Александр Лукашенко посетил Академию управления при Президенте и пообщался со студентами и преподавателями вуза

Завтра начинается сегодня

Почти четыре часа Александр Лукашенко общался со студентами, слушателями и педагогами Академии управления при Президенте. Около 200 человек непосредственно в аудитории плюс трансляция в другие корпуса. Всего получилось порядка тысячи участников мероприятия. Журналисты «СБ. Беларусь сегодня» наблюдали за ним в разных точках. И знаете, какое главное впечатление? Это было общение на равных. Опыт и энергия амбиций, глубокое знание жизни и необузданное желание творить… Подумалось, именно этот сплав и нужен для преемственности поколений людей, искренне заинтересованных в уверенном развитии и процветании нашей Беларуси. Аудитория очень вдумчиво встретила адресованный ей, пожалуй, ключевой посыл Главы государства:


— На примере отдельных стран сегодня мы видим, что уже не только природные богатства или финансовые капиталы являются источником конкурентных преимуществ. Главным условием стремительного развития государств являются специалисты, профессионалы высокого уровня. Именно они — главный стратегический ресурс в современном мире.

Посещение Академии управления Президент начал со знакомства с организацией учебного процесса. Вникал в мельчайшие детали. Сколько и на каких условиях набирают студентов и слушателей? На какие курсы и дисциплины делается особый упор? А главное — какие перспективы развития вуза? 

Ректор Академии затронул тезис о том, что управленец должен владеть информационными системами. Александр Лукашенко в ответ на это особо заметил: 

— Еще раз хочу предупредить, чтобы это не произошло, как по всей стране. Чтобы вы не начали готовить здесь вместо управленцев программистов или айтишников, компьютерщиков. Они (слушатели и студенты Академии. — Прим. ред.) должны владеть этим лучше, чем мы с тобой в квадрате. Но управленец — это значительно больше, значительно выше, значительно качественнее человек. Поэтому чтоб мы тут не скатились именно на это модное: «Ах, это IT, цифровая экономика, искусственный интеллект». Да, этим надо владеть в совершенстве, лучше, чем наше поколение. Но мы готовим здесь управленцев, руководителей.

И к этой мысли в стенах Академии управления ­Александр Лукашенко возвращался не единожды.


Мечты определяются реальностью

Глава государства не скрывал, что на самый статусный вуз у него особые виды и надежды. Но одновременно и дал понять, что статусность в названии должна соответствовать содержанию. И здесь еще есть над чем работать. Александр Лукашенко говорил об этом, как всегда, откровенно:

— Сегодня я Президент — значит, моя академия. Я отдаю себе в этом отчет. И конечно, мне очень обидно, когда в обществе ведутся разговоры и мою академию ставят пусть не на первое место, а на второе, на третье по значимости. Оценивая, конечно же, по критерию ее востребованности. По тому, как относится молодежь к этой академии… Академия Президента — это единственное в стране учреждение (такого рода. — Прим. ред.), и оно, конечно, должно быть на лидирующих позициях… Она должна стать ведущим, главным вузом не только как мы это преподносим, а как это понимают наши люди. В понимании нашего общества. Мы должны это сделать.

Об этой цели Президент говорил как о личной мечте. Да, за прошедшие четверть века сделано многое. Главное — создано первое в мире белорусское суверенное, независимое государство.

Но есть и тактические цели, которые ставит перед собой Президент. Одна из них — создать полноценную, авторитетную, престижную управленческую академию. И это уже задача не только Главы государства. Об этом было сказано будущим управленцам и их педагогам прямо:

— Это от вас зависит. Вы эту задачу должны решить. Я хочу успеть при своей жизни президентской построить новую академию. Новую академию — не просто здание. Это не проблема. Мы за два года можем построить. Я хочу построить академию, в которой в новых корпусах, зданиях, общежитиях, учебно-лабораторных корпусах преподавали по новым методикам, по новым программам, с новыми учебниками, стажировками, — практико-ориентированный вуз, куда бы стремились все не только из нашей страны, но и из-за рубежа поступить и получить знания.


Президент не просто уточнил, но особо акцентировал внимание участников дискуссии:

— Это не от меня зависит. Это зависит от вас. Как только я увижу, что вы создали эту академию и уже можно перемещать вас на новую площадку, мы это с вами должны сделать. Но это будет только тогда, когда вы вместе с профессорско‑преподавательским составом, руководством Академии управления пройдете этот тяжелый путь модернизации и совершенствования. Если хотите, реформирования.

При этом Александр ­­Лукашенко заметил, что для повышения статуса Академии управления уже сделано немало. Как ее коллективом, так и государством. Но надо двигаться дальше от жизни. И дал рекомендацию: вовлекать в образовательный процесс управленцев‑практиков. Как заметил Глава государства, от председателей исполкомов до Президента.

Современный руководитель — это человек, тонко чувствующий запросы времени. Знающий и понимающий людей. Умеющий сочетать и сопоставлять интересы человека с государственными задачами. 

Отсюда и совет:

— Нам надо готовить управленцев от жизни. К вам придут получать знания не только со школы. К вам приходят люди и с высшим образованием. Которые амбициозны. Которые хотят стать топ‑менеджерами, руководителями предприятий. Они приходят к вам, чтобы получить знания управленца, и вы их не должны разочаровать. Это знания прежде всего в экономике. В иностранном языке. IT сейчас очень модно. Вы должны быть не просто конкурентоспособны. Вы вне конкуренции должны быть.

«Великое в простом» — за этой ремаркой Главы государства особый смысл. В пример он привел свои диалоги с представителями IT‑сферы. Это тот случай, когда не стоит переоценивать значимость важного, но не единственного вектора развития. Отсюда напутствие молодым и будущим руководителям:

— Не отрывайтесь от земли. Нам нужны земные управленцы. А айтишников в нашей стране уже достаточно, которые обладают не только управлением технологиями, огромными массивами данных, умеют работать с компьютером, но уже замахнулись и на искусственный интеллект... Будьте приближены к земле. Потому что без земного вы никогда не станете управленцами.


Вечные ценности

Общаясь с коллективом Академии управления, Президент напомнил, что нынешний год особенный. Он юбилейный для политических институтов и фундаментальных основ политической системы нашей страны. Свое 25‑летие отмечают многие государственные органы, сформированные на заре становления нашей независимой Беларуси. Глава государства констатировал:

— За четверть века мы создали устойчивую модель управления, стабильную в своих базовых ориентирах. Они просты и понятны каждому. Я не все их назову, но суверенитет нашей страны, благополучие граждан, справедливое отношение к людям, единство общества и многие, многие другие приоритеты.

В достижении этих целей важнейшую роль играют именно органы государственного управления.

— Система, без которой невозможно существование не то что сильного, любого государства, которое претендует на это звание, — подчеркнул Глава государства.


Академия будущих наук

Нет сомнения в том, что Академия управления при Президенте — уникальное учебное заведение. Само название подчеркивает его статус и значимость. Здесь, отметил Президент, развивается современная национальная школа госуправления. По сути, создается будущее страны:

— Будущее, главная роль в котором принадлежит тем, кто осознанно выбрал ответственный и непростой путь — служить стране и народу. И это труд, который требует полной самоотдачи, преданности государству, искреннего отношения к людям, постоянного совершенствования.

Глава государства призвал аудиторию оценить, как меняется мир. Вместе с ним и общество. Значит, требования к компетенциям современного руководителя становятся все выше:

— Должны приходить управленцы новой формации — руководители с ярко выраженными лидерскими качествами и государственным мышлением, мотивированные и нацеленные на высокий результат. На решении этой важнейшей задачи и должна сегодня сконцентрировать свои усилия Академия управления.


Альма‑матер профессионалов

В академии не должны учиться случайные люди. Это принципиальная и настоятельная рекомендация Президента. Читай, прямое руководство к действию:

— Проходить здесь подготовку и переподготовку должны исключительно перспективные государственные служащие, с высоким потенциалом руководителя, а не люди, которые не склонны к управленческой работе или уже завершают свою профессиональную деятельность. Это мое принципиальное требование. И когда я назначал ректора, и Главе Администрации (Президента. — Прим. ред.) каждый раз говорю об этом: мы не должны в Академию управления привлекать для обучения по принципу «хватай и тащи». 

Еще одно принципиальное требование Президента: из стен академии должны выходить всесторонне подготовленные специалисты, которые не только обладают теоретическими знаниями, но и имеют практический опыт решения конкретных управленческих задач. Александр ­­Лукашенко объяснил это требование так:

— Это важно, потому что часто на должности управленцев в районах назначают хороших специалистов, профессионалов своего дела, но не всегда имеющих достаточный опыт руководителя. Задача академии — дать этим людям те знания и управленческие навыки, которых им не хватает. 

Сегодня не количество, а качество подготовленных специалистов имеет принципиальное значение. Мы не можем в академии давать людям образование ради образования. Слишком дорого обходятся стране управленческие ошибки.


Резерв развития

В период обучения очень важно заметить перспективных людей, которые по своим личностным и профессиональным качествам могут занимать руководящие должности в нашей стране. Эту задачу Академии управления Президент назвал в числе главных:

— Каждый человек, получивший образование либо прошедший подготовку здесь, должен быть виден и востребован, как говорят, быть всегда «на карандаше». Главная обязанность академии — представлять соответствующую информацию напрямую в Администрацию Президента. К сожалению, до сих пор эффективная работа в этом направлении не выстроена.

Президент требует, чтобы образовательный процесс работал на опережение. Академии следует повысить качество подготовки слушателей по самым актуальным направлениям.


От знаний к умениям

Глава государства ориентирует: преподавание должно быть дифференцированным и практико‑ориентированным. Надо учитывать, что кому‑то достаточно расширить свои знания по трем‑четырем дисциплинам за короткий срок, а кто‑то нуждается в полном цикле обучения. Это большой объем работы, но необходимо составлять индивидуальные учебные планы, программы переподготовки в зависимости от сферы и опыта конкретного слушателя. Отсюда поручение:

— Руководству академии следует еще раз проанализировать, насколько структура учебного процесса имеет прикладной характер и соответствует нашей реальной жизни. Наладить более тесное взаимодействие с государственными органами и организациями. Стажировки на ведущих отечественных предприятиях в госорганах должны стать неотъемлемой частью работы.

Научную деятельность Академии управления Президент ориентирует на решение государственных задач. На изучение современной политической ситуации в стране и мире, деятельности медиаресурсов, а также мнений и настроений в обществе. 

Иной раз не так просто достучаться до того или иного руководителя, чтобы получить актуальный комментарий. А именно их авторитетное экспертное мнение зачастую крайне необходимо для компетентного комментария к статье или телесюжету. Президент отмечает:

— Кто, если не государственники, формирующие политическую элиту страны, должны анализировать риски, оценивать их уровень, а также прогнозировать развитие внешней и внутренней политической ситуации, участвовать в разработке методов информационного противоборства, противодействия внутренним и внешним угрозам?


Штрихи к портрету современного управленца

Глава государства отмечает, что выстроенная модель государственного управления в целом позволяет решать поставленные перед ней задачи. Но обращает внимание на то, что это не застывшая система:

— Она постоянно совершенствуется, но не ломается. Именно совершенствуется. А проблемы, если они и возникают, чаще всего связаны с недобросовестным отношением к своим обязанностям и отсутствием должной дисциплины. Недопустимо, чтобы в глазах населения управленец ассоциировался с кабинетным чиновником. Он должен быть ближе к людям, нацеленным на решение конкретных проблем человека. То, что в адрес Администрации Президента продолжают поступать жалобы на бюрократию и волокиту, к сожалению, красноречиво говорит, что практика формального общения или отписок все еще существует. И к этому мое отношение известно.

Здесь Президент еще раз вернулся к теме публичности управленца. К требованию нести ответственность перед обществом:

— Эффективно решать поставленные задачи для руководителя любого ранга — это лишь половина успеха. Также важно при необходимости уметь своевременно, аргументированно и понятно объяснить людям принятые решения и причины возможных проблем. Ответить на любой, в том числе и неудобный, вопрос как населению, так и представителям средств массовой информации. Сегодня же некоторые руководители в принципе боятся видеокамеры или микрофона журналиста…

Еще одна важная рекомендация любому руководителю — уметь видеть и поддерживать живую инициативу на местах. Аккумулировать вокруг себя лучшие предложения и идеи, помогать в их реализации. Использовать потенциал науки и экспертов в своей сфере.


В движении жизнь

Система госуправления не может быть застывшей и забронзовевшей. Проходили уже это в истории и знаем, к чему подобное приводит. Разумная и перманентная ротация кадров — эффективная прививка от недуга застоя. Президент объяснил:

— Главная цель такого механизма даже не в том, чтобы исключить, как в народе говорят, кумовство, протекционизм. Очень часто бывает, если человек постоянно на одном месте и не двигается ни туда, ни сюда, он зарастает, как у нас говорят, тиной. Ложится на должность и никакими конечностями уже не шевелит. Менять место работы, а иногда и прописку, выходить из зоны комфорта надо, чтобы развиваться, расширять кругозор, открывать в себе новые грани и способности. Таким образом специалист не только вырастет профессио­нально, но и стране принесет больше пользы.

В подборе кадров на руководящую должность Глава государства требует учитывать не только их профессиональные, но и человеческие качества и, главное, нравственный критерий:

— Мы видим, как на фоне стремительного внедрения новых технологий в экономическую деятельность и общественные отношения возникают новые коррупционные риски. В этой связи принципиально важно на управленческие должности отбирать только заинтересованных, неравнодушных, высококвалифицированных специалистов, ориентированных на служение стране и людям, а не на удовлетворение личных или карьерных амбиций.

Буква закона

Отдельно Александр ­­Лукашенко отметил важность качественной подготовки нового закона о государственной службе. Необходимость этого явно назрела:

— Наш действующий закон о госслужбе принят более 15 лет назад. Но в изменившихся социальных и экономических условиях нуждается в пересмотре. Поэтому мной поставлена задача по разработке нового закона. Эта работа поручена группе, в состав которой вошли ученые и эксперты, в своем большинстве не являющиеся госслужащими. Это было мое требование. Чтобы не было закона под себя… Будущий закон должен стать единым документом, который комплексно урегулирует процесс прохождения государственной службы, исключая необходимость обращения ко множеству подзаконных и ведомственных актов.

При этом Президент особо подчерк­нул, что в процессе совершенствования законодательства нельзя идти лишь по пути заимствования зарубежного опыта. Далеко не все иностранные модели подходят к нашей специфике.

Преемственность поколений, в том числе и в управленческой сфере, тоже одна из важнейших задач. Тем более что почти треть наших граждан — около трех миллионов человек — родились уже в суверенной Беларуси. Обратив на это внимание, Президент подчерк­нул:

— Это юноши и девушки, которые воспринимают действительность уже с точки зрения жителей самостоятельного европейского государства. И пришло время активно включать этих молодых людей в политическую жизнь страны. Формировать государственное мышление у тех, кто идет за ними. Выстраивать диалог поколений на основе взаимного доверия и уважения. Диалог, в котором опыт и инновации, мудрость и решительность, осторожность и смелость находятся в гармонии и согласии.

Президент убежден, что закладывать прочную основу для стратегического развития страны на двадцать‑тридцать лет вперед предназначено молодым и энергичным.

Свое обращение к аудитории Президент подытожил выводом, который вполне укладывается в его же формулу о великом в простом. Рост нацио­нальной экономики, уровень благосостояния граждан и позиция страны на международной арене во многом определяют результаты работы управленцев. Настоящих и будущих. От их умения стратегически мыслить, предупреждать либо своевременно решать проблемы также зависят стабильность и согласие в нашем обществе.

А далее последовала живая беседа участников встречи с Президентом. Поднимались вопросы, волнующие не только будущих и нынешних руководителей, но и каждого ответственного гражданина страны. Глава государства щедро делился своим мнением по актуальным темам.
Академическая история

29 января 1991 г. Совет Министров БССР принял постановление «О первоочередных мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики». В качестве головного учебного и научно-методического центра была определена Академия управления при Совете Министров БССР.


26 июня 1995 г. Указом Главы государства № 231 она была преобразована в Академию управления при Президенте.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

В структуру Академии управления входят: Институт государственной службы, Институт управленческих кадров, НИИ теории и практики государственного управления, Центр сопровождения АИС «Резерв».



В 2019 году для получения высшего обра­зования I ступени в академию на дневное отделение зачислено 180 студентов. В магистратуру — 120 человек. Для получения второго и последующего высшего образования — 542 человека. По госзаказу на специальность «Государственное строительство» — 25 человек. На переподготовку по госзаказу — 390 человек. 



Бывшая гостиница «Советская» на улице Щорса сегодня — комфортабельное общежитие Академии управления на 228 мест, к которому примыкает и ее спортивный комплекс с бассейном. Кроме того, жилой фонд академии включает общежитие на 272 места и общежитие семейного типа на 42 квартиры по улице Карла Маркса, а также 342 места в Студенческой деревне для студентов дневной формы обучения.

Попасть в кадр

С каждым годом в кадровом реестре Президента увеличивается число руководителей в возрасте до 40 лет

Участники встречи с Главой государства в Академии управления — люди неслучайные. Кто-то из них пришел сюда после школы и в будущем хочет связать свою жизнь со службой в госорганах. А кто-то, уже имея за плечами высшее образование, а может, и не одно, учится здесь конкретным управленческим навыкам и знаниям. А потому неудивительно, что в теплой атмосфере, в которой проходило общение, возник вопрос о том, как Президент проводит кадровые дни и что остается, простите за каламбур, за кадром.

Александр Лукашенко пошутил: мол, узнаете об этом сами, когда вас будут назначать. Впрочем, далее он подробно рассказал, как формируется предложение на те или иные должности, раскрыл механизм согласования кандидатуры на всех уровнях и честно признался: ни одно кадровое решение не является спонтанным выбором «на глаз». Все кандидаты, находящиеся в кадровом реестре Президента, проходят тщательную проверку и отбор. А вот в сам кадровый день происходит, по сути, формализация решения — Президент ставит свою подпись. Конечно, бывают случаи, когда кандидатуру Александр Лукашенко может отклонить: если возникает ощущение, интуиция, что человек не подходит. 

К слову, примечательный момент, и о нем Президент тоже упомянул: мы уже значительно омолодили кадровый состав госорганов, и это процесс, который нужно приветствовать. Среди нынешних управленцев немало тех, кого можно смело называть «молодые люди», и заняли руководящие должности они не сегодня. Например, в мае 2017 года Президент назначил председателем Хойникского райисполкома Анатолия Бондаренко, которому на тот момент было 30 лет. Назначая молодого руководителя района, Александр Лукашенко обратил внимание, чтобы к руководству в самых разных отраслях приходили молодые, но вместе с тем профессионально подготовленные люди. Еще тогда Глава государства напомнил об одном из своих безусловных требований — омоложении кадров и смене поколений:

— Должны в руководство ведомствами, сферами, отраслями приходить новые молодые люди. Потому что люди старшего поколения не вечны. И если мы хотим иметь результат от того или иного направления деятельности, сферы жизни, должны быть деятельные люди. 

Еще один примечательный пример — назначение в ноябре прошлого года Артема Шегидевича на должность ректора Белорусской государственной академии авиации. Сегодня молодому ректору 31 год. 

Будучи экономическим журналистом, не могу не вспомнить главное кресло Министерства экономики, которое с августа прошлого года занял самый молодой на сегодняшний день министр Дмитрий Крутой. Тогда ему было 37 лет. Кстати, до него самым молодым на тот момент был 41-летний министр ЖКХ Александр Терехов. Так что тенденция омоложения кадров налицо не только в регионах и на предприятиях, но и в Правительстве. 

И еще одно интересное наблюдение: за весь прошлый год Президент провел 6 кадровых дней. В этом году их было уже 9: кадровые назначения проходили практически ежемесячно. Думаю, ответ на это тоже прозвучал накануне. Александр Лукашенко еще раз напомнил о том, что полезно менять работу, прописку, выходить из зоны комфорта, расширять кругозор и открывать в себе новые грани. Кстати, в этом году на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства, назначены 133 руководителя, средний возраст которых составляет 46 лет.

В формате открытого диалога

Президент обстоятельно и искренне ответил на вопросы слушателей, студентов и преподавателей Академии управления. Во время общения были затронуты следующие темы.


О структуре высшего образования

Президент напомнил, что в свое время в стране было принято решение, что человек, окончивший вуз на стадии бакалавриата, является специалистом, имеет высшее образование: 

— Кто хочет заниматься наукой и продвигаться дальше, быть на голову выше вузовского специалиста, пусть идет в магистратуру, а дальше в аспирантуру. И мы договорились, что в течение года он обучается в магистратуре, оканчивает ее, возможно, сдает кандидатский минимум, идет в аспирантуру и должен в течение двух-трех лет написать кандидатскую диссертацию. Не надо это растягивать на годы. Магистратура — это для тех, кто будет заниматься наукой… В прошлом году мне доложили: у нас нет никаких магистрантов, не нацеленных на научную деятельность. А что получается? Магистрант не знает, что ему делать после окончания магистратуры. Это вам (министру образования Игорю Карпенко. — Прим. ред.) оценка. Разберемся. 

Об учебной практике и стажировке специалистов

Президент настаивает на том, что студенты должны проходить практику с первого курса. Негоже, если человек, проучившись, допустим, три года, сталкивается с практикой и понимает, что ошибся с выбором профессии. Будущие агрономы и зоотехники должны проходить стажировку в поле и на ферме с первого курса, убежден Президент:

— Простая мотивация. Если ты на первом курсе пришел в поле, на ферму, еще куда-то и понял, что это не твое, и ушел с первого курса — это в три раза меньше затраты, которые государство несет или родители, если за тебя платят.

Президент напомнил, что в свое время было принято решение сократить сроки обучения в вузах на год, полтора, а где-то на два и больше времени уделять практической деятельности:

— Не надо нам пять лет учить там, где надо 3,5 — 4 года учиться. И этот процесс идет. Тяжело идет. Но к этому вопросу мы вернемся, с Правительства спрошу за это. Не надо в медуниверситете три семестра изучать историю партии, сейчас это просто история. Он (студент. — Прим. ред.) должен свои профильные дисциплины изучать.

Александр Лукашенко убежден, что одним из факторов подготовки успешного руководителя являются стажировки перспективных специалистов на крупных предприятиях. В качестве примера Глава государства привел агрокомбинат «Снов», руководимый Николаем Радоманом:

— В эти хозяйства, где и технологии хорошие, и управление, и организация прекрасная, надо направлять 15 — 20 человек. Они там походят за руководителем, увидят этот процесс (производства. — Прим. ред.) с точки зрения руководителя. Через полгода направляй их в хозяйство — у них уже будет опыт.


О парламентских выборах и роли партий 

Тема парламентских выборов сегодня на слуху. Не обошли ее и участники встречи. Александр Лукашенко упомянул о значении и роли политических партий в избирательной кампании:

— Все существующие партии у нас в прошлом, а некоторые в настоящем, себя дискредитировали. Вот почему нет партийного движения... Искусственно создавать их я не намерен. 

Что касается формирования белорусского Парламента, пока у нас мажоритарная система выборов, то есть выбор осуществляет народ, напомнил Глава государства: 

— Но мы ведь потихоньку начинаем и партии к этому подключать. Они сегодня, собирая подписи, могут выдвинуть своих кандидатов. Про местные выборы: наверное, они не так важны в сознании людей, в жизни общества, поэтому партии им меньше внимания уделяют… Партии должны бороться, зарекомендовывать себя.

При этом, убежден Александр Лукашенко, при формировании партий может появиться не только нормальная конкуренция, но и неразбериха, которая в данный момент не нужна. Сегодня страну удерживает централизованная власть, где есть порядок, цели, дисциплина.

— Уйдем от этого — потеряем завтра страну, — подчеркнул Президент. 

О важности эффективного Парламента

Парламент играет чрезвычайно важную роль в государственном устройстве и обществе, убежден Александр Лукашенко:

— Парламент — это очень серьезная школа будущих управленцев. Если бы я не прошел в Парламент, я бы никогда не был Президентом. Я там научился больше, чем где-либо в жизни.

Александр Лукашенко считает, что в Парламенте должны быть представлены люди из различных сфер и разных возрастов:

— Правда, мне говорят, что руководитель ЦИК Ермошина так и не услышала Президента. Мы всегда говорим: молодежь — наше будущее, за молодежью все. А сколько молодых выдвинулись (смогли зарегистрироваться кандидатами в депутаты. — Прим. ред.)? Пять? Говорят, что они неопытные, ничего не знают. Да они знают то, чего не знаем мы, они знают то, что знает молодежь! В Парламенте должны быть профессионально разные люди — и по возрастам разные. Даже если двоих-троих из 110 молодых изберут — это хорошо. Потому что они, прочитав законопроект, смогут сказать: а молодежь это не поддержит. Но как только дошло до практики — поддержать выдвижение молодежи во власть — «старики» заплакали. Я это прожил и прошел. Я был парламентарием в те годы, когда в Парламенте все искрилось и бурлило.

Впрочем, Александр Лукашенко считает недопустимым и другую крайность — превращение законодательного органа в поле острых политических баталий:

— Почему не нужен этот гвалт? Потому что это немедленно, в течение года, переносится на общество. И мордобой начинается на площадях. Нам бы это пользы не принесло, и хорошо, что у нас вовремя была введена президентская власть. А если бы не было, как в некоторых «развитых демократиях»? 

Президент видит целесообразной иного рода активность законодательного органа страны:

— Я хочу, чтобы Парламент и депутаты были более активными. Плохо, когда какая-то проблема — Президент бежит впереди, еще что-то — там опять Президент. Это ненормально, ни в одном государстве этого нет. Так же проще: сиди и смотри, что Президент скажет. Надо, чтобы и у депутатов бурлило, чтобы они бросались вперед и защищали каждый своего избирателя, а в целом — народ Беларуси и наше государство. Я хочу, чтобы он был тихим, спокойным, стабильным. Но где нужно, чтобы и по морде кому-нибудь могли дать.


О «кадровых днях» 

Назначение кадров у Президента на руководящие должности — это формализация процесса отбора и утверждения кандидатов. А сам процесс, по словам Александра Лукашенко, выглядит так:

— Администрация Президента вносит предложения по назначению или согласованию тех или иных кандидатур на должности, находящиеся в кадровом реестре. Почти 850 должностей, которые назначает и согласовывает Президент. Люди, которые находятся в кадровом реестре Президента, обладают определенными полномочиями и определенной защитой, иммунитетом Президента. Их нельзя контролировать без разрешения Президента, следить за ними, тем более задерживать, арестовывать, наказывать. Это большое подспорье для них, чтобы они могли самостоятельно действовать. Это и судьи, и исполнительная вертикаль власти, члены Правительства. 

Что касается того, как происходит рассмотрение кандидатур, это не спонтанное решение «на глаз». Проводится большая работа по выбору кандидата, изучаются его семейные обстоятельства, трудовая деятельность, наличие правонарушений. Когда все формальности соблюдены, формируется пакет документов, которые попадают на стол Главы государства:

— Президент изучает эти материалы, запрашивает, если нужно, дополнительную информацию, консультируется. И чем выше должность, тем больше внимания этим вопросам.

После этого назначается кадровый день, когда приглашаются кандидаты. По словам Александра Лукашенко, к кадрам нужно относиться аккуратно. Он может отклонить кандидатуру, если есть ощущение, что человек не подходит. При этом общение с кандидатами — это человеческое общение.

О президентских буднях и выходных 

Президент всегда обязан управлять страной, даже в выходные. Эту мысль Александр Лукашенко озвучил, отвечая на вопрос о том, как он все успевает:

— Я не могу спонтанно спланировать свой день. Дело не в том, что я настолько занят, что у меня нет выходных. Я действительно человек абсолютно несвободный и занятой — это факт. Но за какое-то время, если мне нужно, я могу спланировать абсолютно самостоятельно свой рабочий день. 

Даже если на несколько дней Президент уходит в «отпуск», это не полноценный отпуск, а лишь отсутствие публичных мероприятий. Даже в выходные Глава государства продолжает управлять страной и решать рабочие вопросы:

— Да, в этом плане я зависим. А так, в принципе, могу выбрать время для того, чтобы пойти в лес и пожарить шашлык, к примеру. Только надо заранее, чтобы никаких мероприятий (в это время. — Прим. ред.) не было. Не надо думать, что Президент сидит с утра до ночи и ночь не спит, бумаги ворошит, а потом ректора академии принимает, Главу Администрации, потом кадровый день и так далее. Вся жизнь моя (думаю, и других президентов) — как белка в колесе. Вскочил и крутишься, бегаешь. Как 25 лет можно бегать? А ты привык. Колесо крутится — куда деваться. Если бежать не будешь, колесо будет вертеться и тебя бросать. Это образ жизни. Ты уже к этому привык. 

О барьерах в ЕАЭС

Прозвучал из зала и вопрос о будущем Евразийского экономического союза. Александр Лукашенко согласился, что в Евразийском экономическом союзе сохраняется масса противоречий:

— Мы так и не преодолели барьеры, которые должны были преодолеть, создавая Евразийский экономический союз. Конкуренция усиливается, и для нас это очень тяжело. Мы не гигантская страна, обладающая финансами, природными ресурсами, чтобы себя обеспечить. У нас этого нет. Поэтому нам будет очень непросто уберечь страну, сохранить — это наша с вами задача. А из ЕАЭС уходить не будем, бороться будем, никуда от этого не денешься.

Глава государства достаточно подробно рассказал о том, как развивались интеграционные процессы после развала Советского Союза. Он отметил большую роль России как в вопросе ликвидации союза, так и последующих интеграционных процессов: 

— Развалился Советский Союз, и Россия понимала, что без национальных республик не обойтись, оказывается, и как-то их надо оставить, чтобы они рядом были. И началось: Союзное государство — наш проект с Россией, потом в пику этому из-за определенной ревности начали создавать и инициировать ЕврАзЭС. Я говорю: ради бога, экономический союз для нас — это основа основ, нам надо делать все, чтобы была основа наших взаимоотношений. 

В этом плане Президент напомнил о порой звучащих предложениях отказаться от российского вектора, идти на Запад: 

— Слушайте, а как отказаться? А куда будем продавать свои товары? На Запад? На Западе та же экономика, что у нас. Они автомобили производят, сельхозмашиностроение у них развито, нефтепереработка развита. Что, они нашу пустят продукцию на свой рынок? Никогда в жизни. Да особо нас нигде не ждут. Поэтому это просто досужие разговоры. Из этого мы исходили, формируя ЕврАзЭС.

Александр Лукашенко констатировал, что потом, в основном со стороны России, стали появляться определенные сдерживающие меры, например, по отношению к белорусским продуктам питания.

— Ведь союз формировался на основе свободы передвижения товаров, капитала, рабочей силы и так далее. Этого сегодня нет ни по одному из направлений. И вы знаете, откуда тормоз. И вы, наверное, слышите, когда я на заседаниях почти уже в открытую, без дипломатических формулировок начинаю называть виновных. Потому что это для нас очень важно. 

Об отмене санкций

Президент прокомментировал также отмену западных экономических санкций в отношении Беларуси. Глава государства напомнил, что страна смогла достойно пройти этот непростой период, хоть это было тяжелым испытанием: 

— Мы это все пережили, мы это все прошли — и сейчас вдруг что-то изменилось. Почему изменилось? Не потому, что мы по Украине позицию какую-то заняли. Время поменялось. И появился повод уйти им от этих санкций, сохранив лицо свое. 

Они давно поняли, что неправильно ввели против нас эти санкции. Они просто хотели нас придушить за нашу позицию союзнического характера, сохранение союзных отношений между республиками бывшего СССР.

Александр Лукашенко напомнил, что в его адрес звучали в том числе и обвинения в том, что он пытается восстановить Советский Союз: 

— Но у меня такого ресурса нет. Даже Президент России не смог тогда и сейчас не сможет это сделать. Это невозможно сегодня. Уже республики поняли, что они что-то значат. Другие формы надо искать в современном мире. 

О первых впечатлениях на посту Президента

Отвечая на вопросы молодежи, Александр Лукашенко рассказал о том, что он чувствовал, когда впервые был избран Президентом. Глава государства, в частности, напомнил, что из себя представляла Беларусь в то время:

— Это был просто «обрубок» империи, окровавленный, с советскими рублями, потом «зайчики» эти ввели, которые вообще ничего не стоили. На три дня муки в Минске. И куча других вопросов.

Глава государства рассказал, что одну из первых своих рабочих поездок он совершил на «Горизонт»:

— Я стою со слезами на глазах, и женщины вокруг меня тоже плачут: «Александр Григорьевич, хоть 20 долларов зарплаты… Нам же есть нечего и детей кормить нечем». Какие могли быть тогда впечатления? Забастовало метро, эти демонстрации, болтовня — каким путем идти. Умные в БГУ или в Академии наук собирались, какие-то рецепты давали. Надо было от всего отгородиться и идти вперед. День и ночь приходилось шевелиться и каждый день, каждый месяц доказывать людям, что они не зря меня избрали. Доказывать своими делами. А полномочия тогда были не те. Я приходил в Парламент, а под трибуной валялись оппозиционеры. Никто не поддерживал, все хотели палки в колеса вставить. Но выдержали. Отсюда все и впечатления. Это был какой-то клубок противоречий, проблем, которые приходилось разматывать.

О белорусском пути развития

Президент обратил внимание, что в свое время из постсоветских республик только Беларусь получила свою независимость мирно:

— Во всех странах шли войны, даже в России. Вспомните: Чечня, самопровозглашение республик. Смотрите: в Украине, Прибалтике, других странах. Недавно президент Таджикистана рассказывал, как он с войной, будучи депутатом, входил в Душанбе. С матерью попрощался и не знал, что вообще останется жив. Нам посчастливилось после распада Советского Союза удержать свою страну мирно. Я агитировал: вот только без войны. Хотели демократии, чтобы у нас бурлило, как у других. Я говорю: нет, нет, это не для нас. Давайте тихо, давайте спокойно. И мы тихо, спокойно создали свое государство. Уникальный случай!

Тем не менее, заметил Глава государства, пусть не военными методами, но нас продолжали испытывать. И тому есть объяснимые причины:

— Плохо, конечно, что этими санкциями. Это была экономическая блокада, развернута против нас экономическая война. Причина объективная: страна распалась, появилось новых 15 государств. А мир тесен. Все места были заняты. И нам надо было найти свое место, то есть кого-то потеснить. Занять свое место. Значит, мы кому-то наступили на ногу. Кого-то зацепили. Конечно, объективно, это всегда вызывало какое-то противодействие с их стороны.

Впрочем, была и субъективная причина давления на нашу страну извне, добавил Александр Лукашенко:

— Вы знаете, что у нас была сформирована жесткая власть. У белорусов особенная черта: они дисциплинированны. Избрали Президента, доверили: давайте попробуем. И пошли. А потом увлеклись. И вместе, придерживаясь разных точек зрения, потихоньку построили это государство, преодолев экономическую войну и блокаду вокруг нас в виде санкционной политики со стороны Запада и не только. Мы эти испытания прошли.

О новой генерации во власти

Рассуждая на тему омоложения власти, Президент заявил:

— Моя задача — уходя и передавая полномочия другим людям, которых вы будете избирать, — привести новую генерацию людей во власть.

Говоря об отличии нынешних слушателей Академии управления от управленцев старшего поколения, Глава государства отметил, что все отличие — только в меньшем опыте. Но у молодых есть и очевидное преимущество:

— Вы амбициозны. Как когда-то были мы. Вы, может, даже больше знаете, чем мы, более приспособленные к современным требованиям. Хотелось бы так. Вы этим и отличаетесь — желанием. Огромным желанием, нежели среднестатистический взрослый госслужащий. Некоторые, я говорил уже, легли и не шевелятся, их уже не видно. А вы устремлены в будущее. Хотите что-то перевернуть, творить, что-то сделать. Если бы в те 38 лет, когда меня выдвинули кандидатом в Президенты, у меня не было бы этого стремления — зубы сжав, выстоять, накормить людей, одеть людей и сделать что-то для страны — ничего бы не сделали. Вот этим молодой человек и отличается.

Об эффективном стиле управления

Кабинетный стиль работы и бездумное копирование иных механизмов управления, принятых в западных странах, далеко не всегда эффективны, обратил внимание Президент:

— Я замечаю, что у нас уже есть такая тенденция: более молодые руководители, которых взяли в Правительство и другие органы, становятся «кабинетными» работниками. Они считают, что надо принимать решения в кабинете, а «внизу» есть кому эти решения выполнять. Отчасти — да, у нас четко структурированы органы управления и система в целом, понятно, что и кому делать. Но если ты с этим не будешь опускаться «на грешную землю» и не будешь видеть тех процессов, которые должны регулировать председатели сельских Советов, райисполкомов или горисполкомов, ты управлять системой не можешь! В этом наше принципиальное отличие от них (западных школ управления. — Прим. ред.) — и это наше величайшее достоинство, которое мы не должны потерять.

О качествах руководителя

Главным критерием оценки эффективности руководителя Александр Лукашенко считает профессионализм, что не приемлет клановости и кумовства. Важно для Главы государства и то, любит ли потенциальный управленец свою страну и насколько он предан своему народу:

— Не по принципу преданности мне, хотя это тоже важно, меня все-таки народ избирал. Поэтому не надо мне преданности, но ты должен служить и выполнять команды Главнокомандующего. А это Президент.

Руководитель, добавил Александр Лукашенко, должен быть готов служить именно в нашей стране:

— И конечно, мы его очень-очень пристально изучаем (кандидата. — Прим. ред.) по критерию коррумпированности. Или, шире скажем, по нравственному критерию, насколько он ему соответствует. Сошлось. Остальное — доучится там (на должности. — Прим. ред.). Потому что новые будут для него направления. У меня нет такого: вот это доверенное лицо, это близкий, это родной и так далее. Единственное, Виктора моего знаете? Старшего сына? Я его почему помощником назначил. Чтобы какой-то очень острый животрепещущий вопрос мог довести до Президента в течение нескольких часов. Они, конечно, унюхали быстро, что это дополнительный такой канал общения с Президентом, и начали его заваливать разного рода вопросами. Я его создал — этот канал — через старшего сына, я не пожалел и получал откровенные, честные и неприглаженные вопросы. Не могу сказать, что Наталья Ивановна Кочанова (Глава Администрации Президента. — Прим. ред.) не является таким сегодня работником. Я ее часто в пример ставлю, что она не ретуширует эти вопросы, не готовит заранее. 

Если есть такие люди, подчеркнул Президент, для него это счастье и гордость:

— Не думайте, что у нас можно по блату, по знакомству, как раньше говорили, продвинуться на высокие должности. Я вам скажу, у нас даже тенденций в обществе таких нет. Может быть, только у молодых, которые еще за студенческой скамьей. У нас нет, как в соседних государствах, такого: вот попасть бы на государственную должность, на хлебное место. Туда особо никто не рвется, потому что там надо работать день и ночь и давать результат. Это главный показатель любого управленца.

О молодежи

Президент хотел бы видеть белорусскую молодежь образованной, честной и продвинутой. Отвечая на вопрос о том, как он воспринимает современных молодых людей, Глава государства отметил:

— Я горжусь нашей молодежью… 

Однако излишнее пристрастие многих молодых людей к пиву Александру Лукашенко откровенно не нравится:

— Я как человек непьющий вообще не переношу людей, которые пьют не там, где надо. Понятно, если дома по чуть-чуть. Зато мне очень нравится, что в последнее время все заточены на получение образования, в жизни какое-то место занять, получить достойную зарплату. Что еще мне очень нравится — среди молодежи меньше всего нытиков, которым и «зарплата не та», и прочее. Если мало — они как-то стараются заработать, ищут дополнительную работу, больше рассчитывают на себя. И я хочу, чтобы и дальше молодежь проявляла такую активность и рассчитывала прежде всего на себя. 

Именно такую я хочу видеть молодежь — честную, искреннюю, продвинутую. И чтобы она обязательно гордилась своей страной…

О системе школьного образования

Нам нужно привести в порядок систему школьного образования, убежден Александр Лукашенко. Напомнив про резонансный случай в гомельской школе, Президент отметил:

— Тот гомельский урок — всем нам. В школе должен быть порядок. Вспомните те времена, когда жутко было представить, что тебя исключат из школы. А сейчас что? Этого даже нет…

Глава государства убежден в огромной гуманистической значимости наведения порядка в системе школьного образования страны:

— Это храм, это больше, чем церковь. Ты пришел туда получить знания. Школа — это основа основ. Поэтому смотрите, чтобы был порядок. Это тоже один из управленческих вопросов.

О будущем Беларуси

Одним из последних прозвучал вопрос, какой Президент видит нашу страну через 5 — 10 лет. Александр Лукашенко ответил без малейших промедлений: 

— Я хочу, чтобы она была Беларусью. Чтобы она была в центре Европы, стабильной, с нетронутыми границами, чтобы мы сами свое счастье добывали и испытывали. То есть я хочу видеть Беларусь свободной и независимой, чтобы наши дети могли, уехав куда-то, вернуться на своей клочок земли.

Президент подчеркнул, что белорусы никогда не претендовали на чужое:

— Нам свое надо сохранить. И сохранить то, что есть, тихо, спокойно, постепенно создавая свое благосостояние на этой земле. Не дай бог мы начнем конфликтовать с соседями. А на нас смотрят определенные (силы. — Прим. ред.), вспоминая Речь Посполитую, Великое Княжество Литовское, Советский Союз и прочее… Времена изменились, мы готовы к любым союзам, к любым «Речам». Но мы — суверенные и независимые и должны видеть свой интерес. И все это во благо наших детей. А для этого надо иметь и оборону, управлять всеми процессами. Чтобы из-под плетки никогда нами больше не управляли в нашей истории. Чтобы мы сами управляли процессами в своей стране и определяли ее будущее. Это главное, что нужно сохранить. 

ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ВСТРЕЧИ

Светлана ИСАЕНОК, специальный корреспондент газеты «СБ. Беларусь сегодня», выпускница магистратуры Академии управления при Президенте 2018 года, участница проекта «Путь к успеху»: 

— «Запомните: великое в простом», — одна из первых фраз Президента, обращенная к залу, запала мне в душу. Этими словами Глава государства подчеркнул: стране нужны земные управленцы, люди, которые знают не только из отчетов о том, что происходит вокруг. Речь Президента также была построена по этому принципу. Просто и понятно за несколько часов он рассказал о сути многих вещей и явлений, на объяснение которых преподаватели в университетах порой тратят несколько месяцев. Поскольку сфера моего научного интереса — влияние новых медиа на политические процессы, происходящие в стране, для меня особенно важно было услышать рассуждения Президента о том, что на лживые обвинения, которые периодически публикуют на различных новых платформах, нужно отвечать. И делать это прямо, честно, не обманывая и не скрываясь. А как журналист я полностью поддерживаю его напутствие управленцам более активно общаться с прессой и отвечать на любые, в том числе неудобные вопросы.

Николай МАЧЕКИН, главный редактор газеты «Знамя юности», слушатель Института государственной службы Академии управления при Президенте (2-й курс, специальность «Государственное и местное управление»):

— Подводя итоги, Президент отметил, что эта встреча очень важна для него. И я убежден, что она не менее важна и для каждого присутствовавшего в зале: студентов дневной формы обучения, слушателей, которые съехались из всех регионов страны, преподавателей. Беседа коснулась самых разных вопросов: от политики и грядущих парламентских выборов до развития информационных технологий, от спорта до образа современной молодежи. Глава государства выразил мнение, что она должна быть честной, откровенной и продвинутой. А самое приятное, что она ему импонирует своей амбициозностью, целеустремленностью. 

Меня как слушателя Института государственной службы в первую очередь заинтересовало то, каким Президент видит современного руководителя. Александр Лукашенко уверен, что тот должен непрерывно учиться, постоянно самосовершенствоваться и главное — всегда думать о людях. И Академия управления обязана готовить именно такие кадры. Еще одна мысль, которая прошла через всю встречу: образование должно быть практико-ориентированным. Какой бы качественной ни была теоретическая база, знания имеют ценность только в том случае, если студент умеет применять их на практике. 

И да, хотелось бы, чтобы лекции в наших вузах проходили именно так — в формате доверительного откровенного диалога и без формализма.

Валерий БОРОДЕНЯ, первый проректор Академии управления при Президенте, кандидат экономических наук, доцент:

— Уверен, все поручения Главы государства будут выполнены. И мы достигнем уровня, при котором у нас будут перенимать опыт успешного и эффективного обучения государственных служащих — всех, кто стоит на передовой в общении от имени государства с его гражданами, кто создает имидж органов государственной власти и страны в целом.

Наша задача — создать в академии атмосферу, при которой можно под совершенно разными углами и с различных точек зрения рассмотреть управленческую проблему, создавать общественные настроения и управлять ими. Ведь какими бы ни были цифровизация, эволюция, прогресс, впереди все равно будет оставаться психология человека. И современный руководитель должен не только умело руководить, но и видеть инициативных и креативных людей, растить вокруг себя зачатки этого нового видения. 

Елена ЩЕМЕЛЕВА, доцент кафедры экономики организации:

— Очень приятно удивил формат общения Главы государства: видно, что Президент наш — от народа и общается с народом на его языке. Больше всего мне запомнились слова Президента о том, что профессионал начинается со студенческой скамьи. И становление личности начинается именно с профессионального выбора. А уже потом идут становление под надзором профессорско-преподавательского состава, самостоятельная работа студента, его творческая инициатива. 

Наталия КАЗЫРО, студентка 2-го курса факультета инновационной подготовки: 

— Посыл Главы государства о том, что Академия управления должна стать ведущим вузом страны, я восприняла с радостью: я часть этой большой семьи, и надеюсь, мы сможем достичь той цели, о которой говорил Президент. Со своей стороны буду стараться сделать все, что могу, для развития нашей академии. Не зря же я выбрала этот вуз!

Над подготовкой материалов о посещении Главой государства Академии управления при Президенте работали: Дмитрий КРЯТ, Евгений КОНОНОВИЧ, Дмитрий УМПИРОВИЧ, Максим ОСИПОВ, Полина КОНОГА, Светлана МИХОВИЧ.

Фото БЕЛТА и Александра КУЛЕВСКОГО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter