Здесь заботятся обо всех и каждом. В типовом двухэтажном здании в Нарочи местному сельисполкому отдан первый этаж.

Оно и понятно — демографическая ситуация в 35 населенных пунктах такая же, как и по республике: большинство населения — пенсионеры.
— Самая насущная сегодня проблема — сохранение жизни и здоровья людей, — считает председатель Нарочанского сельисполкома Анатолий Беганский. — Не знаю, как кого, а меня  очень волнуют сообщения, что где-то в отдаленной деревне от рук бандита или в пламени пожара погиб человек. В прошлом году в нашем районе было два случая, когда старики погибли от рук захожих преступников. Нас от такого Бог миловал. Но на территории сельсовета есть немало маленьких деревушек, где старики практически беззащитны перед непрошеными гостями. А люди эти открытые, добрые, по-прежнему не откажут в приюте незнакомому человеку, если тот разжалобит их. Сами же потом расплачиваются — пенсией, а то и жизнью. Потому с участковым работаем в тесном контакте. С работниками пожарного поста опять же по совместному плану действуем — печное отопление ремонтируем, старую электропроводку заменяем.
Есть у нас трактор и лошадь. Поэтому каждому, кто обращался, помогли картошку и овощи убрать, огород вспахать, навоз вывезти.  Заработали деньги и помогли материально тем, кто особенно нуждается.
О топливе для домовладельцев позаботились. В этом году райтопливосбыт новшество ввел: от сельсовета затребовал только списки пенсионеров, а распределение на себя взял. Это, считает Анатолий Беганский, удобное новшество.
О предзимних заботах, которыми живет сегодня хлебороб, мы говорили с Анатолием Беганским недолго. Он торопился — как сам выразился, “летние хвосты” доделывать надо. Вон кладка через Нарочанку в Косичах  подгнила, срочно замены требует, а то, не ровен час,  искупается кто-то из сельчан в студеной осенней воде. В деревнях сельсовета шесть таких переходов через речки. Да и ремонт в деревенском Доме культуры закончить следует.
— В каждом учреждении, в каждом дворе наши  нынешние заботы видны, — сказал на прощание председатель сельисполкома.
Я обратила внимание на объявление на дверях амбулатории о приглашении сельчан на профилактические прививки против гриппа. Глаз остановился и на сообщении о том, что в нерабочие дни и в ночное время за медицинской помощью надо обращаться в дом по улице Лесной. И номер домашнего телефона указан — главврача С.В.Гром.
— Часто обращаются за помощью в нерабочее время? — спрашиваю у Светланы Владимировны.
— Нет, деревенские люди терпеливые, ночью редко поднимают, только если уж очень невмоготу. А вот вечером, бывает, езжу к пациентам. Вот и вчера три вызова было.
На часах одиннадцать утра, а Светлана Владимировна уже восемь пациентов приняла. Четверо на прививку против гриппа пришли, еще четверо — по болезни.
А на втором этаже просторного нового здания врачебной амбулатории — палаты дневного стационара. Когда повсеместно закрывали фельдшерско-акушерские пункты на селе, в Нарочи строили. Оснастили амбулаторию современным лечебным оборудованием. И квартиру для врача выделили. Потому что о здоровье людей здесь заботятся.
Светлана Владимировна рассказывает мне и об удивительном человеке, начальнике поста МЧС в Нарочи  Владимире Александровиче Зеновко. Он приходит в амбулаторию, чтобы помочь, посоветовать и посоветоваться. Владеет обстановкой в районе по всем направлениям. Знает, кому из сельчан помочь нужно и в чем. Проверяет противопожарную безопасность, подготовку к зиме...
Председателя сельхозкооператива “Нарочанские зори” Геннадия Кучко иначе как хозяином в хозяйстве не зовут. Успевает всюду —  и на фермах, и на полях полный порядок.
Сполна отблагодарив людей за уход и заботу, дремлет успокоенная земля. На ферме в деревне Баровцы около тысячи голов крупного рогатого скота содержится. А на огромной прифермской территории — порядок и чистота. Заведующий Александр Чеботарь встретил нас у главного входа  и сразу пригласил на ферму.
— Порядок у нас не напоказ, не для гостей, а чтобы людям удобно и приятно работать было, — опередил он мой вопрос.
Дом инвалида Великой Отечественной войны Евгения Захаровича Коваленка в Баровцах приветствовал нас ярким сиянием свежей голубизны на оконных рамах.
— Только что ремонт был, — довольно рассказывает Евгений Захарович и с удовольствием приглашает в дом — посмотреть, как все красиво сделано.
Евгений Захарович Коваленок — один из четырех инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории сельсовета. Им сегодня особое внимание. Понадобился дому Коваленка ремонт — сельисполком заработанные на обработке приусадебных участков деньги на эти цели выделил. Сам председатель стал на время прорабом и снабженцем. Помогали школьники-тимуровцы, социальные работники, работники сельсовета. Всем доволен Евгений Захарович, только на связистов обида осталась. Дочка у него на Камчатке живет. Звонит отцу часто, тревожится, а связь иногда подводит. Много лет ждал Коваленок отдельной телефонной линии, а когда появилась такая возможность, напомнил о себе начальнику районного узла электросвязи. Тот, говорит Евгений Захарович, неуважительно к его просьбе отнесся.
Помогает 86-летнему инвалиду управляться по хозяйству социальный работник Любовь Каптюг. Она и продукты из магазина принесет, и в доме уберет, и постирает. На попечении у Любови Николаевны восемь одиноких стариков в Баровцах и два в деревне Забродье. Для них она и помощница, и утешительница, и посредник между ними и властью. 
Всего же шесть социальных работников обслуживают стариков в деревнях Нарочанского сельсовета. Для одиноких и самых немощных сельхозкооператив бесплатно выдает картофель — сто двадцать килограммов осенью и столько же весной. А заготовить его на поле, доставить, положить на хранение — это уже социальных работников дело.
Когда въезжаешь в Баровцы, в глаза бросается каменная каплица  с крестом. Житель соседнего Забродья, художник-самородок Борис Цитович проектирует и ставит такие памятники-напоминания о военных событиях, которые прокатились по этой земле. На месте каждого боя или захоронения Первой мировой войны — такая вот каменная капличка или высокий деревянный крест. Словно напоминание нам, живущим, — помнить о мертвых, беречь живых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter