«Формула-1» обгоняет даже цифры

Заводи моторы!

Звук нового сезона чемпионата мира «Формулы-1» уже слышен. В Бахрейне все готово к первому Гран-при, машины одеты в новые ливреи, гонщики примерили шлемы. Нам осталось только разобраться с цифрами и бухгалтерией.

Шарль Леклер готов к старту.

97 дней. Столько продолжалось межсезонье. Оно выдалось самым коротким за последние 44 года! Хоть и весьма насыщенным: один только трансфер Льюиса Хэмилтона в «Феррари» (пусть и в 2025-м) — уже событие исторического масштаба, а ведь между чемпионатами прошли многочисленные презентации с кучей технических новинок, тесты, а также скандал с потенциальным увольнением бессменного руководителя «Ред Булл» Кристиана Хорнера. Впрочем, хотя бы с последним разобрались до конца чемпионата: жалоба о «ненадлежащем поведении», которая была подана одной из сотрудниц Red Bull Racing против руководителя команды (Кристиан Хорнер — между прочим, муж Джери Халлиуэлл — одной из бывших участниц знаменитой британской поп-группы Spice Girls), отклонена.

24 В календаре рекордное количество этапов. Справедливости ради отметим, что столько же Гран-при планировалось еще в 2023-м, но этап в Китае отменили из-за неопределенности с ковидными ограничениями, а затем из-за наводнения в регионе еще и выбыл этап в Имоле. Теперь же «Формула» идет на второй круг и надеется все-таки взять невиданную ранее планку загруженности!

3 Сразу три гонки этого сезона пройдут в субботу. Первая среди них — уже завтра. Гонку открытия в Бахрейне перенесли на субботу, как и следующий после нее Гран-при Саудовской Аравии. Вернее, сначала по просьбе аравийских промоутеров пришлось сдвинуть этап в Джидде, так как в воскресенье, 10 марта, начинается священный для мусульман месяц Рамадан. А затем уже топ-команды выступили с требованием сохранить недельный интервал между заездами. 

2 команды изменили свое название перед стартом нового сезона. Вторая команда концерна «Ред Булл» теперь официально называется не «Альфа Таури», а «Виза КэшЭпп РБ». Но сама «Формула-1» называет ее «РБ». Расшифровка — в новом названии юрлица команды Racing Bulls S.p.A («Рейсинг Буллз» — «Гоночные быки», примерно как футбольные RasenBallsport Leipzig, или «Спорт с мячом на траве Лейпциг»).

В конце 2023 года с «Формулой» попрощался знаменитый итальянский бренд «Альфа Ромео». На его месте в ­2026-м как конструктор и моторист появится «Ауди». Однако, как пишет sports.ru, пока немецкий автопроизводитель сконцентрирован на разработке двигателя, швейцарское гоночное операционное подразделение «Заубер» получило свободу в поиске финансирования и временной идентичности на время перестройки, чтобы заранее не портить возможный образ «Ауди» предположительно средними результатами. И «Заубер» решился — продал название, брендинг, айдентику и ливрею криптоказино «Стейк» и его дочернему партнеру стриминг-сервису «Кик». Вышла команда «Кик Заубер».

55 000 000 долларов получит за ближайший сезон трехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен. Люис Хэмилтон, который, напомним, проводит последний год в «Мерседесе», а потом переходит в «Феррари», рассчитывает на 49 млн, а Шарль Леклер — на 34.

19 В 2023-м Макс Ферстаппен выиграл 19 гонок, что стало наибольшим числом побед одного гонщика в сезоне за всю историю «Формулы-1». Гонщик из Нидерландов превзошел собственное достижение 2022 года. А еще в 2023-м Ферстаппен превзошел рекорд Альберто Аскари, державшийся с 1952 года, по проценту побед за сезон. У Ферстаппена 86,4 %, у Аскари 75 %. У Михаэля Шумахера на третьей строчке 72,22 % в 2004 году. Кроме того, Макс установил новый рекорд по числу кругов лидирования в сезоне — 1003. Десять побед подряд — это тоже новый рекорд, установленный Максом в 2023-м. Он превзошел предыдущее достижение Себастьяна Феттеля 2013 года — 9 побед подряд.

Теперь главный вопрос, удастся ли Ферстаппену повторить (или хотя бы приблизиться) к этим цифрам в этом сезоне. Ответа на него сейчас, конечно же, нет.

0,4 После катастрофического для соперников «Ред Булла» прошлого сезона ныне издание The Race оценивает преимущество австрийцев всего в четыре десятых секунды на круге, а, например, спортивный консультант «быков» Хельмут Марко — в три. Много это или мало? «Ред Булл» и до начала зимних тестов считался главным фаворитом в борьбе за чемпионство, а после дебюта машины RB20 в грядущей победе австрийцев сомневаются лишь единицы. Новая машина быстра и надежна, а Макс Ферстаппен полностью доволен ее управляемостью. «Она делает все, что я ей скажу», — хвастался голландец. «19 пилотов из 20 уже знают, что не станут в этом году чемпионами в «Формуле-1», — резюмировал Фернандо Алонсо. В то же время есть основания полагать, что «Мерседес» с «Феррари» не показали на тестах своего истинного максимума.

20 гонщиков готовятся стартовать в Бахрейне в составе 10 команд. А по итогам 2023-го статистика зафиксировала, что на старт выходили 22 пилота, которые суммарно проехали 24 386 кругов, или 123 263 километра. За сезон пилоты во время свободных заездов, квалификаций, спринтов и гонок преодолели 55 320 кругов, или 280 890 километров. Рекордсменом по пройденной дистанции стал Карлос Сайнс. Гонщик «Феррари» проехал 2926 кругов, или 14 862 километра. Наименьшую дистанцию среди пилотов, стартовавших в гонках, проехал Лиам Лоусон — 645 кругов, или 3403 километра. Среди гонщиков, выходивших на старт всех гонок, наименьшая дистанция у Кевина Магнуссена — 2523 круга, или 12 931 километр.

25 % Владеющая коммерческими правами на «Формулу-1» корпорация Liberty Media в 2023 году на четверть увеличила свои доходы. В опубликованном на официальном сайте Liberty Media финансовом отчете говорится, что в 2023 году общая выручка составила 3,222 млрд долларов, что на 25 % больше, чем было в 2022-м. Чистая прибыль «Формулы-1» выросла с 239 до 392 млн долларов — рост за год составил 64 %. «2023 год стал еще одним выдающимся для «Формулы-1». У нас зафиксирована рекордная посещаемость гонок, наш чемпионат четвертый год подряд остается самой быстрорастущей спортивной лигой в социальных сетях. Продолжается рост числа болельщиков, особенно в США, чему способствовал успешный Гран-при Лас-Вегаса. Есть рост среди молодой и женской аудитории», — приводят СМИ заявление исполнительного директора «Формулы-1» Стефано Доменикали.


1,80 секунды потребовалось механикам «Макларена», чтобы провести самый быстрый пит-стоп прошлого сезона. Так они обслужили машину Ландо Норриса на Гран-при Катара. Невероятно!

1 215 000 000 После вычета бонусов в прошлом году команды разделили около 1,2 млрд долларов. Хотя распределение доходов в «Формуле-1» — коммерческая тайна, судить о размерах выплат можно лишь по косвенным данным, но их достаточно, чтобы сделать оценку. 50 % доходов «Формулы» досталось владельцу коммерческих прав, оставшиеся 50 % разделились между командами в зависимости от позиции в Кубке конструкторов: от 14 % за первое место до 6 % за 10-е. В итоге «Ред Булл» получил что-то в районе 140 млн долларов, «Мерседес» — 131, «Феррари» — 122, «Макларен» — 113 млн и т.д.

Кирилл КНЯЗЕВ, infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter