Завтра — День без автомобиля

Почему не считается ДТП столкновение велосипедиста и пешехода

То ли транспорт, то ли виденье


Вера Сыткова уже вторую неделю мучается от головной боли. По словам минчанки, прямо у подъезда ее сбил юный велосипедист. Вера упала, сильно ударившись головой. Ездок, даже не извинившись, «нажал» на педали...


Сейчас страну охватил настоящий велобум. Идут разговоры об удобстве городских маршутов для двухколесных машин, обустройстве велопарковок и дорожек. Пропагандируются экологичность и оздоровительный эффект такого способа передвижения. Однако при этом забывается, что в погоне за собственным здоровьем велосипедисты способны нанести серьезный урон чужому. Не пора ли обратить внимание на их обострившиеся взаимоотношения с пешеходами?


В поисках ответа


Вопрос этот мучил и 28–летнего Никиту Купрея. Правда, уже после того, как он выписался из больницы, куда на «скорой» его привезли с сотрясением мозга. Ту вечернюю прогулку вдоль улицы Кальварийской парень запомнит надолго. Молодой человек шел по пешеходной дорожке, как вдруг сзади в него врезался «велогонщик». Да так сильно, что Никита от удара головой об асфальт отключился. Пришел в сознание, когда вокруг него кружили прохожие и медики. Что до обидчика, то в памяти пострадавшего о нем остались лишь удаляющаяся черная майка да косичка. Найти лихача, естественно, не удалось.


Как оказалось, в подобную ситуацию попадали многие. Одного сбили у ГУМа, второго возле школы, когда тот шел за ребенком. По ногам третьей попросту беспардонно проехали. В таких ситуациях у людей сразу же возникает вопрос: кому жаловаться, в какую службу обращаться?


Казалось бы, ответ прост: конечно же, в ГАИ, раз речь идет об участниках дорожного движения. Но в управлении Госавтоинспекции МВД мне разъяснили, что велосипед не считается механическим транспортным средством, поэтому столкновение велосипедиста с пешеходом не является дорожно–транспортным происшествием. Обращаться в ГАИ по такому поводу не стоит.


Пресс–секретарь ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский тоже не вспомнил, чтобы граждане приходили с просьбой зафиксировать подобные ЧП. Так ведь и не обращаются потому, что не знают куда! Кстати, во многих райуправлениях милиции, куда я обращалась за комментариями ситуации, меня перенаправляли именно в ГАИ! Видимо, такой же бесполезный совет дадут и гражданину, справедливо обратившемуся в РУВД.


Ясности я добилась в пресс–службе МВД, где твердо заявили: если на вас налетел велосипедист и вы получили телесные повреждения — смело несите заявление в милицию. В зависимости от обстоятельств и тяжести последствий будет решаться вопрос об ответственности. Что касается несовершеннолетних велонарушителей, здесь санкции такие же, как и для взрослых. Но если возраст детей не позволяет привлечь их к административной или уголовной ответственности, то отвечать придется родителям.


По правилам и без


Велосипедистов в Минске много, а их проблемы решаются кое-как. Например, пешеходам было бы спокойнее, если бы двухколесный транспорт двигался по проезжей части, освободив тротуары. Однако ПДД это запрещают. При наличии обочины, тротуара или велодорожки велосипедист не имеет права выезжать на дорогу. Студент Руслан Гуримов, для которого его «горник» — основной вид транспорта, говорит, что на тротуаре нужно быть искусным рулевым, чтобы без последствий лавировать между пешеходами. Мол, мы бы рады двигаться по проезжей части, где движение хотя бы упорядочено... Госавтоинспекция, в свою очередь, парирует: на дорогах общего пользования под колесами автомобилистов гибнет немало велосипедистов. За восемь месяцев этого года по вине «велогонщиков» произошло 108 ДТП, в которых 15 человек погибли, 94 получили ранения. В 11 случаях «велонаездники» были пьяны.


А велодорожки? Они есть не везде, а портить нервы на тротуарах или на проезжей части не хочется, продолжает Руслан: «Поэтому пока у нас велосипед скорее средство развлечения. Почему бы не сделать велодорожки, примыкающие к проезжей части и отделенные от пешеходов? А то идет мама с коляской, а встречная занята, и куда деваться? Да и попробуй доберись до велотрассы Зеленого Луга, скажем, из Серебрянки».


Риск должен быть оплачен


Моя приятельница долго была не в себе, когда из–за столкновения с велолюбителем прямо на пешеходном переходе лишилась каблуков новеньких туфель. А если ущерб более серьезный? Как, к примеру, в недавнем случае с гомельчанкой, которая по вине велосипедиста оказалась на асфальте и получила перелом основания черепа. Тогда, правда, владелец двухколесного транспорта готов был нести любую ответственность за свой поступок. Но почему бы не сделать так, как в случае с автовладельцами, гражданская ответственность которых застрахована в обязательном порядке?


Например, в России велосипедисты сами просят ввести для них обязательное страхование. Сколько неожиданностей может произойти в дороге: ты случайно наехал на другого велосипедиста, поцарапал или сломал зеркало у припаркованного автомобиля, повредил детскую коляску, переехал породистого пса, поранил человека... Страхование покрыло бы риски причинения вреда имуществу третьих лиц, а также здоровью и жизни граждан. И некоторые компании уже предлагают такую услугу, особенно при поездке на велосипеде за границу. Как относятся к такому новшеству белорусские страховщики?


Страхование ответственности велосипедистов — перспективная идея, считает начальник управления транспортного страхования «Белгосстраха» Сергей Грибок: «Правда, подходить к ней нужно комплексно. Например, для рассмотрения вопросов выплаты страхового возмещения за причиненный вред факт столкновения велосипедиста и пешехода должен быть зафиксирован компетентным органом, скажем, ГАИ. Проще говоря, мы должны знать, кому и за что выплачивать страховку».


ГАИ, как уже выяснилось, вряд ли будет документально фиксировать подобные инциденты. Для участковых милиционеров, и без того загруженных, разбор велопроисшествий тоже в новинку. Кто же возьмет на себя этот труд?


При этом С.Грибок справедливо считает, что одним страхованием проблему не решить. Необходимо развивать соответствующую инфраструктуру для велосипедистов, а также вносить определенные дополнения в Правила дорожного движения, создавая для всех его участников комфортные условия.


Нынешний велосезон заканчивается, вопросы остаются. Хорошо бы разрешить их к следующей весне.

 

Советская Белоруссия №178 (24315). Суббота, 21 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter