Завтрак для гурманов

Спектакль Валерия Барковского "Завтрак на траве" по пьесе Елены Поповой изначально обречен на поражение в схватке с белорусским зрителем.
Спектакль Валерия Барковского "Завтрак на траве" по пьесе Елены Поповой изначально обречен на поражение в схватке с белорусским зрителем. Такие спектакли наш зритель пока не принимает... Потому что в них нет дешевого сентиментализма, узнаваемых типажей и обязательных для отечественной драматургии вялых диалогов про смысл бытия. Зато есть почти физически ощутимая атмосфера тревоги и безысходности, мрачная апокалиптическая интрига, "черный" юмор и молчаливые люди в военной форме и противогазах.

Но Елена Попова остается верной себе. В ее пьесах по-прежнему звучит такой неудобный сегодня для многих призыв - "выдавить по капле из себя" "совка".

"Завтрак на траве" - антиутопическая социальная драма. Более невыносимого жанра придумать трудно, хотя, конечно, приятно, что у кого-то есть еще силы говорить о серьезном так витиевато.

Может быть, эту пьесу надо было ставить по-иному? Барковский сам однажды признался, что он - мастер экспериментального театра, что в рамках традиции чувствует себя неудобно: "Я занимался экспериментальным театром, ибо был отвергнут официальной сценой чисто физически и психологически. Надо постараться понять язык, на котором мы будем говорить. Очень трудно. Придется специально занижать какой-то уровень для определенных людей и ставить спектакли по группам. Или же найти язык для всех. Когда я пришел в традиционный театр, почувствовал, что три человека идут за тобой и, как правило, это люди, которые имеют достаточно высокий уровень общей культуры. Другие же начинают злиться, спрашивать, что я от них хочу?"

Может, Барковский попытался пойти на компромисс с собой - сделать синтез эксперимента и традиции? Поэтому не все получилось... Непонятно, на какую социальную группу, если уж говорить о таком подходе, спектакль рассчитан. То, что это не пресловутый язык для всех, - понятно. Старшее поколение к таким спектаклям не привыкло, молодое любит больше драйва и энергии. Целевой аудитории у спектакля нет, а для основной массы он будет чересчур сложным и непонятным. Можно было добавить больше отчаянных фарсовых красок, ярче высветить абсурд происходящего музыкальным оформлением. Возможно, просто со временем актеры разыграются, но осталось прочное впечатление, что они почему-то и на поклоны вышли как-то стыдливо. Но если уж взялись за такую пьесу, то хотя бы гордо несите головы. Очевидно, что тот же Виктор Гудинович гораздо комфортнее чувствует себя на овациях после "Ужина с придурком" - спектакля гораздо более безопасного и беспроигрышного во всех смыслах. Сама пьеса, как сообщается в программке, вошла в число номинантов "Антибукера". А туда лишь бы кто в номинанты не попадает. Компания там всегда получается серьезная, в основном молодые, но очень злые драматурги, жаждущие "нового" театра. Например, как в этом году - театра документального. Это когда на диктофон записывают монологи вокзальных бомжей, а потом воспроизводят их на сцене. Так что Елена Попова - еще безобидный василек по сравнению с другими цветочками "Антибукера". Ведь в самом тексте действительно много любопытных перлов: "Я всегда с собой вожу сгущенку", "Как же вы пол моете сухой тряпкой?" - "Как учили, так и мою!", "Люся, не вой!", "Выйдет бухгалтер и даст мне калькулятором по голове" - стильные фразочки, безуспешно утонувшие в равнодушии зрительного зала.

Одинокий голос человека опять никто не услышал, а сам завтрак получился вполне маргинальным. Сходите, отведайте, пока угощают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter