Завод в хорошие руки

Все готово для конкурсной продажи акций 5 государственных предприятий. Бобруйский машиностроительный завод, волковысский «ВолМет» и Лидский литейно–механический завод попытаются найти новых хозяев 18 августа...

Все готово для конкурсной продажи акций 5 государственных предприятий. Бобруйский машиностроительный завод, волковысский «ВолМет» и Лидский литейно–механический завод попытаются найти новых хозяев 18 августа. А торги по барановичскому «Бархиму» и «Речицкому текстилю» запланированы на сентябрь–октябрь. Это, можно сказать, пилотная приватизация. Она обсуждалась с Международным валютным фондом еще в прошлом году, когда Беларусь и МВФ совместно работали по программе «стэнд–бай».

 


Продажа акций всех 5 предприятий впервые будет проходить с участием иностранных консультантов. К приватизации путем проведения конкурса привлекли три компании: «Эрнст энд Янг», «Юнитер» и «КПМГ». Как объяснили в Госкомимуществе, с ними заключены инвестиционные соглашения, соблюдается вся процедура работы по предприятиям. И никаких сложностей в работе с агентами нет.


Конечно, сказать, что вокруг покупки предприятий ажиотаж, нельзя. К августовскому аукциону есть только одна заявка. К Бобруйскому машиностроительному заводу интерес проявила известная компания, работающая именно в этой отрасли с годовым оборотом 1 миллиард долларов. Ее название и страна происхождения пока не разглашаются. Нашла инвестора компания «Юнитер».


«Бобруйский машиностроительный завод — не простой актив, — говорит Андрей Дерех, директор «Юнитера». — Тут важно, чтобы инвестор хорошо разбирался в этом рынке, чтобы знал, как управлять этим предприятием в будущем, как его развивать. И мы бы хотели рассматривать эту продажу как точечный проект». В компании убеждены, что для более эффективного развития Бобруйского машиностроительного завода стоит подумать о проведении прямых переговоров с инвестором. Во–первых, это позволит в отличие от аукциона лучше узнать и самого покупателя, и его планы. А во–вторых, любой инвестор любит, когда ему уделяют индивидуальное внимание. Тем более что сегодня под влиянием мирового финансового кризиса ситуация на инвестиционном рынке очень изменилась. Теперь здесь условия диктуют не продавцы, а покупатели. Ведь если еще 3 года назад было модно приобретать какой–то актив, то сейчас все наводят порядок внутри уже имеющихся активов.


«Беларусь сделала за эти годы немало важных шагов, — констатирует А.Дерех. — Мы значительно улучшили позиции в международных рейтингах, видны конкретные шаги по либерализации. Но сегодня к продаже активов, тем более проблемных, уже надо добавить что–то еще. И, конечно, встречать инвесторов мы должны хлебом–солью». Под этим «что–то еще» специалисты подразумевают несколько ключевых в приватизации моментов.


Прежде всего в компании уверены, что для прихода стратегического инвестора, а именно такой покупатель ценнее всего, нужно предприятия подготовить. Им необходимы хороший маркетинг и продвижение — то же, что мы делаем перед продажей с товарами. Может быть, некоторые заводы нужно реструктурировать. Нужны убедительные качества, которые делают эту покупку интересной и перспективной. Тем более когда мы предлагаем проблемные или убыточные предприятия. Новый хозяин должен понимать, как вывести его из этой ситуации и что ему это даст. «Вот, например, «Бархим» — наиболее привлекателен из всего предложенного списка, — считает А.Дерех. — Прежде всего потому, что есть широкие возможности для продажи его продукции на внутреннем рынке. И те, кто понимает в этом бизнесе, они это видят, это несомненный плюс. Сложнее, когда предприятие в Беларуси, а рынок сбыта — внешний. Тут уже покупаются «мозги». А просто пустые заводы или площади никому не нужны — сейчас в мире таких площадок море».


Почему же только одна заявка поступила на выставленные на продажу активы? В компании «Юнитер» уверены, что и такой результат неплох. На сегодня это скорее успех, чем неудача.


Кстати, «Юнитеру» в поиске инвесторов помогает то, что сама инвестиционная компания — белорусская. Хорошо знакома с ментальностью, конкурентными преимуществами страны, ее особенностями. И способна донести нужную информацию до потенциальных инвесторов. Однако и без иностранного опыта нам пока не обойтись. Ведь приватизация в нашей стране, по сути, только начинается. На продаже первых 5 ОАО будут учиться и государство, и инвестиционные агенты, и сами руководители предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter