Из чего рождается нынешний андеграунд
На моем столе уже лежало приглашение на презентацию книг "Второго фронта искусств", когда на сайте одного уважаемого московского издания я наткнулась на размышления о белорусском андеграунде. Размышлений, собственно, было немного, поскольку сводились они к описанию визита автора в нашу столицу и категоричному выводу, что андеграунда в Беларуси как такового нет, "поскольку ground`а для него нет". Тем не менее основания для несогласия с этим утверждением у меня были самые что ни на есть вещественные - приглашение на акцию "Три дня". Которая, впрочем, действительно должна была состояться не в "продвинутом" клубе, не в подвале, а в Государственном музее истории белорусской литературы.
"Изобретайте новые извращения! Вся власть - воображению!" - призывала мир парижская молодежь почти сорок лет назад, сооружая баррикады из школьных парт. И Сартр, вдохновленный их анархизмом, с восторгом взбирался на этот импровизированный постамент, скандируя вместе со всеми... Штормовая волна студенческих бунтов накрыла тогда чуть ли не весь мир и привела не только к глубокому политическому кризису и реформированию европейской системы образования, но и к появлению новой эстетики в искусстве - неофициальной, независимой, неподцензурной. Очевидно, что постмодернизм рождался не из комфорта и сопутствующей ему скуки, а из внешнего и внутреннего хаоса. Пожалуй, именно поэтому творческие эксперименты в сфере самовыражения в Стране Советов стали особенно демонстративны позже, в начале 90-х. И когда грянул "черный октябрь" 93-го, многие деятели "нового андеграунда" вполне естественно нашли свое место на других баррикадах...
Но с тех пор андеграунд сильно изменился. Причем не только в Беларуси, но и в России - даже в большей степени, чем у нас. Хотя в сознании обывателя почему-то до сих пор живуч образ мрачного маргинала - аутсайдера в состоянии хронического вызова. В то время как современная литература и рок-музыка демонстрируют нам вполне состоявшихся граждан. По большому счету суть этого расхожего понятия не в противостоянии, а в отстоянии от нормы, без оглядки на общественный вкус и чужое мнение. Иначе тот, прежний, "несанкционированный" андеграунд едва ли привил бы современному искусству его нынешнюю толерантность, позволяющую сегодня любым стоящим экспериментам претендовать на лучшие сцены, выставочные залы и твердые переплеты.
Уложиться в меньшее количество времени организаторы акции "Три дня" могли едва ли - "Второй фронт искусств" решил подвести результат своей деятельности за несколько последних лет, а результат - это более 20 книг авторов "раскрученных" и совсем неизвестных вроде 18-летних Змитера Пляна или Владимира Боськи. Для пущей убедительности в залах музея истории белорусской литературы разместили выставку "Блазны", в которой приняли участие не только живописцы, но и "презентуемые" литераторы. А еще через несколько дней в Институте Гете широкой публике был представлен сборник текстов молодых белорусских и немецких поэтов "Frontlinie". Серьезные заявки на свое место в культурном пространстве. Хотя звучные названия некоторых книг выглядят совершенно "безбашенными" (например, "Палiванне на мух са шланга", "Тамбурны маскiт", "Трап для суслiка", "Практычны дапаможнiк паруйнавання гарадо›" и др.), да и чуть ли не каждое явление себя народу наш литературный андеграунд обставляет перфомансами "Спецбригады африканских братьев" и прочих "братских" коллективов, все же не стоит считать его результатом одного лишь переизбытка юношеских эмоций. Хотя "Бум-Бам-Лит" все-таки жив и по-прежнему принимает в свои ряды "молодых да ранних". А те, кто постарше и поопытнее, коллективно называют себя "Schmerverk" (расшифровывается как "Завод по производству боли"). Пусть под "болью" имеется в виду пробуждение эмоций, выпячивание всяческих духовных и общественных проблем, но при первом знакомстве все это сильно отдает обычным "выпендрежем". Однако сегодня мало напечатать книгу и оставить ее на прилавке даже самого центрального книжного магазина. Уже нельзя не считаться с тем, что восприятие публики изрядно "подкорректировано" видеорядом телевидения, Интернета, да и общей иронической стилистикой современного искусства, так что все эти перфомансы и "ненормальные" названия - ход абсолютно правильный. Потому что под этой "пеной" можно обнаружить не только игру в слова и звуки, но и точные образы, и тонкую философию. Недаром такие серьезные люди, как Игорь Логвинов, заправляющий издательством, специализирующемся на разнообразной научной и философской литературе, вкладывает собственные деньги в развитие и этой "странной" прозы и поэзии. А еще учреждает годовую премию наиболее яркому ее представителю и принимает к рассмотрению рукописи любого таланта "с улицы" (правда, для того чтобы стать книгой, рукописи все-таки должны получить оценку профессионального редакционного совета)... "Такая лiтаратура мае права быць, яна патрэбна, - считает директор музея истории белорусской литературы Лидия Макаревич. - Пра гэта можна меркаваць ужо па той колькасцi людзей, што прыйшлi на прэзентацыю. I ›рэшце, калi мы робiм вечарыны класiка›, чаму не можам прыняць у сваiх сценах маладых паэта›?" Так что "ground`a" для андеграунда у нас предостаточно. Хотя бунтарской эта эстетика, пожалуй, уже и не является. Но если сравнить ее с химической лабораторией, где нет запрета на любые эксперименты, то для развития национальной литературы в целом это только на благо.
Завод по производству боли
Из чего рождается нынешний андеграунд
На моем столе уже лежало приглашение на презентацию книг "Второго фронта искусств", когда на сайте одного уважаемого московского издания я наткнулась на размышления о белорусском андеграунде.