Конкуренты пытаются укусить «Беларуськалий» через критику и политику из-за ведущих позиций нашего экспортера на мировом рынке

Зависть — плата за лидерство

Братья Стругацкие утвер­ждали: трудно быть богом. Но быть лидером на мировом рынке, наверное, не менее сложно. Особенно в планетарной экономике преобладающего капитализма. Да, многие (если не все) частные компании пишут в своих уставах о приверженности этичному поведению, честной конкуренции и выполнении других правил добропорядочности. На деле эти приоритеты не стоят чернил и бумаги, потраченных на них. Когда на кону стоят деньги и необходимость улучшения биржевых котировок и рейтингов, пресловутый честнейший бизнес готов на любые действия. Вот и наши калийные экспортеры подверглись вполне конкретной информационно-политической атаке. Почему? Из-за приверженности всех скрытых участников процесса принципам гуманизма и демократии? Нет, ключевая причина — лидерство Беларуси на калийном рынке. И оно давно не нравится конкурентам. А их на этом рынке предостаточно.

У белорусского калия самая широкая география экспорта — 140 стран.

Свалить на другого

Чем отличается наша калийная отрасль, так это относительной непубличностью. Потому что калийщики концентрируются в своей работе исключительно на коммерческом, а не информационно-общественном результате. В отличие от наших ключевых конкурентов, подавляющее большинство которых котирует свои ценные бумаги на международных финансовых рынках. А там действуют своеобразные правила игры, которые можно обозначить хорошо известной фразой: главное — не хорошо работать, а грамотно писать отчеты. А их-то как раз по итогам года большинство иностранных поставщиков составляет и отправляет акционерам. Ключевая тонкость работы с инвесторами — усилить свои успехи (или преподнести как таковые какие-то факты) и объяснить неудачи (как правило, ссылаясь на внешние факторы, ведь кто же сам в своих просчетах признается?).

У публичных калийных компаний начало года тоже горячее время. Надо как-то объяснять, почему за прошлый год все (или многие) игроки приросли, но с прибылями дело обстоит несколько хуже. Некоторые, даже не выплачивая дивидендов, оказались на минимумах прибыльности, а то и в минусе. Конечно, кое-какие неурядицы можно было бы списать на пандемию, если бы не пример более успешных игроков. Того же «Беларуськалия», который платит с каждой тонны 55 евро экспортной пошлины, несет серьезную социальную нагрузку, обеспечивает и условия труда, и заработную плату (наши шахтеры живут лучше многих зарубежных, иначе давно бы уже умчались в другие страны).

Беларусь стала экспортером №1 в мире — почти 12 миллионов тонн в прошлом году.

Вот тут-то и началась информационная кампания с утверждениями о якобы невнятном поведении белорусского экспортера калия. Мол, сбивают цены. Например, с Китаем белорусский поставщик заключил контракт исходя из 247 долларов за тонну. Российские коллеги пыхтели от возмущения, обвиняя чуть ли не в демпинге. Как и канадцы. В то же время и те и другие в феврале — марте грузили в КНР сотни тысяч тонн. И цена (по крайней мере, некоторых поставок) была 216 долларов за тонну. Международное сырьевое агентство Argus такую петрушку зафиксировало. Так кто работает на понижение? Белорусы или канадцы с россиянами?

Тем не менее зарубежные калийные коллеги уже пару месяцев не могут успокоиться, обвиняя белорусов во всех грехах, тем самым нарушая все законы деловой этики. Понятно, что пользуются политической ситуацией. Нынче классический транснациональный бизнес спрятал открытый оскал и превратился в голубя: эти птицы мирно воркуют в стае, но так и норовят толпой забить собрата при любой возможности. Жестокие создания, хоть и мирные.

Не исключено, что попытка давления на норвежскую компанию Yara за сотрудничество с «Беларуськалием» также имеет коммерческую подоплеку, прикрытую политическими сентенциями. Надо отметить, в 2013 году нас уже подставляли перед норвежцами, преподнеся руководству Yara ложную информацию, что белорусский калийный гигант находится под санкциями. Эту некрасивую историю, откровенно спровоцированную конкурентами, грамотно развеяли наши менеджеры. Правда, потребовалось определенное время, за которое коллеги по цеху пытались занять наши ниши. Впрочем, судя по результатам работы рынка последних лет, не совсем удачно.

Ключи от калийного мира

Такой актив, как «Беларуськалий», всегда интересует инвесторов. И они вились вокруг нашего гиганта всегда. Другое дело, что после сложностей середины 2010-х Белорусская калийная компания стала экспортером номер один в мире: за прошлый год поставила на рынок 12 миллионов тонн. У нас самая широкая география экспорта — 140 стран. Для сравнения: у канадских производителей в клиентах значится около 50 государств, у российских — 70.

Наши шахтеры живут лучше многих зарубежных, иначе их давно переманили бы другие компании.

Вырваться в лидеры удалось за счет своей стратегии: заниматься развитием рынка, сглаживая спекулятивные волны, и работать в том числе с самыми мелкими клиентами. Даже если им нужно всего 20 тонн. В течение нескольких лет объемы могут значительно вырасти. Так и формируется устойчивый сбыт.

Вообще, калийный рынок очень специфический. Достаточно много продукции поставляется в страны с небогатым сельским населением. Поэтому подход «привез продукт и бросил» не работает. Чтобы сбыт рос, необходимо помогать местным аграриям правильно использовать удобрения, проводить обучение, давать рекомендации… Словом, формировать полноценное информационно-маркетинговое сопровождение своего товара.

На рынках азота и фосфатов другая философия. Они больше заточены под биржевые котировки, поэтому спекулятивные истории там случаются постоянно, к ним давно привыкли и производители, и потребители. Кстати, сегодня в международные калийные компании пришло много топ-менеджеров и акционеров из других сфер. Им хочется принести и другие правила игры, но они не работают на рынке калия. Совсем. И воспоминания этих новаторов о калийном ОПЕК формата 2000-х только подтверждают правило.

Действительно, некогда использовалась формула «цена превыше объемов». А результат? Стоимость тонны в какой-то момент достигла почти тысячи долларов. А потом стремительно рухнула. Некоторые потребители даже попросили вернуть деньги по уже заключенным контрактам. И приходилось это делать. Объемы продаж и так были небольшими, а их можно было лишиться совсем. В результате потеряли и калийщики, и аграрии.

Тяга к спекуляциям

Справедливости ради надо сказать, что явно выиграли некоторые инвесторы. Классика биржи: если какие-то рынки пухнут от динамики цен, растут и ценные бумаги, с этими рынками связанные. Тут главное — купить на дне, спровоцировать спекулятивный рост и продать на пике. А дальше хоть трава не расти. Кстати, руководители и многие владельцы калийных компаний середины 1990-х — середины 2000-х уже давно в других бизнесах. Ни на что не намекаю, но факт остается фактом.

«Беларуськалию», единственным акционером которого является государство, спекулятивные игры однозначно не нужны. Поэтому он и проводит политику поступательного развития рынка калия, а цены устанавливает исключительно исходя из реалий жизни. В начале прошлого года они росли, случился коронакризис — снизились. Но быстро нащупали дно, от него оттолкнулись и сейчас снова шаг за шагом повышаются. На проценты, но не кратно, как бывало когда-то. Критиковать можно любую стратегию, однако если исходить из результатов работы нашего гиганта, то она оправданна.

Другой вопрос, что эта стратегия очень не нравится другим производителям. Поэтому они и стараются при любом удобном случае посильнее вставить палки в колеса. И открыто, и кулуарно. Не без того. Таков мир бизнеса. Впрочем, наши партнеры не поддаются на провокации: отличительные черты белорусских калийных менеджеров — вежливость и душевное отношение к работе. С уважением всех партнеров, интересов представляемых ими компаний, их государства, культуры, обычаев. Такой подход работает. Ибо сторонники создания картелей могут и кинуть: взять и отправить твой объем по более выгодному направлению. Тогда удобряй поля как хочешь. А аграрный бизнес очень непростой. В любой стране. Поэтому ценит надежность.


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter