Здесь идеи воплощаются в металл

Одна голова хорошо, две лучше, а уж интеллект в ладу с руками ценится во всем мире. В опытно-конструкторском бюро “Академическое” увидели свет многие научные разработки белорусских ученых.

Теперь и у нас — сжиженный газ
До недавних пор на белорусском рынке не было отечественных станций по заправке автомобиля сжиженным газом.
Своими силами, без заказчиков и финансирования, специалисты ОКБ “Академическое” разработали конструкторскую документацию, получили технические условия Республики Беларусь, зарегистрировались в БелГИСе и приступили к выпуску автомобильных газозаправочных станций.
Сжиженный газ взрывоопасен, поэтому к оборудованию такого рода предъявляются особые требования. Выполнение этих требований обеспечивается пооперационным контролем изделия — начиная с входного контроля ввозимых на предприятие материалов и заканчивая рентгенологическим контролем сварных соединений и гидроиспытаниями.
Год назад одна из компаний, владеющая сетью заправочных станций, закупила за рубежом 70 новеньких газозаправочных станций. Оборудование было уже смонтировано, когда Проматомнадзор и прокуратура инициировали его экспертизу в сертифицированных лабораториях “Академического”. Одна из белоснежных емкостей до сих пор находится во дворе КБ: рентген-контроль показал дефекты в каждом сварном шве. Прокуратура тогда наложила на использование импортного оборудования запрет. А что же с нашим?
— Основными потребителями этой продукции является концерн “Белнефтехим” и ряд других подобных предприятий, — говорит директор “Академического” кандидат технических наук Петр Нагула. — К сожалению, они платят только за готовую продукцию, не соглашаясь хотя бы на 50 процентов финансировать ее создание. Опытно-конструкторскому бюро, у которого почти нет оборотных средств, приходится вкладывать 120 миллионов рублей в производство каждой станции. Мы их выпускаем, причем расширяем географию поставок.
Мини-заводик выжмет все соки
Стакан свежеотжатого овощного сока — это несколько глотков здоровья, процесс получения которых требует времени и изрядного количества сил.
Эта истина натолкнула ученых НИИ плодо- и овощеводства НАН Беларуси на идею установки для производства и розлива свежих овощных соков. Овощеводы далеки от работы с металлом, поэтому идея оформилась в виде конструкторской разработки и материализовалась в другом подразделении — ОКБ “Академическое”.
Большинство промышленных соковыжималок пастеризуют конечный продукт, в несколько раз снижая содержание витаминов. Установка “Академического”, превратив пару центнеров морковки или тыквы во вкуснейший густой напиток, охлаждает его примерно до 5 градусов Цельсия. Затем без тепловой обработки укупоривает сок в одноразовые стаканчики. Быстро, вкусно, полезно и с соблюдением национальных традиций: сырье-то местное. Правда, продукцию придется готовить строго по количеству потребителей и сразу развозить, ведь без пастеризации соки могут храниться всего 8 часов.
Сотрудники “Академического” уже разработали технические условия на соковую продукцию и получили лицензию Минздрава. Под первую установку строится помещение. Неужели хоть одна школа, детский сад или больница откажется от такой продукции?!
Острые грани колеса
Из отработанных шин можно сделать клумбу и ограждение гоночной трассы. Еще ими можно укрепить пляж. Но столько клумб и пляжей нам не надо: единиц транспорта в Беларуси миллионы.
Ученые Института тепло- и массообмена им. А.В.Лыкова НАН, решая задачу переработки старых шин, сформулировали идею: при высоких температурах без доступа воздуха превращать резину в битум. 
— Первую установку мы сделали только в чертежах, — рассказывает Петр Нагула. — Идея была в том, чтобы шины растворять в минеральном масле в автоклаве. Получается битум и легкая фракция — светлые нефтепродукты, можно выделить даже бензин. Беда всех технологий по утилизации шин в том, что производители добавляют в резину мышьяк, фосфор и серу. Сфера применения такого битума ограниченная.
Вторая разработка в том же направлении проводилась по заказу зарубежных партнеров Института тепло- и массообмена. За три месяца мы разработали и изготовили промышленную установку для термического пиролиза резины без доступа воздуха. Использованные шины крошат, предварительно охладив до минус 70 градусов, затем резина попадает в барабан, где нагревается без доступа воздуха примерно до 450 градусов. В итоге получаются битум и светлые фракции нефтепродуктов. На базе ОКБ “Академическое” был изготовлен опытный образец, который в морских контейнерах отправился в Клайпеду. Заказчики прислали фото из Тайваня: наше оборудование уже работает в специально сооруженном для него помещении. И... полностью разорвали отношения с ИТМО НАН и нашим КБ: они убедились, что белорусские ученые предлагают перспективное направление, и дальше намерены продвигаться самостоятельно.
За последние годы ОКБ “Академическое” вело десяток подобных проектов — по заказу западноевропейских стран, Кореи, Китая. Сейчас идеи белорусских разработчиков работают на экономику и имидж других стран. Документация и возможность повторить подобные проекты в Беларуси остаются, но заказчиков, к сожалению, нет.
Земля и небо
В минском аэропорту обкатывается первая белорусская установка для автоматизированной обработки самолетов жидкостями, предупреждающими обледенение.
Несколько лет назад в Армении упал белорусский самолет. Одна из причин аварии — техники решили сэкономить и не обработали машину жидкостью против обледенения. При подъеме самолет покрылся коркой льда, отяжелел и потерял управление. Департамент по авиации выступил заказчиком разработанной ОКБ “Академическое” установки.
— Это была новая для нас область работы, хотя основу мы знаем — сосуды под давлением, насосное оборудование, — говорит Петр Нагула. — Установка получилась компактная, эффективная. Оказывается, на всем постсоветском пространстве такую продукцию никто не выпускает...
В очередной раз ОКБ “Академическое” оказалось верным своему принципу — делать то, что не под силу большинству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter