Почему за проезд нельзя платить безналичным способом

«Зайцы» поневоле

На прошлой неделе в интернете активно обсуждался вопрос ввода дифференцированной оплаты проезда в Минске. Инициатива похвальная, вот только говорим мы об этом уже не первый год, а сдвигов никаких.


Уверен, большинство восприняло бы разделение маршрута на зоны положительно. Действительно, почему я, добираясь каждый будний день от станции метро «Московская» до «Академии наук» (всего две остановки), трачу на оплату проезда столько же, сколько мой коллега, который ездит с «Каменной Горки» (десять остановок на двух линиях метро)? А сколько пожилых людей, подъезжая в троллейбусе, автобусе или трамвае всего одну остановку (многим в силу возраста и болезней тяжело идти пешком), отдают за талончик 60 копеек, как и пассажиры, которые могут ехать от конечной до конечной?

Хочу затронуть еще одну, не менее важную, на мой взгляд, тему — доступности талончиков. У нас их покупка построена по принципу «кто не успел — тот опоздал». Киоски, где продают проездные билеты, порой раскиданы друг от друга на расстоянии 5—7 остановок. Например, по маршруту 35-го, 38-го и 37-го троллейбусов от «Якуба Коласа» до «Севастопольского парка» (это шесть остановочных пунктов) нет ни одного. Я наземным транспортом пользуюсь редко, в основном «ныряю» в метро. Поэтому приобретать даже 10 поездок на автобус, троллейбус или трамвай мне незачем: непонятно, когда их израсходую. Для меня лучший вариант — купить талон. Но с этим бывают проблемы. Не нашел киоска на остановке — остается только вариант покупки билетика у водителя. Но он не принимает оплату банковской карточкой. Крупные купюры, начиная с десятки, тоже не в чести: желательно копейками и без сдачи. Не понимаю, почему нельзя оборудовать кабину водителя терминалом? Нашли ведь возможность разработать, закупить и установить валидаторы, неужели сложно было продумать вариант безналичной оплаты? Или хотя бы реализовывать талончики в магазинах на кассах, как это делалось раньше?

А еще слышал в новостях комментарий какого-то транспортного начальника, которого волновала другая нестыковка: мол, в автобусе надо успеть оплатить проезд до начала движения, а в электрическом наземном транспорте это можно сделать до следующей остановки. Поэтому пока организовали внезапные проверки только на автобусных маршрутах — это когда контролеры могут махнуть жезлом и зайти в салон между остановками. Однако купить у водителя талончик можно только на остановке, что реально сразу сделать только при посадке через переднюю дверь. Если же ты заскакиваешь в среднюю, а тем более заднюю дверь переполненного автобуса, до кабины водителя быстро не доберешься и, стало быть, автоматически превращаешься в «зайца».

Да, к сожалению, еще достаточно много любителей проехать в общественном транспорте бесплатно. И мне, человеку, который всегда платит за проезд, обидно вдвойне. А уж тем более обидно, если ты становишься «зайцем» поневоле.

Владимир Молот, Минск.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter