Источник: Знамя юности
Знамя юности

Руки видят. На один вечер окунуться в мир незрячих предлагают в Гомеле

Зависть – липкая, а радость – пушистая

Знаете, каково отрезать кусок хлеба, не видя его? Или наливать чай по звуку? Ходят ли незрячие в кино, наносят ли макияж, пишут ли картины? Как распознать эмоции и чувства кончиками пальцев? Ответы на эти вопросы дает проект «Руки видят» Гомельского городского центра инклюзивной культуры.

Номинал карт помогает узнать шрифт Брайля

Неограниченные возможности

Необычный проект начинается с квеста «Крот». Погружение максимальное, поэтому у каждого посетителя центра личный сопровождающий и плотная маска на лице. Теперь мир придется познавать с помощью других чувств. Куратор выставки и мои сегодняшние «глаза» Джессика Козлова объясняет:

– Есть несколько правил при сопровождении человека с ограничением здоровья по зрению. Самое главное – следовать за напарником. Вы правша, поэтому левой рукой берите меня под локоть или кладите ее на плечо, как вам удобно.

В центре инклюзивной культуры я была неоднократно, но сейчас будто шла по совершенно другому зданию. Небольшой уклон в зрительном зале показался мне горнолыжным спуском, а случайное прикосновение к стене справа чуть не вызвало паническую атаку.

Эмоцию можно прочувствовать и на ощупь

Успокаивал только голос Джессики, которая параллельно с испытанием проводила короткий экскурс в мир незрячих и слабовидящих:

– Он, на самом деле, насыщенный и наполненный. Незрячие живут самостоятельно, ухаживают за собой и домом, занимаются спортом и развлекаются.

В мир развлечений и попадаем в первой локации. Под контролем сопровождающей я на ощупь определяю цифры на театральном номерке. Опасливо обнимаясь с креслами, нахожу свои ряд и место в зале. Кстати, по пути пришлось преодолеть громаднейшие ступени. Забегая вперед, скажу, что потом на этот «ужас архитектурной мысли» я посмотрела: высотой они были от силы сантиметров семь.

Пока прихожу в себя в мягком уютном кресле зрительного зала, Джессика рассказывает про тифлопереводчиков – специалистов, которые при помощи емких и образных комментариев пересказывают незрячему, что происходит на сцене или экране. Как выглядят актеры, как оформлена сцена и в какую сторону в итоге выстрелит ружье, висящее на стене, – в воображении в итоге сложится полноценная картина.

Писк воды

Нащупываю в уголке специальных карт выпуклые отметины, сделанные шрифтом Брайля, – с такой колодой незрячие устраивают полноценные покерные турниры. Пинаю необычный футбольный мяч и по звуку его гремящего содержимого пытаюсь определить направление движения. Получается ужасно – впрочем, я и в обычной жизни в этой дисциплине полный профан. А вот шоудаун (смесь аэрохоккея и настольного тенниса) мне понравился куда больше. Явственно слышала, как издающий звук шарик катится к мини-воротам, которые нужно защищать, и активно работала ракеткой. Джессика клянется, что один раз я его даже отбил­а!

К шашечному турниру я уже более-менее уверенно нащупывала спинки стульев и не промахивалась мимо сидений. Джессика терпеливо двигала моими пальцами по доске:

– Квадраты, по которым мы ходим, имеют углубления. Белые шашки ровные и ребристые, черные – впалые. Сыгра­ем!

Попытка нарисовать в воображении сюжет игры немного замедляла скорость ходов, но бережно хранимые воспоминания о третьем месте по шашкам, когда-то занятом в школе, позволили мне «съесть» две фигурки противника.

Наигравшись вдоволь, погружаемся в быт. Джессика ведет меня на кухню, учит на ощупь определять разные овощи, отделять горох от фасоли, а самое главное – выполнять привычные для всех нас вещи. Оказывается, резать хлеб незрячим помогает специальный нож с ограничителем, а наливать в чашку чай – особый датчик: вода достигает проводков, и кухня наполняется жутким писком из динамика. 

Пластиковый ограничитель позволит не пораниться

И десять желтых кубов

Я измеряю «жилую комнату» в шагах, чтобы запомнить расположение мебели, ощупываю вешалки с гардеробом и подбираю на выход приглянувшуюся пальцам шляпу. Джессика меня «обрадовала»: я предпочла щеголять в леопардовом принте. Мы щупаем гипсовые лица и выпуклые картины, чтобы научиться ощущать тактильную красоту, Джессика описывает мне висящие на стенах полотна, а завершить квест предлагает в кинозале, где идет фильм с тифлопереводом.

Незрячим по силам любые бытовые задачи
Когда сняла маску, с удивлением обнаружила выступившие на глазах слезы. Пережитых эмоций оказалось так много, что понадобилось время, чтобы с ними справиться. 

А организаторы уже спешили познакомить со второй частью погружения – выставкой «Руки видят». Основа экспозиции – десять желтых интерактивных кубов, воплощающих эмоции и чувства. Джессика отмечает:

– Физически здоровый человек первостепенно считывает чувства зрительно – по глазам, мимике, жестам. Восприятие окружающего мира незрячим состоит из звуков, вкусов, тактильных ощущений и запахов.

Надеваю на глаза уже привычную маску. Такая форма познания, в полнейшей темноте, заставляет воспринимать эмоцию гораздо глубже, чувствовать в несколько раз сильнее. Руки погружаю внутрь куба с названием «Забота». В наушниках звучит убаюкивающая колыбельная от бабушки, а ладони сами собой скользят внутрь теплых варе­жек. 

Зависть – холодная и липкая, сопровождаемая мерзким шепотком. Радость наполнена детским смехом и чем-то пушистым под пальцами. Одиночество – пустое внутри. К последнему кубу «Понимание», кажется, становишься более чутким, и пальцами легко «прочитываешь» внутри надпись «Руки видят». Не знаю, насколько чувствительнее стали именно они, но душой я, кажется, поняла многое гораздо глубже.


valchenko@sb.by 

Фото Таты КАВЕРИНОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter