Завоёванные тренды и сданные ниши

Российские эксперты: проблемы белорусских экспортеров -- в привычке работать по команде и безынициативности

НА ДНЯХ министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц озвучил такие цифры: за три месяца мы продали за рубеж сельхозтоваров на 471 миллион долларов — на 13 миллионов меньше, чем в прошлом году. Хотя  по факту отгрузки выросли: экспорт молока и молочных продуктов в натуральном выражении — на 18,7 процента, мяса и продуктов мясопереработки — на 20,2. Экспортные денежные потери глава Минсельхозпрода в первую очередь объясняет ценовым фактором на внешних рынках и девальвацией российского рубля. Что есть, то есть. Но российские эксперты говорят  и о других причинах, которые нам чести отнюдь не делают. Но это, на мой взгляд, как раз тот случай, когда горькая правда полезней победных реляций. 


НЕ ОСПАРИВАЯ объективных причин, на которые сетуют наши производители, они  первую проблему видят в том, что мы привыкли работать по команде и не способны сами проявить инициативу, и достаточно подробно объясняют, почему теряем прибыль и конкурентоспособность на основном рынке. Более того, генеральный директор Евразийского агентства международного сотрудничества Александр Ольшевский утверждает, что сейчас на российском рынке не только не очень-то тесно, а, наоборот, освободился ряд ниш. После введения российских санкций в отношении украинских товаров рынок овощных консервов, соков и детского питания просел на 80 процентов, кондитерских изделий — на 30. Однако из-за нерешительности или вообще непонятно чего наши товары не смогли вовремя заполнить эти  ниши. Зато за последние четыре месяца кондитерский рынок РФ заполонили казахские конфеты и печенье, армянские маринованные овощи и соки. Нас здесь и в помине нет. Отдельные позиции в прошлом году мы почти полностью потеряли, а в некоторых случаях нас неожиданно обогнали конкуренты из ЕАЭС. Эксперт утверждает, что в традиционно-белорусской нише «сухое молоко» часть российских потребителей переключилась на поставки из Кыргызстана. Почему? Элементарно — они дешевле. 

Так-то оно так: объективно рынок ЕАЭС расширился, увеличилась конкуренция. Но тем более досадно, когда одной из серьезнейших причин, мешающей нам зарабатывать валюту, называется не просто неумение продавать, а элементарнейшие провалы внешнеэкономических служб предприятий-экспортеров. «Со стороны новых покупателей, которые начинают работать с белорусскими предприятиями,   очень   много жалоб приходится слышать, например, на сроки предоставления прайс-листов. Достаточно долго обдумываются простейшие запросы», — цитирую Александра Ольшевского. По существу, за время, в которое конкуренты успевают заключить контракты и провести одну-две поставки, наши маркетологи мясо- и молокоперерабатывающих комбинатов успевают только рассмотреть предложение покупателей. 

Вторая проблема плавно, но также возмутительно вытекает из первой, «сливая» валютную выручку. Наши экспортеры чаще всего работают с посредником, то есть с какой-то российской компанией, которая при этом не является представителем конечного покупателя. Естественно, основная его задача — дешевле купить здесь, дороже продать там. Начинают работать многие посреднические схемы, которые удешевляют товар. Как результат — наш производитель не может на нем заработать. «Многие руководители белорусских предприятий говорят: «Нравится, устраивает товар — платите деньги и берите». Считают, что это не их головная боль — заботиться о доставке продукции, где она будет реализовываться и какие о ней будут отзывы», — рассказывает российский эксперт.

Отсюда  третья наша проблема — на белорусских действительно качественных товарах зарабатывают не те, кто должен. И давно не секрет, что многие российские предприниматели хорошо зарабатывают на бренде «Белорусские продукты питания», открывая киоски, магазины и даже целые торговые сети, где очень часто продаются подделки.

АНАЛИЗИРУЯ присутствие наших продуктов в российских торговых сетях, эксперты агентства обнаружили, что в магазины каким-то образом попадает продукция предприятий, которые вообще не занимаются экспортом. Нередки случаи, когда наше продовольствие поставляют юридически несуществующие фирмы.

Это гораздо более серьезная проблема, чем разовые претензии Россельхознадзора к качеству нашей продукции. По мнению специалистов  Евразийского агентства международного сотрудничества, недобросовестные игроки рынка подделывают белорусскую сельхозпродукцию, а нашим комбинатам проще отвечать за то, в чем они не виноваты, чем выявлять мошенников.  «Мы очень болезненно воспринимаем последние претензии к качеству белорусских продуктов, а также изъятие их из торговых сетей. Наши эксперты проанализировали поставки продукции и посетили ряд белорусских производств. Мнение о белорусской системе качества подтверждается: она не допускает возможности случайного попадания в продукцию запрещенных веществ и серьезных отклонений от рецептуры», — делает лестный для нас вывод  Александр Ольшевский. 

Тем не менее в 2016 году россияне ждут от белорусов увеличения поставок буквально всей линейки продовольственных товаров. Из-за встречных санкций Российской Федерации в отношении европейской продукции наш ассортимент становится сегментом высшего и премиум-класса. В России считают, что модернизация позволила нам выпускать продукцию, которая по многим параметрам превосходит западные аналоги, и в то же время исключила возможность производить дешевый и не совсем качественный продукт.

Сегодня у нашего восточного соседа появился новый тренд — белорусский хлеб. Выпеченный по старинным рецептам, он не только заменил именитые в России немецкие и голландские караваи, но сразу же вошел в категорию элитных продуктов. Такой хлеб больше всего востребован в замороженном виде ресторанным бизнесом. Кроме того, слуцкий бальзамический уксус, борисовские сыры и плодоовощные консервы признаны экологичной продукцией, превосходящей по ряду качеств некоторые европейские аналоги. Это, кстати, подтверждают и эксперты из Евросоюза.

По словам экспертов центра, обсуждая программу полного самообеспечения продуктами питания к 2020 году, в России начинают задумываться: целесообразно ли им изобретать велосипед, если рядом Беларусь с полностью налаженным циклом производства качественных продуктов питания?

ГРАМОТНЫЕ маркетологи и инициативные производители понимают, что в мире кризис перепроизводства. Свободных рыночных ниш нет и не может быть. Даже если они случайно образуются и мы сумеем туда влезть, следом за нами войдут конкуренты. Проспим — выбросят мгновенно. Как в джунглях, где, словами поэта, «кто-то наблюдает за тобою внимательно, кто-то оставляет тебя на потом».

СПРАВКА «СГ»

Евразийское агентство международного сотрудничества — экспертная организация в сфере содействия интеграционным проектам бизнеса на пространстве Евразийского экономического союза, развития товаропроводящих сетей. География экспертного пула и партнерской сети агентства охватывает более  60 субъектов: РФ, Беларусь, Казахстан, Украину, Узбекистан, Таджикистан.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?