Здесь куются символы

В Жлобине практически любая свадьба не обходится без посещения Белорусского металлургического завода

В Жлобине практически любая свадьба не обходится без посещения Белорусского металлургического завода. Здесь, рядом со зданием заводоуправления, стоит местный символ благоденствия и процветания – статуя зубра. Молодой бычок, отлитый из металла, добродушно «пасется» на травке. И хотя эта статуя появилась здесь чуть более года, но уже стала жлобинской знаменитостью. Как-то сама родилась легенда: молодожены должны подержаться за рога, тогда в семье будут спокойствие и достаток. 

Самое примечательное: зубра отливали не профессиональные скульпторы, а рабочие ремонтно-механического цеха. 

Сегодня на заводских аллеях появился уже целый «зверинец» — зубр, два оленя, и даже фонтан с морскими коньками. Эти скульптуры руководство завода с гордостью показывает гостям: мол, какие непростые вещи наши рабочие умеют делать. В ближайших планах — пополнить скульптурную коллекцию на заводе. Правда, о проектах в ремонтно-механическом цеху говорить не любят. Своеобразное творческое суеверие — а вдруг что-то не получится?! 

Вообще, ремонтно-механический цех на БМЗ – это кладезь самых различных технологий. Цех должен уметь починить любую деталь, заменить или изготовить новую. Есть десятки самых разнообразных станков, сложное современное оборудование, в том числе и собственная небольшая литейная. Вот в ней-то и начали отливать статуи животных. 

Дело в том, что руководство БМЗ заботится о чистоте заводской территории, ее благоустройстве. Между цехами перманентно идет своеобразное соревнование. У каждого структурного подразделения на БМЗ есть свой «конек». Рабочие в свободное время делают беседки, разбивают клумбы, высаживают необычные растения… Появились умельцы, которые вырезали несколько деревянных аистов. 

Оригинальная идея осенила начальника копрового цеха Сергея Ловецкого, который отвечает на предприятии за предварительную подготовку металлолома. Кажется, ничего нет примечательного в отживших свой век железяках. Но копровики проявили фантазию: и рядом с их цехом появилось полтора десятка интересных фигур, которые сварили из разных металлических деталей. Получилось интересно и живописно: черепахи, вараны, роботы… Этакий индустриальный вариант скульптуры. 

Ремонтно-механический цех тоже не отстал от других. Полтора года назад генеральный директор РУП «Белорусский металлургический завод» Николай Андрианов, осматривая территорию, заметил руководству цеха: мол, клумбы и газоны – это хорошо, но нет изюминки. Замечание задело ремонтников за живое. И через две недели Владимир Николаев, начальник ремонтно-механического цеха, с гордостью представил гендиректору новый проект – фонтан. Да непростой: вода бьет из ртов рыб, отлитых из металла. А в самом фонтане постоянно живут два карпа. Николай Андрианов предложил попробовать сделать что-нибудь посложнее. Например, зубра. 

— Конечно, все знают зубра, но когда стали разрабатывать эскиз, начали возникать принципиальные вопросы, — вспоминает Владимир Николаев. – Например, какие у зубра копыта – сплошные или раздвоенные? Изучали анатомию животного по Красной книге. Но даже качественные фотографии не дают объемных пропорций. Помог генеральный директор: привез нам скульптуру для натуры. 

Сначала отливали маленьких, настольных зубрят. Как говорится, на пробу. И только потом взялись за крупного зверя. Сначала статую изготовили из гипса, распилили на несколько частей и каждую отливали по отдельности: рога, голова, лопатки и так далее. Потом уже зубра собирали-сваривали. Скульптурной работой занимались несколько рабочих, но главным автором стал Иван Прокофьевич Уткин. За свою более чем 30-летнюю рабочую карьеру его руки изготовили немало полезных вещей. Правда, как отмечает сам Иван Уткин, скульптурой до этого заниматься не приходилось. 

— Учились методом проб и ошибок, — говорит Иван Прокофьевич (в его мастерской всегда лежит несколько учебников по скульптуре, пластике человеческого тела и другая специализированная литература). — Первые статуи отливали против всяких правил. Скажем, профессионалы используют воск, а не гипс – он дает осадку. Поэтому с зубром у нас возникла проблема: отлитые по отдельности части не совпадали. Приходилось делать чеканку, тщательно маскировать швы на стыках… 

Ивану Прокофьевичу скульптурное дело нравится: статуи открыли перед ним широкие горизонты нового и неизведанного. После зубра отлили двух оленей. С ними было проще: такие животные имеются в местном зоопарке. Поэтому лепили их с живой натуры. Даже несколько раз заходили к ним в вольер, чтобы снять мерки. Кстати, оленям эта процедура очень даже нравилась, ибо их подкармливали батоном. 

И зубр, и олени очень понравились работникам БМЗ и жителям Жлобина. Говорят, что в выходные немало людей приходит полюбоваться на скульптуры. Особенно неравнодушны к ним дети, которые с удовольствием залазят на спины зверей. Немало памятных снимков уже сделано рядом со скульптурами. 

На снимках: металлический зубр «пасется» около заводоуправления БМЗ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter