Заяц? Заяц, заяц…

Корреспонденты нашей газеты решили проверить, сколько безбилетников ездят сегодня в общественном транспорте, в каких маршрутах и в какое время их больше. Целый день они провели в подсчетах вместе с ревизорами

Утром  в  столице  не оплачивают  проезд  10  процентов  пассажиров  общественного  транспорта.  Днем  и  в  часы  пик    20.  Поздним  вечером    50

Мы решили проверить, сколько же безбилетников ездят сегодня в общественном транспорте, в каких маршрутах и в какое время их больше. Для этого нам понадобился целый день. С раннего утра до позднего вечера мы проверяли автобусы, трамваи и троллейбусы вместе с ревизорами.

Оговоримся сразу: мы не задавались целью штрафовать и «снимать шкуры» с зайцев. За весь день ревизоры наказали рублем только несколько пассажиров, пустившихся в перебранки. Наша цель — просто подсчитать и сделать выводы. Результаты эксперимента, конечно, не могут быть официальными и абсолютно точными. Но они заставляют задуматься.

Оказалось, в утренний час пик и до обеда в транспорте ездят всего 10 процентов безбилетников.

8.00. Остановка у автовокзала «Восточный». Заходим в автобус 2-го маршрута. Несколько парней резко подскочили с мест и хлопнули талончики в компостерах. Таким шустрым ревизоры только делают замечание, но мы все равно зачисляем их к разряду зайцев. Ведь если бы не проверка, так и держали бы всю дорогу билеты в кулаке. Пока ревизоры проверяют проездные билеты, мы быстренько считаем пассажиров.

— Лет десять назад в некоторых минских автобусах установили электронные компостеры, — говорит ревизор Татьяна. – Водитель автоматически блокировал их перед тем, как в салон заходили контролеры. Увы, век новинки был недолог. Их быстро сломали пассажиры…

В Ленинском районе в троллейбусах и автобусах мы работали два часа. Проверили несколько сотен человек. Подсчитали – в среднем каждый десятый пассажир без проездного билета.

10.00. Теперь проверяем трамваи в Серебрянке. В «тройке» 56 человек – полный салон. И ни одного безбилетника — заслуга кондуктора Елены. В других трамваях ситуация примерно та же. В среднем на 40—50 человек 1—2 нарушителя. Это факт: по утрам в трамваях почти нет безбилетных пассажиров. Но кондукторы работают в основном только в первой половине дня.

В 11.00 мы в Заводском районе. К этому времени в салонах немноголюдно. Однако зайцев становится больше. Свою лепту сюда вносят и студенты, и безработные. В салоне от трех до пяти человек без проездных документов. Это где-то 20 процентов от общего числа пассажиров. А если еще учесть всех, кто выскакивает из транспорта, едва завидев синие жилеты ревизоров, то цифру можно смело умножать на два.

— Одного своего безбилетника не забуду никогда, — говорит ревизор Инесса Ивановна. — Стоит парень. Я ему: «Ваш проездной». Он: «Я вам штраф заплачу, но в другой раз, кошелек дома забыл». Я его пристыдила и пошла дальше. Милиции нет, не будешь же карманы выворачивать. Спустя пару дней опять он. Протягивает деньги: «Это за прошлый раз. Я слово держу». Если бы все такими порядочными были…

Был еще случай. Вышла вместе с безбилетником на остановке. У него тоже денег не было, отпустила по доброте душевной. Через пять минут возвращается с кошельком (сбегал домой). За честность даже штрафовать не стала.

С 12.00 до 14.00 ситуация кардинально не меняется: в общей массе от 10 до 15 процентов безбилетников.

Послеобеденные часы, увы, не приносят заметного облегчения в работе ревизоров. Все те же свирепые взгляды из окон подъезжающего транспорта. Возле завода «Мотовело» нас едва не вынесли из салона трое парней, бросившихся на улицу. На остановке трамвая по улице Свердлова вполне интеллигентного вида мужчина покраснел как бурак и ядовито прошипел: «Что, в морду хочешь?» Четверо подвыпивших гомельчан, которых мы попросили выйти возле «Динамо» за категорический отказ оплачивать проезд, собирались «оторвать голову и выбросить на рельсы». Весело, конечно. Но наряд пришлось вызвать…

— Когда мы работали с милицией, было проще и безопаснее: ни у кого даже мыслей не возникало пререкаться, грубить или ломать комедию под названием «Нет денег: кошелек забыл дома». Штраф — значит штраф: заплатил – езжай дальше. Нет – в «пазик» и думай себе хоть до ночи. Тогда и уважение к нам было, и окупаемость перевозок «подскочила» в разы, — вспоминают Вера Леонович и Зинаида Рулькевич, ревизоры КУП «Минсктранс». – А тут, сами видите, что с ними сделаешь? А то, бывает, зайдешь поздно вечером в автобус, а там стоит пьяный бугай и материт тебя последними словами. Думаете, заступится кто? Проходишь мимо: у нас ведь семьи, дети…

С 14.30 до 16.20 мы проехали от автовокзала «Восточный» через «Коммунарку» и Червенский рынок к железнодорожному вокзалу. Троллейбусы, автобусы, трамваи – большой разницы нет: везде одна и та же пассажирская тактика. Все, кто вышел на остановке, завидев синие тужурки, — стопроцентные безбилетники. Остальные – «хлопальщики»: те, кто ждет до последнего с непробитым талоном в руке. Наименьшая (и самая проблемная) категория – спорщики: проездных документов нет, деньги есть, наглость врать в лицо, выворачиваться и хамить – тоже. Все они прекрасно осведомлены: ревизор не обладает правом досмотра личных вещей. Милицию тоже вряд ли вызовет. Максимум – пристыдит и высадит. Ну и что, дождутся следующего троллейбуса.

Итог двухчасовой проверки перед вечерним часом пик – 20 процентов зайцев. То есть каждый пятый в салоне не оплачивает проезд.

К 16.30 в транспорт уже не вбиться: кажется, в консервных банках с сардинами и то свободнее. Заходим. Безбилетников видно сразу: они делают вид, будто приняли нас за кондукторов, и просят обилетить. В среднем в столичных троллейбусах, автобусах, трамваях с 17.00 до 19.00 ездит 20—22 процента несознательных пассажиров. Цифры после нехитрых подсчетов сошлись и на Железнодорожной, и на Уманской, и на Щорса, и на Институте культуры.

— В такой давке работать крайне сложно: пассажиры стоят стеной и просто не дают тебе войти, а затем и пройти. Многие из тех, кто едет в центре салона, выходят на следующей же остановке, а потом заходят через заднюю дверь, где мы уже проверили, — рассказывают ревизоры. – Поэтому в часы пик работа кондуктора более оправданна: пассажиру проще заплатить 600 рублей. А вот за 7 тысяч штрафа он будет сражаться с нами до последнего. В итоге и не заплатит, и работать не даст.            

Интереса ради мы проверили три «сотки» на проспекте Независимости. В первой оплата стопроцентная. Во второй – один безбилетник. В третьей – три. Кондукторы тоже, видно, разные бывают.              

Смутное время в работе городского транспорта наступает после 20 часов. Когда кондукторы, закончив рабочую смену, уходят с маршрутов, желание оплачивать проезд улетучивается на глазах. Уже в 22.30 проверка билетов в троллейбусах и трамваях на остановочном пункте «Метро «Партизанская» показала: каждый второй едет бесплатно. В Чижовке, на улице Машиностроителей, мы за полчаса насчитали три троллейбуса и два автобуса, в которых 6 из 10 пассажиров ехали зайцем. Как правило, это молодые люди 20—35 лет и подростки, которые возвращаются из центра города и искренне недоумевают, завидев в дверях ревизоров. «Что это вам не спится? Завтра ведь, небось, вставать рано», — пытался острить студент БГУ, которого вместе с девушкой мы выводили из салона. Штрафовать на первый раз не стали. Договорились встретиться следующим утром на линии. С билетами.          

Прямая речь

Анна МИХАЙЛОВСКАЯ, начальник финансово-экономического управления КУП «Минсктранс»:

— Сегодня большинство жителей столицы пользуются услугами наземного общественного транспорта. В сутки автобусы, троллейбусы и трамваи перевозят более 2 миллионов человек, в месяц – 60 миллионов. Если бы проезд оплачивали 100 процентов пассажиров, цена одного талона сегодня равнялась бы 470 рублям. Но платят, как вы убедились, далеко не все… Рассматривались разные варианты решения этой проблемы (вплоть до установки на остановочных пунктах специальных электронных турникетов), но ни один из них нам не подошел. Поэтому, кроме 160 ревизоров, с лета 2007 года на маршрутах введены должности кондукторов-контролеров. Эксперимент полностью оправдал себя: каждый из 730 кондукторов сегодня приносит более 3 миллионов ежемесячной выручки (эта сумма втрое превышает затраты на содержание самого специалиста). Благодаря им количество пассажиров, оплачивающих проезд, стало больше на 3,5 процента. Поэтому до конца 2008 года штат планируется увеличить вдвое.

К слову, после отмены льгот рост выручки кондукторов-контролеров Минска составил в среднем 20—30 процентов. К концу этого года Мингорисполком поставил перед нами задачу выйти на 63 процента окупаемости перевозок. Напомню, сейчас этот показатель равен 50 процентам.

Мнение

— Ваши выводы сходятся с нашими наблюдениями, — прокомментировал результаты проверки Анатолий ДЕМИДОВИЧ, начальник отдела контроля городских перевозок КУП «Минск-транс». – Есть костяк безбилетных пассажиров – процентов 10, которые хронически не оплачивают проезд. Все остальные, как правило, случайные зайцы: забыли кошелек, проездной, пробили старый талон и т.д. Искоренить злостных безбилетников сможет, на мой взгляд, накопительная система штрафов, которая сейчас только разрабатывается. На первый раз – небольшой символический штраф, попался дважды за год – расплатись дороже, трижды – накажут так, что едва хватит зарплаты.

---------------------------

На снимке: во время рейда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter