Сходить в душ, пообедать и хорошенько выспаться: как развивается придорожный сервис в пограничных зонах

Завтрак у обочины

Не так давно, посещая МКАД, Президент Александр Лукашенко заявил: надо развивать придорожный сервис. Модернизации дорог и развитию придорожной инфраструктуры придается такое значение, потому что это лицо страны. Туристы действительно зачастили к нам — они устремляются в Беларусь насладиться великолепной природой или пересекают страну транзитом на пути к морю. Только по информации Гомельской пограничной группы, с начала года в регион въехало 470 тысяч человек. Здесь проходит трансъевропейский транспортный коридор Хельсинки — Санкт-Петербург — Гомель — Киев — Бухарест. Важно, чтобы было где разместиться и что откушать и дальнобойщику, и семье с детьми, и любителям автоприцепов-домов. Корреспондент «Р» отправилась в приграничье, чтобы посмотреть, как там обстоят дела с этим видом услуг.

Один туристический автобус тут же создает ажиотаж на заправке.

Остановки у границы

Пункт пропуска «Новая Гута» давно стал основными воротами страны в украинском направлении, и с каждым годом желающих именно этим путем попасть на горячие морские пляжи Украины все больше. Сейчас сезон только набирает обороты, потому в знойный будний полдень тут еще свободно, а навес для общепита в нерабочем состоянии.

Эта площадка здесь появилась в прошлом году. Тот июль выдался для пограничников и таможенников более чем жарким. Очереди перед шлагбаумом образовывались внушительные. Как-то за одни сутки границу пересекли более 13 000 человек — почти втрое выше максимальной пропускной способности пункта. Выезжающие часами томились в очереди, въезжающие появлялись в стране вымотанными и без сил. Тогда здесь и обустроили пятачок общепита, поставили сезонное кафе с мангалом для шашлыков.

Теперь в ожидании очереди перед границей можно получить горячую пищу.
На увеличившийся трафик оперативно отреагировала расположенная в двух шагах от границы АЗС. Переделанная кухня стала снабжать путешественников полноценными завтраками, обедами и ужинами в любое время дня и ночи. Настоящий рай для разнокалиберных водителей, когда можно не просто размороженный бургер в себя затолкать, а насладиться тарелкой солянки, томленой говяжьей лопаткой или свежей пиццей, выпеченной тут же на специальном камне. Завпроизводством отдела общественного питания Ольга Громыко уверяет:

— Рецепты разрабатывались при участии Гильдии поваров и шеф-поваров Беларуси. Есть блюда польской, белорусской кухни, сейчас пробуем вводить азиатскую.

Начальник АЗС Игорь Холобис добавляет: старались не только накормить до отвала, но и предложить другие необходимые услуги. Пеленальный столик и биде, может, и не сверхнаучные достижения, но в дороге способные облегчить жизнь матери и ребенку. Иногда для комфорта путешественника довольно и таких мелочей, как чистый туалет, что тут же и подтверждает хлынувший из туристического автобуса с минскими номерами поток людей. Очередь за чаем, кофе и естественными человеческими радостями растянулась до двери. Игорь Холобис спокойно пожимает плечами:

— Обычная картина в это время года.

Для путешественников всегда есть горячая еда и напитки.
После ремонта значительно расширилась территория и самой АЗС, появилась площадка для большегрузов. Здесь одновременно, если все припаркуются по правилам, может встать до 40 фур. С краю — чрезвычайно нужная современным путешественникам вещь — место для сброса отходов жизнедеятельности и набора воды. Владельцы автодомов будут довольны. Как и электромобилей — зарядку для них тоже предусмотрели.

Вот чего пока не предоставляет заправка, так это ночевки. И помыться с дороги можно далеко не на каждом объекте. Но Игорь Холобис обещает, что скоро здесь заработает прачечная — для дальнобойщиков подмога в пути знатная.

Есть возле Новой Гуты и зарядка для электромобилей.

Что им стоит здесь построить?

Начальник управления спорта и туризма Гомельского облисполкома Денис Езерский твердо уверен:

— В Новой Гуте гостиница просто необходима. Мы ощущаем это даже во время проведения своих мероприятий. В агрогородке есть хороший спорткомплекс, на базе которого проводятся международные соревнования и сборы, но, к сожалению, нет места для размещения спортсменов. А учитывая близость границы, необходимость места для ночевки здесь назрела давно.

Только по транспортному коридору Санкт-Петербург — Киев территорию Беларуси ежегодно пересекают более двух миллионов человек на автотранспорте. Потенциал у транзитного туризма огромный, потому и был разработан инвестиционный проект по созданию гостиницы на базе неиспользуемого здания бывшего общежития ОАО «Совхоз-комбинат «Сож».

Кирпичное трехэтажное здание находится в самом центре Новой Гуты в двух минутах езды от трассы. Разваливающееся крыльцо и забитые досками оконные проемы на дорожную романтику пока не настраивают. Главный специалист по строительству «Совхоза-комбината «СОЖ» Юрий Кравченко не скрывает: здание пустует уже несколько лет.

— Мы по мере необходимости следили за его состоянием. В целом коробка крепкая, в порядке коммуникации. Но нужно заменить окна, сделать хороший косметический ремонт, привести в порядок крыльцо.

Стоянка на АЗС вмещает до 40 фур.
Создать здесь намереваются комплексный уголок гостеприимства. По инвестпроекту номерной фонд предлагается разместить на двух этажах. Это 18 стандартных номеров и 2 номера класса люкс. Причем для удобства спешащих путешественников сделают возможной почасовую оплату. На первом этаже будет действовать круглосуточный магазин, позволяющий проезжающим пополнить запасы еды, воды и других товаров. Для питания постояльцев организуют кафе. Рядом разместят охраняемую платную автостоянку, так что место для дальнобойщиков найдется.

Картина рисуется оптимистичная, осталось только найти человека, который захочет вложиться в подобное предприятие. По расчетам специалистов, общая стоимость проекта — 600 тысяч долларов. За шесть лет он должен окупиться. За это время при максимальной загрузке чистый дисконтированный доход должен составить 31,5 тысячи долларов. Проект уже представляли на нескольких площадках, в том числе и на Гомельском экономическом форуме. Инвесторы проявляли интерес, но на этом пока все.

Еще одну гостиницу инвесторам предлагают построить в соседнем райцентре — Добруше. 18-тысячный город лежит на пересечении крупных автомобильных дорог. Расположен в 60 км от границы России, Беларуси и Украины. Земельный участок под строительство гостиницы — в центре города. Строительство с нуля потребует вложения миллиона долларов, но специалисты уверены, что окупится объект за пять лет.

Дальнобойщики сервисом довольны.
Инвесторов вовсю завлекают Декретом Президента № 10, по которому они освобождаются от платы за право заключения договора аренды земельного участка, уплаты госпошлины за выдачу разрешения на трудовую деятельность, ввозных таможенных пошлин и НДС. Но самое интересное — пока полное отсутствие конкуренции. Вот хорошо бы проезжающему здесь остановиться, да негде. В Добруше сейчас нет ни одной гостиницы. Удивительно, учитывая приграничное положение района. Уникальные «Три сестры», пункт пропуска «Веселовка» на стыке Беларуси, Украины и России всего в 60 километрах. До «чистой» границы с россиянами вообще в три раза ближе. Поток фур и легковушек мимо проходит приличный, в самом Добруше есть разве что пару комнат для приезжих от местной коммунальной организации.

«Место хорошее, но шашлыка не хватает»

Выдвигаемся в путь по Добрушскому району в поисках потенциального места для ночевки. Со стороны «Веселовки» ситуация грустная. Если пару заправок и чашку кофе в районе трассы Р-124 вы еще встретите, то на постой попроситься можно только к сельчанам в многочисленных деревушках. А вот М-10, ведущая в сторону Брянска, радует куда больше. Перед границей на самой трассе расположена небольшая гостиница с поэтичным названием «Мария». Это пустующее годами здание 6 лет назад продали частникам, теперь здесь небольшой семейный бизнес. Супруга хозяина, а официально замдиректора компании Наталья Трифонова признается: в дело окунулись с головой.

Здесь останавливаются путешественники из России, Прибалтики, Польши.

— Муж прибежал с горящими глазами: «Здание продается, надо брать!» Он сам лет 25 занимался перевозками, знает, что нужно дальнобойщикам, и давно мечтал о придорожной гостинице. Назвали ее, кстати, в честь дочки.

Супруги продали все, что было, взяли кредит и ринулись в предпринимательство. Бывшая учительница Наталья теперь кем только не работает в течение дня — от бухгалтера до горничной. В гостиницу вложили всю душу. Хозяйка с удовольствием устраивает экскурсию.

— У нас всего 15 номеров. Удобства на этаже, но полотенца, одноразовые шампуни и гели предоставляем каждому постояльцу. Останавливаются люди в основном на ночь, чтобы водитель выспался и мог ехать дальше. Зимой немного — человек 60 в среднем в месяц, летом — до двухсот.

Маленькая семейная транзитная гостиница рассчитана всего на 15 мест.
Комнаты простые, плоские телевизоры на стенах не висят, но сигнал Wi-Fi стабильный. В здании есть прачечная, отдельный душ для тех, кому достаточно только освежиться, и маленькое кафе. Рядом тут же расположились обменники и страховщики. А позади гостиницы — охраняемая стоянка на 40 фур. Евгений Новиков и Игорь Чернобаев по трассам СНГ колесят уже не первый год, сейчас ждут вызова в Гомель, где нужно будет загрузиться продукцией местной бумажной промышленности и везти ее в Россию. Других подробностей не выдают — коммерческая тайна. Спят дальнобойщики в своих «ласточках», но моются и питаются в гостинице. Евгений хитро посматривает на хозяйку:

— Все здесь хорошо и удобно, только шашлыка не хватает!

Наталья клятвенно обещает скоро привезти мясо, а мангал и специалист в лице мужа имеются. Евгений расположение и добрушский сервис оценивает хорошо, но отмечает, что такие заведения на трассе редкость.



— Мы здесь всегда останавливаемся, когда загрузку ждем. Бывает, гоняем и по М-10 до Бреста. Туговато с придорожным сервисом у вас. Когда кончается режим работы, встать негде. А тормознешь на обочине — тут как тут ваша транспортная инспекция! В России для дальнобойщиков мест намного больше.

Не бояться отдавать частнику

Полсотни километров отделяют еще один крупный пункт пропуска «Александровка» от Наровли. Проехать этот участок Р-37 тоже придется без остановок. Ближайшая гостиница только в райцентре. Место поэтичное. Напротив — парк и вид на Припять. Жаль только душ не в каждом из 46 номеров. Да и расположить здесь батарею фур не представляется возможным.

Ненамного лучше ситуация и вдоль Р-31 от пункта пропуска «Новая Рудня» до Ельска, хотя местный агрогородок Добрынь может похвастаться тремя неплохими кафе и, поговаривают, давно облюбован транзитниками-молдованами. Здесь можно получить горячий обед и несколько часов отдыха в тишине. Но спать проехавшему сотни, а то и тысячи километров водителю придется уже в райцентре.

Конечно, в любом районе можно найти и несколько агроусадеб, но сервиса много не бывает, считает Денис Езерский:

Мало открыть точку общепита рядом с трассой. Ее нужно и благоустроить, чтобы проезжающим хотелось много раз сюда возвращаться.
— Мы сегодня все-таки транзитная область и сервис должен создаваться. Чем больше услуг будет предоставлять та или иная точка, тем более привлекательным станет регион, больше денег будут тратить здесь приезжающие. Причем места для ночевки должны быть разного сегмента — от дешевых хостелов до номеров премиум-класса. Развитие придорожного сервиса подтянет и другие сферы.

Поднажать надо бы в ельском и наровлянском направлениях. Здесь достаточно путешественников со стороны Житомира, транзитом приезжают люди из Молдовы.

— Имело бы смысл создать гостиницу и вблизи «Александровки». Я думаю, что местным органам власти стоит рассмотреть этот вопрос, найти площадку недалеко от пункта пропуска. А может, предлагать инвесторам комплексный вариант — с магазином, сервисом для транспорта, рестораном. Сегодня основная часть гостиниц в районах находится в системе жилищно-коммунального хозяйства. Сказать, что они соответствуют всем требованиям времени, нельзя. Не надо бояться отдавать такие объекты частному бизнесу. Частник сейчас более гибкий, быстрее улавливает современные тенденции, больше уделяет внимания маркетингу. Частник в состоянии просчитать движение фур и найти место, где выгоднее всего устроить для них стоянку.

Караваны из-за рубежа

Еще один вариант ночлега, который сейчас развивают частники в приграничье, — площадки для автодомов. Такая площадка работает на территории усадьбы «Карчма «Будзьма» загарадная» в Гомельском районе. Мы застали размещение группы немецких пенсионеров, в своих автодомах планирующих проехать аж до Байкала. Хайнц Хютнер из Фридланда очарован белорусской природой, городами и дорогами, но вот сервиса для путешественников пожелал более развитого:

— Мало мест, где можно так остановиться. В Европе система кемпингов совсем на другом уровне, вам нужно развивать инфраструктуру.

Под Гомелем караваны автодомов останавливаются несколько раз в год.
Предприниматель и член общественного объединения содействия развитию частного предпринимательства «Единство» Лилия Калюжная недавно предложила проект создания кемпинга и на базе гостинично-развлекательного комплекса «Ранчо», расположенного совсем недалеко от Новой Гуты.

— Достаточно оборудовать площадку для стоянки и провести коммуникации. Гостевые домики, пункт питания и развлечения здесь и без того имеются.

Владелец комплекса Иван Поддубный считает, что такая площадка будет востребована. Главное — заявить о себе, попасть в туристические справочники или разместить рекламу на заправке. Один из способов, к слову, сотрудничество с комплексом «Голубые озера», расположенным в Черниговской области. Схема простая: украинские коллеги советуют своим путешественникам остановиться и на Гомельщине, а здесь оказывают ответную услугу. Привлечет ли такой кластер больше путешественников, покажет время.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter