Здоровье — дар Божий. Им надо дорожить

Задача церкви — спасение душ. Тело, то есть сохранение физической формы и здоровья, вроде бы уже не ее сфера интересов. В храме ведь все равны — и красавец–атлет, и убогий. Да и в обывательском сознании нередко бытует представление о верующем как о некоем бледном, безрадостном, зачастую немощном существе. Однако всех, кто так думает, придется разочаровать. Здоровый образ жизни отнюдь не отрицается святыми отцами — как для себя лично, так и для прихожан. И хотя традиционный светский лозунг «В здоровом теле здоровый дух» священники считают не совсем корректным, тем не менее утверждают: здоровье — дар Божий. А к дару Божиему надо относиться с любовью, уважением и благодарностью. Поэтому человек должен приложить все усилия для поддержания своего здоровья. Такова точка зрения и священника Владимира Шичко:

— Здоровье человека, как душевное, так и телесное, всегда заботило церковь. В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви. Одиннадцатая глава их так и называется — «Здоровье личности и народа». Однако с православной точки зрения рассматривать поддержание физического здоровья в отрыве от заботы о здоровье духовном нельзя. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал не только тело людей, но наипаче душу. Тем не менее никто сегодня не станет отрицать важность занятий физкультурой и спортом.

Если говорить о спорте, мы все прекрасно понимаем, что ему свойственна соревновательность. Однако нельзя одобрять крайние степени коммерциализации спорта, влекущей за собой культ гордыни, разрушительные для здоровья допинги и манипуляции, состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий.

Тело — творение Божие, в котором находятся наши душа и дух. Когда Господь сотворил человека, ангелы возрадовались, увидев плоды того труда. В человеке соединились духовный и материальный миры. Именно в теле.

Знаете ли вы, что отцы называют человеческое тело осликом, о котором надо заботиться, чтобы на нем доехать до райских врат? Ибо если этого ослика не беречь, то он просто на полпути упадет. И душа вместе с ним тоже не доедет туда, куда так стремится.

Редкий современный младенец рождается абсолютно здоровым. Такая ситуация не может не тревожить церковь, которая заботится о своих прихожанах. Церковь — это ведь не стены, церковь — это люди. Не станет людей — не будет и церкви. Сегодня занятия физкультурой и спортом сделались жизненно необходимыми. Кстати, совсем недавно в сердце православия, Троице–Сергиевой лавре, прошел международный форум по русскому рукопашному бою. Наши святые дают нам также яркие примеры. Вспомним Александра Невского — он был богобоязнен и одновременно умен, красив, силен физически.

Когда–то я и сам много занимался физкультурой: увлекался бегом, лыжами, велосипедом, плаванием, обливался холодной водой. Так получилось, что с началом служения в церкви на эти занятия не стало хватать времени. И здоровье ухудшилось. Теперь понятно: необходимо вернуться к тем упражнениям.

Изначально Господь постановил: человек должен работать физически. И от трудов своих вкушать плоды, чтобы поддерживать жизнь телесную. Поэтому сегодня причина многих болезней, особенно у горожан, — гиподинамия. Целыми днями сидим мы за письменным столом, перед экраном компьютера. В результате, условно говоря, в теле происходят застойные явления — образуется этакое болотце, а в болотце, как известно, заводятся жабы, гадюки — болезни. Но если ручеек быстро течет по камешкам, там вода всегда чистая. И человек здоров.

Часто прихожане задают священнику вопрос, как относиться к алкоголю, табакокурению. Вино используется в церковной службе. Но злоупотребление хмельным напитком — зло и погибель. Можно определить так: вино создал Бог, а пьянство — дьявол. Пищу для тела дал Господь, но обжорство — злой дух. Среди греховных страстей — чревоугодие, то есть безмерное потребление пищи и вина. Вина выпить немного на праздник разрешено. В монастырях оно даже по уставу наливается монахам для духовного и телесного укрепления, когда те служат долгую службу, несут всенощные бдения. Но при этом ни в коем случае нельзя забывать: пьяницы Царства Небесного не наследуют, они погибают.

Курение — зло бесспорное, разрушает и духовно, и телесно. Это уже зависимость, а значит, первая ступенька вниз. Мы прихожан предупреждаем: курение нужно бросать однозначно.

Верующие всегда помнят слова Господа: в поту лица ешь хлеб свой. Под хлебом подразумевается и наша еда, и здоровье тоже. То есть здоровье телесное также нужно зарабатывать с мокрым лбом, не ленясь, — в поту. Иного просто не дано.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter