Завтра туриста

На каких китах покоится будущее белорусского туризма?

На каких китах покоится будущее перспективной отрасли?

Детское «Евровидение» или чемпионат мира по хоккею – события такого рода всегда привлекают десятки тысяч зарубежных туристов. Одно плохо: случаются они не так часто, как хотелось бы. Если за прошлый год услугами гостиниц Минска воспользовались 400 тысяч гостей, из которых лишь половина показали иностранный паспорт, то в ближайшие годы городские власти столицы хотели бы хлебосольно встретить и приютить на среднестатистические шесть дней порядка миллиона постояльцев.

Не отдыхать, а лечиться

Сегодня 90 % туристов приезжают в Беларусь решить вопросы бизнеса или посетить спортивные сооружения, по числу которых наша страна уверенно лидирует среди стран СНГ. В управ­лении спорта и туризма Мингор­исполкома отметили и еще один бурно развивающийся в последние годы вид путешествий – медицинский. Высокий профессионализм белорусских врачей и сравнительно низкие тарифы на их услуги делают такой туризм достаточно перспективным.

— Самое главное, чтобы перечень медицинских услуг покрывался страховкой страны постоянного проживания иностранного туриста, — считает заместитель директора Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Андрей Мартынов. – Для этого страховая компания анализирует, соответствует ли услуга критериям страны проживания иностранца. Если результат положительный, подписывается договор, включающий в комплекс услуг проезд, размещение, питание и лечение гостя. Важным моментом станет сертификация медицинских услуг, результаты которых должны признаваться за рубежом.

Из 63 миллионов долларов, заработанных белорусами на экспорте услуг за восемь месяцев 2010 года, 16 миллионов — доля белорусских медиков. Они готовы не только качественно лечить зубы, бороться с раковыми опухолями, но и принять нуждающихся в репродуктивных центрах, провести пластическую хирургию, а также комплексно обследовать пациентов. Не будем забывать и о санаториях, которые в последние годы пользуются особым спросом у россиян.

В свете трех звезд

Туристический бизнес держится на трех китах, считают специалисты: наличие мест размещения, свободное пересечение границы и эффективная рекламная кампания.

Как известно, трехлитровую банку невозможно наполнить четырьмя литрами воды, а значит, увеличить количество приезжающих туристов без большего числа гостиниц белорусы не смогут. 28 гостиниц столицы, в которых одновременно могут остановиться 5,5 тысячи постояльцев, – незначительно для любого мало-мальски масштабного мероприятия. Даже при стопроцентной загрузке отелей это всего лишь порядка 600—700 тысяч человек в год. Размещать иностранцев по квартирам тоже не выход. Уже сегодня Минск строит и реконструирует 6 отелей. Всего же в планах открыть 20 новых «нумеров», которые позволят вместить еще 5 тысяч туристов.

— Мы твердим предприятиям и организациям, желающим построить новую гостиницу, что целесообразно возводить не четырех- или пятизвездочные отели, а трехзвездочные, которые гарантированно будут заполнены, — поясняют чиновники из Минспорта. — К сожалению, некоторые не прислушиваются к нашим словам.

Забудем ли про визы?

Когда пару лет назад Украи­на отменила въездные визы для граждан Евросоюза, количество туристов за год выросло втрое. Россия, обменявшаяся отменой виз с Израилем, с удивлением зафиксировала четырехкратный рост числа путешественников по этому направлению.

— Не секрет, что Беларусь – родина основателей еврейского государства, в Российской империи здесь была черта оседлости, в которой селились представители этого народа, — отмечают специалисты. — Поэтому Министерство спорта и туризма будет настаивать на либерализации визового режима для туристов из стран «с благоприятной эмиграционной ситуацией» — Евросоюза, арабских государств, Японии и Израиля. В первую очередь речь идет о туристах, которые приобретают комплекс услуг.

Пока же самыми частыми гостями для нас стали братья-россияне. Свободное пересечение границы, отсутствие языкового барьера и общие исторические корни сыграли существенную роль.

Реклама — двигатель туризма

Санаторный бум, который привлек в Беларусь наших соседей, был не случаен. Несколько лет назад частные туристические фирмы Беларуси сперва под давлением Минспорта, а потом и из вполне понятных финансовых соображений провели мощную рекламную кампанию. Однако большинство санаториев решило в дальнейшем обходиться без посредников и стало напрямую приглашать гостей. Невысказанная обида частников вполне понятна, но есть и иной результат – грамотная рекламная стратегия приносит свои плоды. А значит, ее можно распространить и на историю, туристические достопримечательности и другие составляющие ознакомительных туров по нашей стране.

Через гостиницу — дешевле

В недрах Минспорта готовится проект указа о мерах по развитию въездного туризма.

— Это серьезный документ, который потребует детальной проработки и повлечет принятие целого ряда подзаконных нормативных актов, — считает заместитель директора Департамента по туризму Минспорта Андрей Мартынов. Он рассказал, что разработчики проекта использовали опыт стран с развитой туристической индустрией, однако положения документа распространяются скорее на организованных туристов. В него включены такие знакомые многим иностранцам понятия, как, например, система такс-фри. В ней предусмотрен возврат иностранному гражданину части НДС за приобретенные товары отечественного производства при обратном пересечении границы.

Перспективен и иной пример — снижение ставки НДС на все услуги, которые туристы приобретают через гостиницы. Поскольку многие считают деньги, такие услуги становятся привлекательными.

Автокемперы, ау!

Перспективным в Мин­спорта считают организацию и такого сравнительно нового вида туризма, как караванинг. Не секрет, что многие автопутешественники, словно улитки, везут с собой прицепы, в которых можно вполне сносно жить. Автодома нуждаются лишь в коммуникациях – электричестве, воде и канализации. Организация подобных стоянок — самый простой и незатратный способ привлечения иностранных туристов, многие из которых входят в популярные ныне ассоциации автокемперов и путешествуют таким относительно дешевым способом по всему миру. Тем более что в Беларуси пока есть только один кемпинг и четыре мотеля, между тем площадкой для развития подобных услуг может и должна стать Витебщина, известная своими живописными озерами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter