Зажигательная смесь

Литва, Польша и Украина намерены строить терминалы для приема и обработки сжиженного газа...

Литва, Польша и Украина намерены строить терминалы для приема и обработки сжиженного газа, чтобы уйти от односторонней зависимости от России по «голубому топливу». Для «Газпрома» это плохая новость, поскольку катарский «жидкий» газ стоит ощутимо дешевле российского трубопроводного. Даже если три страны не смогут таким образом удовлетворить все свои потребности и им все равно придется иметь дело с Москвой, у них появится сильный аргумент на переговорах с монополистом. Беларусь также жизненно заинтересована в диверсификации поставщиков, но поскольку не имеет выхода к морю, то намерена участвовать в проектах соседей. В недавно принятой Правительством стратегии развития энергетического потенциала до 2020 года отмечается, что в ближайшее время нам не представится возможность купить среднеазиатский газ (Россия выкупает практически все объемы и никого не подпускает к своим трубопроводам), поэтому упор будет сделан на сжиженный газ. В случае реализации намеченных проектов, считают в Совете Министров, мы можем получать до 10 миллиардов кубометров газа в год обходным путем, не через Россию...


Украинский кабинет министров еще 31 марта 2010 года утвердил постановление относительно строительства терминала сжиженного газа на берегу Черного моря. Глава украинского минтопэнерго Юрий Бойко полагает, что Киев мог бы сэкономить как минимум 60 долларов с каждой тысячи кубометров (сейчас там платят 250 долларов), будь у него в распоряжении свой терминал на берегу. Министр также добавил, что до конца года будет готово техническое обоснование этого проекта.


Мнения российских экспертов сходятся в одном: наличие терминала по приему «жидкого» газа наверняка позволило бы Киеву снизить цены на российский газ, пишет «Независимая газета». Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что расчеты, сделанные украинскими властями, вполне адекватны рыночной ситуации. К примеру, сегодня ничто не мешает Болгарии вести переговоры с Катаром об импорте сжиженного топлива и строительстве на ее территории предприятия по его регазификации. Цена вопроса относительно невелика — стоимость строительства среднего по мощности терминала (около 4 миллиардов кубометров газа в год) составляет менее миллиарда долларов.


В отличие от цен на нефть, которая зависела от спроса на бирже, стоимость газа определялась долгосрочными контрактами, поскольку «голубое топливо» в основном поставлялось по стационарным трубопроводам. В итоге, когда нефть падала в цене, газ мог по–прежнему навязываться покупателю втридорога. В последнее время европейские потребители боролись с этим как с пережитком прошлого, однако не очень успешно. Перелом в этой борьбе наступил после того, как в мире появились большие объемы невостребованного сжиженного газа. В свое время Катар и другие государства построили много терминалов по сжижению этого вида ресурсов, чтобы танкерами поставлять его в США. Но Соединенные Штаты открыли свой собственный сланцевый газ — так в Европу попало большое количество нероссийского «голубого топлива». Как считает московский эксперт Михаил Крутихин, до 2030 года цена на спотовый газ будет меньше на 50 — 70 долларов за тысячу кубометров, нежели топливо по долгосрочным контрактам. Поэтому все проекты на эту тему имеют право на существование.


...В стратегии безопасности Польши 2007 года можно прочесть, что «самой большой внешней угрозой безопасности является зависимость польской экономики от поставок энергетического сырья — нефти и газа — из единственного источника». Постоянный представитель Варшавы в НАТО Ежи Новак, рассуждая с точки зрения безопасности, говорит: «В области энергетики мы начинаем использовать те возможности, которые кроются в скоординированной энергетической политике ЕС». Польша довольно далеко продвинулась в строительстве своего терминала по разжижению газа. «Мы ведем переговоры по долгосрочному газовому договору с Россией, и здесь отчетливо заметно, что «Газпром» сдал свои позиции после недавнего финансового кризиса, падения цен на сырье и сообщений о том, что в Польше могут быть залежи сланцевого газа», — отмечает военный дипломат.


Конечно, не стоит ожидать, что «Газпром» так легко расстанется со своими рынками. В конце июля Литва устами своего премьер–министра Андрюса Кубилюса объявила о строительстве в порту Клайпеда терминала для сжиженного газа («Мы, будучи соседним государством, также могли бы помочь в решении проблем Беларуси в этой области», — сказал тогда Кубилюс). Ответ из Москвы не заставил себя долго ждать. Хотя прямо не указывалось, но именно через эту призму, видимо, следует рассматривать угрозы российского монополиста подать в суд на правительство Литвы за ее планы по реформированию энергетического рынка. Вильнюс, пишет Delfi.lt, называет реформу путем к демонополизации на газовом рынке и осуществлению стратегических проектов — строительству газового терминала и газосоединения с Польшей — и не намерено отказываться от своих планов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter