять клиентов. 

Мне тоже кажется, что сейчас люди стараются меньше болеть и не брать больничный, особенно после того, как снизился процент его оплаты. Стоит напомнить, пособия по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту сейчас назначаются в размере 80% среднедневного заработка за первые 12 календарных дней временной нетрудоспособности.

Брать или не брать — вот в чем вопрос.

Кстати, бюллетень за деньги в медцентре не выпишут. Имею в виду не оплату приема, а дополнительное вознаграждение за заветный документ. За неоправданную выдачу больничного листка врач рискует попасть под уголовную ответственность. Сам же медицинский центр при таком проступке может вовсе остаться без лицензии. 

Главный врач не скрывает: поначалу к выдаче больничных весьма настороженно отнесся. Опыт-то новый. Первое время было сложно: нагрузка на врачей и администрацию возросла. Но выход нашли быстро: составили ежеквартальный план обучения грамотному оформлению временной нетрудоспособности. Сотрудники проходят подготовку, затем идут внутренние инструктажи. Лист о временной нетрудоспособности — это документ строгого учета, финансовое бремя. Нужно было отладить четкую систему его выдачи, чтобы у пациента не возникало мысли, что он может в любой момент «отдохнуть» на бюллетене. 

Поэтому и выстроили в медучреждении стройную систему внутреннего контроля. Если коротко, то каждую выдачу и продление листков нетрудоспособности контролируют заведующие отделениями. Потом документы ложатся на стол главного врача. Антон Главинский уточняет: в центре четко определено, кому надлежит выдавать больничные. На них в первую очередь могут рассчитывать постоянные пациенты. Разумеется, по показаниям. С человеком, который пришел впервые, на больничный заключают специальный договор. Ведь никто не отменял протоколов обследования и лечения больных, которые регламентируют частоту явок и контрольных анализов. Пациент должен пройти повторный осмотр. Все как в государственной поликлинике.

Больничный лист выпишут только по показаниям.

Упавший больничный  лист 

Разгрузило ли новшество поликлиники? В прошлом эпидемиологическом сезоне система выдачи больничных только обкатывалась, уточняет главврач. Поэтому сложно сказать, внесла ли она свою лепту во время подъема сезонной заболеваемости. Но возможности есть: в центре открыты с десяток терапевтических отделений, в которых работает почти полсотни врачей. Только в головной центр обращается в среднем 2500 человек в день.

А как быть, если специалист сомневается — выписывать больничный или нет? Антон Главинский объясняет: есть четкий перечень заболеваний, при которых наступает нетрудоспособность и точно оговорены ее возможные сроки. Они прописаны в национальных стандартах, протоколах диагностики и лечения. Действуют приказы, регламентирующие выдачу больничных листов.

Нарушают ли пациенты заведенный порядок? Бывает. Иногда они не приходят на повторный прием или приходят несвоевременно. Это влечет пометку о нарушении режима. 

Пациенты и правда ситуацию видят по-разному. Один, например, говорит, что хочет поболеть. Если врач видит, что человек вполне трудоспособный, то больничный лист он не получает. Другой пациент, наоборот, просит, чтобы его отправили на работу. Хотя самому очень плохо, у него есть все показания, чтобы отправить его на домашний режим. Такому объясняют: завтра может стать еще хуже. Поэтому лучше получить пару дней передышки.

Так что схема «пришел в медцентр, заплатил за прием и получил больничный, если нет показаний» не сработает.

Каждый день в головной центр медучреждения обращается до 2500 человек.

Факт

В прошлом году в стране было зарегистрировано 3,198 млн больничных листов, в первом квартале 2017-го — 1,827 млн.

ТРИ ВОПРОСА ГЛАВВРАЧУ

«Р»: Сталкивались ли вы со случаями, когда ваши пациенты во время больничного выезжали за границу?

Антон ГЛАВИНСКИЙ.
— Да. Такой листок о временной нетрудоспособности закрывается с пометкой о нарушении режима. Компенсирован этот лист не будет. 

«Р»: Как предотвращаете дублирование листов нетрудоспособности? 

— Извещаем поликлинику, в которой пациент обслуживается постоянно, что выдали ему больничный. Также берем с пациента расписку, что он не открывал больничный лист в других медучреждениях. Если у человека два места работы, выдаем дубликат для предъявления по второму месту. Когда заболевает ребенок, сообщаем не только в поликлинику, но и по месту работы родителей. Чтобы они оба одновременно не оказались на бюллетене. 

«Р»: Сейчас идет работа над созданием единой базы учета больничных. Как это отразится на работе медцентра?

— Единая история болезни пациента упростит работу и коммерческим, и государственным учреждениям. Мы сможем отслеживать, куда пациент обращался, с какими диагнозами, когда ему был выписан больничный. Наша компания делает серьезные шаги навстречу этому процессу. 

КСТАТИ

Единой республиканской информационной системы по учету временной нетрудоспособности сейчас в стране нет. Хотя наличие такого централизованного ресурса предусмотрено госпрограммой модернизации системы здравоохранения к 2020 году. Но в Минске уже разработана и внедряется информационная программа по учету временной нетрудоспособности в организациях здравоохранения, подчиненных комитету по здравоохранению Мингорисполкома. Подключить такую систему должны в третьем квартале 2018 года.

Позиция

Дмитрий ПИНЕВИЧ, первый заместитель министра здравоохранения:

— Негосударственные организации здравоохранения имеют право выдавать листки нетрудоспособности с 1 февраля 2016 года. Сегодня их оформляют в 25 наиболее крупных негосударственных медцентрах страны. И в прошлом году ими выдано почти 11 тысяч больничных, а в первом квартале этого года – уже больше 15 тысяч. 

Министерство помогает в организации выдачи листков нетрудоспособности пациентам частными медицинскими центрами. Так, более 40 врачей-специалистов прошли обучение на кафедре медицинской экспертизы и реабилитации Белорусской медицинской академии последипломного образования. Медцентрам оказывается организационно-методическая и консультативная помощь по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности, оформления и выдачи больничных. 

Мы координируем и контролируем деятельность как государственных, так и негосударственных организаций здравоохранения. В стране создана экспертная вертикаль, позволяющая эффективно контролировать качество оказания медпомощи, экспертизы временной нетрудоспособности, в том числе по вопросам выдачи листков нетрудоспособности. 

Иногда выявляются недостатки. Например, в оформлении медицинских документов при проведении экспертизы временной нетрудоспособности, что в ряде случаев затрудняет оценку обоснованности выдачи листка нетрудоспособности. Недостатки в государственных и негосударственных организациях здравоохранения аналогичные. 

Участились случаи преувеличения пациентом симптомов заболевания, или симуляции, то есть создания видимости болезни или ее симптомов. Пациент любыми путями желает получить заветный листок нетрудоспособности. Это осложняет экспертизу временной нетрудоспособности, вызывает недоверие врача, а в дальнейшем может негативно сказываться на последующем обследовании и лечении пациента. Врачи никак не защищены от недобросовестных граждан, решающих свои личные вопросы, «прикрываясь» листком нетрудоспособности. 

Как можно повлиять на человека, чтобы тот стал внимательнее относиться к своему здоровью и прибегал к листку нетрудоспособности в крайнем случае? Необходимо формировать престиж здорового образа жизни. В этом высока роль СМИ. На наш взгляд, необходимо также создавать условия, чтобы болеть было невыгодно, в первую очередь материально. Также необходимо материально стимулировать работника, поощрять занятия спортом, отказ от курения, отсутствие случаев временной нетрудоспособности. Здоровье должно стать приоритетом. Каждый гражданин должен нести личную ответственность за свое здоровье, а не перекладывать ее на врачей. Обучение подрастающего поколения принципам здорового образа жизни должно начинаться как можно раньше. 

misnik@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter