Как работают бригады контролеров, оснащенные видеорегистраторами

Зайцев по весне снимают

Светлана СУША, включив регистратор, заходит в салон

Минские контролеры теперь выходят не на дежурство, а на дозор. Точнее, с «Дозором-77» — так называется нагрудный видеорегистратор. Умное устройство беспристрастно записывает всю процедуру проверки билетов у пассажиров. В случае конфликтной ситуации видеозапись может служить доказательством. Тут уж не придумаешь небылицы про злых контролеров и добрых зайцев или истории с точностью до наоборот, которые порой приходится выслушивать руководству контрольно-ревизорской службы «Агентство Минсктранс» или служителям Фемиды. Пока закуплено 28 устройств, которыми оснащены проверяющие диспетчерской станции «Серебрянка», и один контролер пригородных перевозок. Итог полумесяца — ни одной жалобы от пассажиров на работу контролеров именно этой диспетчерской станции. Хотя до этого конфликты случались, а их отзвуки доходили до высоких кабинетов.

Чтобы убедиться в этом лично, отправляемся на маршрут вместе с опытными ловцами зайцев — Светланой Сушей и Аллой Беловешкиной. Кнопку включения устройства контролеры нажимают прямо перед прибытием машины.

— Контрольная проверка, ведется видеозапись! — с этими словами входим в 84-й маршрут автобуса. Обычной в таких случаях суеты у дверей не видно. Контролеров встречают почти гробовым молчанием, но пристально провожают взглядом. Казалось бы, все обилечены, но нет: находится молодой человек в рабочей спецовке, затаившийся на одном из задних сидений. Подозрительно покачиваясь, он обиженно объясняет: «Я же вам строил дорогу, почему не могу по ней ехать бесплатно?» 

— Уважаемый, вы за это получаете зарплату, — парирует одна из женщин. 

— Я ее не вижу, — следует ответ, однако заплетающийся язык с трудом оформляет фразу: — Хорошо, что там надо заплатить? 

Ни денег, ни паспорта у дорожника нет, хотя он готов сообщить свои данные. Ему советуют прогуляться пешком. Так везет далеко не всем, но контролеры — тоже люди. 

К остановке подходит следующий троллейбус — и из двери вырывается сразу несколько молодых парней. Надвигающуюся проверку они заметили заранее, поэтому, улыбаясь, теперь дожидаются следующего «бесплатного» транспорта. А вот молодой человек в наушниках, похоже, не услышал предупредительной команды. Выводим его на улицу для составления протокола. Однако терять время на заполнение бумаг и выплату штрафа он явно не хочет — тут же спасается бегством.  

Еще один троллейбус. Пожилые мужчины на задней площадке, заслышав, что их снимают, интересуются, хорошо ли записывает видеорегистратор.


Алла БЕЛОВЕШКИНА проверяет оплату проезда


— HD-качество, так что улыбайтесь, вас снимают, — шутит Алла Беловешкина. Мужчины усмехаются, между собой судача о новинке и ее предполагаемой стоимости. 

— Вот так нужно проверить в день 70—80 машин, — поясняет Светлана Суша. 

В этом году исполнится 20 лет, как она работает контролером. А начинала водителем троллейбуса, хотя признается, что легкого хлеба не знала. Раньше приходилось вставать в 3 утра, чтобы попасть на дежурку, спешащую в депо. У контролера смена в более позднее время, с 6.30 до 15.30 либо с 13 до 22, выходные — по скользящему графику. 

— Лично мне с видеорегистратором стало легче работать, — признается. — Теперь люди свой негатив не выплескивают на нас, думают, что сказать. 

Алла Беловешкина вспоминает последний запомнившийся случай на остановке по улице Короткевича: 

— Захожу в переднюю дверь троллейбуса, навстречу мне бежит взъерошенный мужчина. Держит талончик в руках и утверждает, что только что вошел. Я говорю ему, что на этой остановке вообще никто не входил, кроме контролеров. Он приводит новое оправдание, что были заняты руки, поэтому не успел закомпостировать талон. Потом и вовсе переходит на повышенные тона, грозит, что  приведет двух свидетелей, которые подтвердят, что он вошел, а ему помешали оплатить проезд. «Я вас затаскаю по судам!» — угрожает гражданин. Тут я ему спокойно напоминаю, что все его слова и действия фиксируются на видеорегистратор и показываю на прибор. До него доходит смысл фразы, крик переходит в нормальный тон, и он просит прощения. 

Алла Беловешкина охотится за безбилетниками всего два года. До этого 7 лет работала в трамвайном парке. Признается, что, с одной стороны, контролером работать легче — чаще выходишь на улицу, что особенно важно, работая в изнурительную жару, меньше устаешь от рутины — чаще смена декораций. А сложнее из-за более серьезной ответственности. Контролер — лицо, ведущее административный процесс, а тут важны соблюдение деталей, внимательность к мелочам. Например, во время движения водитель может перезагрузить навигацию, изменится время, а потому ранее отбитые билеты будут считаться как бы неоплаченными. Заметить эту тонкость важно, как и уловку любителей предъявить чей-то забытый талончик. 


— Что только ни предпринимают пассажиры: стирают прежнюю запись с билета, закрывают скотчем, натирают мылом, обрабатывают корректором. Кто-то пробивает билет с двух сторон. А пожилые и вовсе отрезают корешок старого компостера, мол, нет там никаких записей. Раньше, если выявляешь талон с выведенной записью, пассажир мог нагрубить в ответ и заявить, что он вообще первый раз нас видит. Мол, это не его талон, и мы ничего не докажем. С регистратором стало проще, — признается Алла Беловешкина. — У него высокое качество съемки, поэтому, когда вижу, что с талоном что-то неладно, обязательно снимаю его на видео, чтобы на записи отобразились номер и серия. Только потом предъявляю претензии безбилетному пассажиру. 

Несколько лет назад в Гродно безбилетный пассажир троллейбуса ударил кулаком женщину-контролера. Там же безбилетница избила контролера палкой. В Бресте безбилетник покусал, а в Барановичах подвыпивший заяц избил контролера. В Новополоцке пассажиры вырвали ревизору волосы, там же пьяный безбилетник избил контролера и сломал ей руку. А еще в Новополоцке в представителя перевозчика стреляли из пневматического пистолета. За то что толкнула контролера, чуть не заработала срок безбилетница из Лиды. Предпочла спастись от ревизоров через форточку троллейбуса отказавшаяся оплатить проезд минчанка… Так нужны ли в транспорте видеорегистраторы? Ответ очевиден. Даже несмотря на их не самую малую стоимость. Например, на сайте российского производителя находим оптовую цену на видеорегистратор: в пересчете на белорусские рубли около 7 миллионов.  

Снятая картинка действительно поражает четкостью и качеством. Лицо, утверждает производитель, можно различить с 10 метров. И это так. Широкоформатный Full-HD и широкоугольный объектив работают на ура. Кроме того, устройство, весящее всего 100 граммов, не боится ни мороза, ни жары, ударопрочно и способно работать от аккумулятора целую смену. 

После дежурства контролеры подключают свои видерегистраторы к специальному терминалу — в нем 28 ячеек для каждого из устройств. Больше нажимать ничего не нужно — записи автоматически копируются в компьютер, затем устройства подзаряжаются. Информация хранится ровно месяц. 

КОМПЕТЕНТНО

Юрий Давидович, начальник контрольно-ревизорской службы филиала «Агентство Минск-транс»: 

— Перед тем как внедрять видеорегистраторы, обратили внимание, что аналогичная разработка используется в Москве и у нас в ГАИ, в том числе в подразделении «Стрела». — Спустя две недели их использования отметили: пассажиры стали вести себя намного вежливее. 

Приборы приобретены не для того, чтобы следить за передвижениями наших сотрудников или пассажиров. Включают их только во время проверки билетов в салоне, поэтому они используются, скорее, как защита. Кроме того, позволяют контролировать соблюдение законодательства в отношении всех пассажиров, а контролеру не превысить полномочия в разговоре или манере общения. Да и пассажиру запись не позволит приукрасить ситуацию или выдумать то, чего не было на самом деле. 

Признаюсь, первоначально хотели, чтобы контролеры ходили с видеорегистраторами целую смену. Но, к сожалению, есть в Минске места, где нельзя вести видео-  съемку. Надеюсь, что видеорегистратор станет помощью тем контролерам, которые пока с опаской относятся к технике. За последние две недели с ДС «Серебрянка» не было ни одной жалобы на некорректность, грубость или неправомерные действия контролеров. Это первый главный итог. 

На днях принято решение о закупке еще одной партии устройств — оснастим ею еще одну из семи диспетчерских станций. Думаю, ею будет Кунцевщина, противоположный от Серебрянки район. Если результат себя оправдает, будем просить у гендиректора Минск-транса, чтобы помог оснастить устройствами всех 180 контролеров Минска.

Вячеслав БЕЛУГА

belches@mail.ru

Фото Елизаветы ТИМАШКОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter