Завтра туриста

Что предложить иностранному гостю. Этикет турбизнеса

Что предложить иностранному гостю. Этикет турбизнеса


Недавно стояла в очереди за жетонами в метро. Случайно обернулась и увидела пожилую пару с фотоаппаратом. Такие симпатичные и аккуратненькие «бабочка» и «дедочка» — не наши. Поймите правильно: я встречала иностранных туристов и прежде. Просто они у нас — явление редкое, а чтобы еще и в метро — вовсе удивительное. Оказалось, эта супружеская чета — из Англии. Они ехали посмотреть «Золотое Кольцо России», и Беларусь была транзитной страной. Пока основная группа гуляла по Троицкому предместью, эти решили вкусить истинной жизни белорусского города. «Экстремалы, — подумала я, глядя им вслед, когда они махали мне на прощание, спускаясь на эскалаторе. — Но какие симпатичные».


Не повезло?


Туризм — одна из ключевых отраслей экономики. Естественно, там, где он достаточно развит. Та или иная страна может быть туристически востребована по разным причинам: особенности климата, памятники архитектуры, поражающие воображение природные ландшафты... В любом случае туристу нужно угодить независимо от того, хочет ли он целый день валяться на пляже, восхищаться Большим каньоном или проникаться монументальной фактурностью Колизея.


В Италии, Испании, Египте туристы — дело привычное. В Беларуси же сфера въездного туризма не очень хорошо развита. Туроператоры объясняют это тем, что иностранцы просто не хотят ехать к нам на отдых. На вопрос «почему?» традиционно предлагается несколько ответов. И все — обоснованные.


Во–первых, Беларусь — не курортная страна. Горячего солнца у нас не так уж и много, а моря или гор нет и подавно. Зато есть красивая природа без особой экзотики и санатории, где 90% отдыхающих — наши соотечественники. В последние два года, правда, и россияне стали проявлять интерес к белорусским здравницам.


Россияне — товарищи неприхотливые (это если обычные люди — не олигархи). В Турции их особенно любят: пляж, бассейн, бесплатный бар, не эксклюзивная, но приличная еда — вот что волнует их в первую очередь. Еще они очень склонны ностальгировать. А сохраненные белорусами в целости и сохранности санатории дают им тот «старый добрый» отдых, к которому они питают нежные чувства. Здоровенный плюс — это неплохое лечение. Такой услуги в Турции им точно не окажут. Вот какой–то процент граждан РФ и ловят теперь летом рыбку в белорусских прудах и озерах.


Нечего показать?..


Многие туристы едут на отдых не столько подставить свое темечко теплому солнцу, сколько познакомиться со страной. В первую очередь, конечно, стремятся в такие «храмы культуры», как Рим, Париж, Лондон...


У нас достаточно памятников архитектуры: Сынковичи, Каменец, Несвиж, Мир, Камаи, Ружаны... Они все уникальны. Но единичны, находятся далеко друг от друга и вряд ли более двух часов будут удерживать внимание иностранца. Для того чтобы осмотреть культурное сердце Санкт–Петербурга, нужна минимум неделя, Рим может претендовать и на месяц...


Очень щепетильному в данном вопросе французу будет просто жаль тратить время и деньги. И не потому, что наши замки нехороши и природа не благоволит. Просто после двух–трех дней этому французу будет нечем заняться.


Честно говоря, утверждая, что достопримечательностей в Беларуси мало, мы ведь обычно имеем в виду те, которые на слуху. Но по факту их намного больше. Просто пиара не хватает. Поэтому, к сожалению, даже не каждый белорус о них вспомнит. И я, пожалуй, не такое уж исключение.


А кушать хочется всегда...


Однако, как бы ни была привлекательна страна, бывалый турист никогда туда не отправится, если хромает инфраструктура. Турист, заплативший свои кровные за сервис, вправе ожидать того, на что рассчитывал изначально.


Немцы, например, очень любят комфорт. Гостиница должна быть не ниже 3 звезд, и в номере обязано присутствовать самое необходимое. А понадобиться немцу может все — от банного халата до новых запонок. И конечно, кровать. Она обязательно должна быть мягкой и двуспальной (даже если немец имеется в количестве «одна штука»).


Финны в своих претензиях жителям Германии не уступают. Но самыми требовательными считаются китайцы. Отели они предпочитают исключительно 4–звездочные, внимательно следят за качеством и разнообразием еды. При этом готовы тратить на поездку минимум 3.000 евро.


К сожалению, мы не можем похвастаться должным развитием туристической инфраструктуры. Гостиниц соответствующего уровня у нас мало. Настолько мало, что, когда приезжают делегации из–за рубежа, возникает вопрос: где селить? Тут у столицы, пожалуй, самое выигрышное положение среди всех белорусских городов.


Еще одна проблема: стоимость наших гостиниц никак не соответствует их уровню. То есть дорого очень. В Европе, конечно, тоже недешево. Однако там присутствует сервис, о котором мы знаем, но на родине у себя воочию не наблюдаем: это и «свободный» бар, и «шведский стол», и беззаветная обслуга номеров (клиент — это почти бог) — так называемое «все включено».


Вроде бы наше Правительство тоже озадачено. Туризм — это живые деньги. И если они к тебе не текут, то как минимум обидно. Конечно, в качестве транзитной страны мы выступаем часто. А хотелось бы большего.


В 2005 году попробовали решить эту проблему: издали постановление, обязывающее все турфирмы заниматься въездным туризмом. Да что толку от него, если условия по–прежнему отсутствуют? Лично я не против каждый день на минских улицах наблюдать иностранных туристов. А уж как им рады были бы магазины и рестораны! Вот только как их привлечь?


Компетентно


Почему же зарубежные гости не очень жалуют Беларусь — на эту тему я беседовала с заместителем директора фирмы «Вокруг света» — одного из крупнейших агентств страны, занимающихся преимущественно въездным туризмом, Игорем Мищенко.


— Игорь Николаевич, «Вокруг света» — едва ли не единственная белорусская фирма, делающая акцент именно на въездном туризме...


— Действительно, мы — одна из трех–четырех компаний, выбравших этот вид турбизнеса как основной.


— Не так давно вышло постановле
ние, обязывающее все агентства заниматься «въездом» иностранцев. Как это отразилось на вашем бизнесе?


— Семьдесят процентов нашей деятельности всегда принадлежало интуризму. С появлением постановления ничего не изменилось. И клиентов мы не потеряли. Так как мелкие агентства не стали заниматься этим профессионально и постоянно. Для того чтобы не лишиться лицензии, им достаточно привезти в Беларусь двоих–троих россиян или украинцев. Тут можно и со знакомыми договориться. Поэтому мы в убытке не остаемся.


— А кто к нам ездит?


— Есть и туристы–индивидуалы, и целые группы... К сожалению, для них Беларусь выступает в основном в качестве транзитного государства. Они здесь ночуют, едят, совершают пару экскурсий, а потом продолжают свой тур.


— Но в чем же основная причина недостаточного развития въездного туризма? Может, как сказал посол Венгрии Ференц Контра, за рубежом просто ничего не знают о Беларуси?


— Информации о нашей стране у иностранцев действительно мало. Но что хуже всего — туристам у нас нечего делать. Ну свозим мы их в Мир, Несвиж, удивим Дудутками и «Линией Сталина»... А потом?


— Известно, что своеобразная непопулярность нашей страны в турбизнесе имеет своим основанием еще и низкий уровень развития инфраструктуры. Насколько это верно?


— Посудите сами. Вы едете, допустим, по трассе Минск — Брест. Как часто вам по дороге попадаются закусочные, рестораны, мотели?.. Чтобы их встретить, нужно очень постараться. В Европе они стоят через каждые пять–десять километров. Есть на наших магистралях пару неплохих мест, но цены там значительно выше городских. Но ведь должно быть наоборот! А когда человеку негде поспать, умыться, поесть... Кто же захочет так отдыхать?


— И что же, положение наше совсем–совсем безнадежно?


— Выход есть. Нужно вкладывать в эту сферу экономики деньги. И очень большие. Необходимо найти ту особенность, которая будет привлекать в нашу страну иностранцев потому, что ТАКОГО больше нет НИГДЕ — только в Беларуси.


— Арабские Эмираты именно это взяли себе за принцип?


— Да. По–моему, прекрасный пример. Они подсчитали, что дармовых «нефтяных» денег им хватит еще лет на десять, и начали быстренько развивать туризм. Сегодня в него вкладываются безумные капиталы, строятся умопомрачительные гостиницы, где цена за номер может превышать 13 тысяч долларов за ночь... Прямо в море насыпаются новые острова, на которых потом снова будут расти отели, еще более грандиозные. Им тут видится реальная перспектива. «Пусть у нас будет то, чего нет ни у кого», — говорят они и только выигрывают от этого.


— Игорь Николаевич, а сами–то вы часто в роли туриста выступаете?


— Последнее время совсем редко. Нет времени. А может, просто давно воспринимаю туризм как бизнес.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter